Смекни!
smekni.com

предмет: психология Тема: юмор как повышение учебно-воспитательного процесса (стр. 3 из 4)

Возможно, ли представить школу без улыбки и смеха детей? Конечно, нет! «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться» - это уже аксиома. Но детские улыбки бывают разные. Помочь ребятам в освоении скучных предметов, развить познавательный интерес к учёбе – задача каждого учителя, а таким образом повысить учебно-воспитательный процесс с помощью юмора.

ЮМОР КАК ПОВЫШЕНИЕ

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Наблюдая за учащимися разных возрастов, складывается определённый вывод: чувство юмора у большинства ребят находится на низком уровне. Это приходится констатировать, слыша плоские шутки, видя неуважительное отношение мальчиков к девочкам и, что ещё ужаснее, наоборот. Всё это нередко сопровождается грубостью, оскорблениями, улыбками и смехом. В таких ли улыбках нуждаемся мы? Конечно, нет. Но учить с помощью юмора необходимо. Только учить надо целенаправленно, последовательно. Учить надо не только на уроках, но и во внеурочное время. Проводя с младшими школьниками «Уроки улыбок», где основными компонентами были :весёлая музыка, песни и игра, конкурсы на самый смешной и поучительный рассказ, работа-игра над мимикой и пантомимой, постановка юмористических сценок, разбор юмористических рассказов, весёлых стихотворений, мы убедились в положительном эффекте. Всё это даёт возможность создать хорошее настроение, добрую улыбку и желание стать активными участниками урока или мероприятия. Во время подготовки к таким урокам и мероприятиям, хорошо использовать материалы творчества А.Барто, С.Маршака, С.Михалкова, Н.Носова, Э.Успенского, а также журналы: «Затейник», «Трамвай» и другие.

В классах среднего и старшего звена стараться проводить всевозможные юмористические конкурсы, сочинения, вопросы для любознательных в юмористической форме и т. д. Первое апреля ежегодно отмечается как День смеха, шуток, розыгрышей. В этот учебный день можно совместить эти события в необычном, юмористическом проведении уроков и внеклассных мероприятий. Например, «Первое апреля - ни минутки без шутки», «Хорошо смеяться вместе», риторические игры и задачи, конкурсы анекдотов «Белый попугай» и многое другое.

На уроках литературы есть огромная возможность работы с ребятами по привитию познавательного интереса и повышению знаний учащихся через анализ произведений, когда учитель сам найдёт в произведении юмористическое, над, чем можно посмеяться, и научит ребят этому. Важно, правильно научить смеяться, даже над самим собой. Смех и юмор должны нести положительные эмоции для любого человека. На примере уроков литературы я дам небольшой анализ юмористическим литературным произведениям, где можно с ребятами посмеяться над героями, таким образом усилить желание читать и анализировать, делать определённые выводы.

Юмор – один из видов комического. Только эпоха Возрождения, поставившая в центр мