Смекни!
smekni.com

Греческий проект Екатерины II (стр. 4 из 4)

Однако реальность греческого проекта не снимает важнейший вопрос об авторстве идеи независимости Греции в 70-х годах XVIII века. И в поисках ответа на этот вопрос среди прочих документов особо обращает на себя внимание один. Это письмо адмирала Спиридова «Ответы духовенству о будущем государственном устройстве». Этот документ был написан Г. А. Спиридовым между февралем и июнем 1771 года, т.е. когда происходило создание и начало становления государства. Данный текст – ответ на вопросы Греческого Духовенства, с островов, вошедших в состав Архипелагского княжества Екатерины II.

Адмиралу были заданы 5 основных вопросов по Церковной жизни:

1. О церковном Суде и подсудности духовенства.

2. О налогах по процентам с духовенства.

3. О бродячих монахах (переходящих без разрешения из одного монастыря в другой).

4. О церковной собственности.

5. О подчинении паствы своим архиереям.

Для исследования ценно, что Г. А. Спиридов не только ответил на все эти вопросы, но и вставил туда свои размышления о будущем Архипелагского государства. Адмирал рассматривал 2 варианта развития государства в Архипелаге – как республики и как архидукства (герцогства). Анализ этого документа приближает к ответу на многие вопросы, в том числе и на интересующий нас вопрос, поставленный в предыдущей главе: Кто же является подлинным авторов идеи независимости Греции? Но чтобы ответить на этот вопрос надо проанализировать ВЕСЬ текст, написанный адмиралом.

Вначале Спиридов отвечает на вопрос о подсудности духовенства. В пример Архипелагу он ставит Россию, в которой разрешен суд над духовенством, но только Церковный Суд. Как пишет Спиридов, «все духовенство судят по духовным делам от начальства своего в своей епархии», а само начальство может судить только священный Синод.

Затем адмирал дает ответ и на вопрос о налогах: он считает, что церкви не должны платить налоги, но в случае займа заботиться о благосостоянии церквей должно государство, хотя церкви не должны брать в долг, кроме крайней ситуации. Здесь Спиридов опять ставит в пример Россию, где «преосвященныя митрополиты, архиереи … разумно содержат монастыри и церкви, которые ни в каких долгах никогда не бывают, а довольствуются содержанием и подаяниями». Как видно, пока Спиридов строит своё государство по примеру Российской Империи, и, вполне вероятно, по приказу Екатерины. Однако уже со следующего пункта начинаются различия с нормами России.

В третьем пункте Адмирал отвечает на вопрос о бродячих монахах. С беглецами он предельно жесток: наказание назначается не только за побег, но и за укрывательство беглого монаха. «А мирским доложить: кто у себя беглого монаха держать будет, то в наказание денежный штраф». Тут уже Спиридов не ссылается на законодательство России или на указ Екатерины, а отдает распоряжения сам.

Далее Спиридов дает указание, разрешить церковное землевладение ни в коем случае не отнимать церковные земли, не грабить их, защищать от грабежей и не брать с церковных земель никакого налога, а все бывшие при «безбожных агарянах» упразднить, и с текущего 1771 года дань туркам не платить. Затем Спиридов предлагает (в настойчивой форме) в казну забирать фиксированный налог для гражданского населения. Спиридов пытается исключить возможность не только коррупции, но и необъективного отношения к людям, с которых взимаются налоги. Далее Спиридов разрешает и даже приветствует передачу земель монастырям и храмам. «Что же касается отданным дачам недвижимым имениям под епархиям, … чтоб оные дачи не отнимались и десятой части с них не брать.»

Таким образом, из документа следует, что Спиридов пытается построить справедливое независимое государство по своим представлениям.

Кроме того, Спиридов пишет затем и собственные рассуждения по поводу земельных взаимоотношений светской и духовной власти, государственных сборов, самой политики и устройства островов.

Начинает свои рассуждения адмирал Спиридов с мысли о даровании земель монастырям. «В Великороссии много примеров, когда монастырям и церквям богатые люди жертвовали имущество (движимое и недвижимое)». Адмирал одобрял такие пожертвования и давал указания, как их использовать и какие с них брать налоги государству: движимое имущество надо тратить для хозяйственных дел и строения чего-нибудь нужного, на починки монастырей и келий… Недвижимое же имущество надо использовать как место добывания пропитания для монахов. Однако государству несмотря даже на то, что земли стали принадлежать церкви, надо собирать налог в казну, чтобы с передачей земли Церкви государство не обеднело и не стало отрицательно относиться к передаче земли Церкви. Вот насколько дальновиден Адмирал Спиридов! Он заранее пытается предотвратить конфликт между Церковью и Государством, который мог возникнуть при точном выполнении 2 завета Русского Адмирала. После этого Спиридов вдаётся в детали и тонкости собирания налогов даже в ситуациях, обозаченных им «хотя такому и статься немочно». Дальше он предписывает, на что тратить собранные налоги, и одновременно дает важные советы руководителям островов. «Здесь в Архипелаге такие сборы просто необходимы, чтобы обеспечить безопасность от безбожных агарян». Как далее пишет Адмирал, ни один остров не выстоит сам собою, ежели его оружие русское не защитит, и именно в объединении он видит спасение как этих островов так и всей Эллады, именно объединившись и выставив объединенную армию против врага греки могут победить турок и отстоять свою независимость. И чтобы суметь защитить свою вольность, чтобы не распасться на много маленьких государств-островов у Архипелагского княжества может быть лишь две формы правления: архидукство (как считают монархи, в т. ч. и Екатерина II, герцогиня Архипелагская) или, если Екатерина проявит милость – острова станут республикой! Вот о чем мечтал сам Григорий Андреевич Спиридов! Вот почему не сделал Архипелаг частью Империи, вот в чем для него был смысл Архипелагской экспедиции!!! Он мечтал не просто освободить народ от турок и передать под власть России, он мечтал о большем! Он надеялся не только ОСВОБОДИТЬ народ, но и дать возможность народу самому решать свою судьбу, дав ему власть!!! Поэтому он требует создать (пользуясь тем, что не пришел приказ от Государыни-Императрицы) вольное гражданское управление, избрав от каждого острова по 2 депутата, чтобы и судьи и присяжные были выборные, чтобы каждый человек был причастен к управлении архипелагом, чтобы он защищал от турок не своего правителя и его страну, а свою, Родину, подлинную Родину, о которой мечтал и сам Спиридов, чтобы каждый человек знал, что он важен и нужен этой Родине, что его мнение не будет проигнорировано, и ни он сам, ни его семья не подверглись бы несправедливостям! Вот какое государство ещё в 18 веке мечтал создать Адмирал Спиридов, вот, за что он рисковал своей жизнью в боях, вот за что он был готов умереть!!! Это СВОБОДА!!! Именно из-за того, что ему не хватало этой свободы, он и ушел со службы после возвращения Экспедиции назад в Россию. Ему просто не хватало той свободы, которая у него была в Архипелаге, и которая была основным принципом государства, которое ОНИ (да-да именно они, а не Екатерина с Потемкиным) создавали на греческих островах. И именно этот главный смысл в послание вкладывал Спиридов! Он требовал срочно, пока это возможно, создать свободное государство. Но сбыться его мечтам на этих землях было суждено лишь спустя много лет, когда появилась Греческая Республика.

Заключение.

Итак, из проведенного мною исследования можно сделать твердый вывод, что Греческий проект БЫЛ. Иначе Екатерина II просто не вкладывала бы в него ресурсы (как людские, так и финансовые). Но Императрица считала греческий проект скорее глобальной диверсией, чем долгосрочным направлением политики. Екатерина была против «восстания каждого народа порознь, что привело бы только к открытию туркам глаз». А если бы она действительно хотела какую-либо греческую землю освободить (или захватить), то надо было выбрать один народ и сосредоточить внимание экспедиции на освобождении этого народа. А указание поднимать все народы, также как и отказ от Архипелагского княжества в 1774 году по Кючюк-Кайнарджийскому мирному договору показывает, что Екатерина видела проект всего лишь как краткосрочную акцию.

Иначе его видели братья Орловы и адмирал Спиридов. Для них цель экспедиции не «напугать» Турцию и устроить диверсию в тылу у турецких войск, а подлинно освободить Элладу и греков – братьев по вере от турецкого мусульманского ига. И Спиридов создавал Архипелагское государство не столько по законам и обычаям Российской Империи, а следуя своим собственным представлением о государственном устройстве и справедливости. Он создавал оптимальное для народа государство, он создавал Родину, в которой ему самому хотелось бы жить. И главным принципом созданного им государства была свобода.

Однако политические интересы оказались важнее моральных. Экспедиция была отозвана в Санкт-Петербург, Архипелагское княжество было ликвидировано и острова, в него входившие были возвращены Оттоманской Империи. Казалось бы, все кончено. Спиридов уволился. Греция вновь оказалась под властью Турции. Но все же осталось самое важное. Осталась память о героических годах борьбы с Турцией на враждебной территории, осталось стремление нанести ответный удар, освободить Грецию, уничтожить Турцию и взять второй Рим, город на 7 холмах, Константинополь. Это стремление будет реализовано гораздо позднее, но его истоки будут находиться именно в Первой Архипелагской экспедиции и в Архипелагском государстве Адмирала Спиридова.


[i] Маркова. «О происхождении так называемого Греческого проекта» 1958 год

[ii] Маркова. «О происхождении так называемого Греческого проекта» 1958 год

[iii] Маркова. «О происхождении так называемого Греческого проекта» 1958 год

[iv] «Секретнейшая инструкция» кн. Г.А. Потемкина дипломату в Константинополе Я.И. Булгакову 13.12.1786

[v] Маркова. «О происхождении так называемого Греческого проекта» 1958 год

[vi] Харрис Джеймс Мальмсбери. «Лорд Мальмсбери о России в царствование Екатерины II» 1778-1783.

[vii] Вольтер. «Переписка Екатерины II с Вольтером» 1850-1880.

[viii] Херасков М. М. «Ода Российскому воинству» 1769.

[ix] Екатерина II «Инструкция графу Орлову» 1768.

[x] Петров В. П. «Ода на победы в Море» 1770.

[xi] Смилянская Е. Б. «Русские в Средиземноморье»

[xii] Смилянская Е. Б. «Русские в Средиземноморье»

[xiii] Смилянская Е. Б. «Русские в Средиземноморье»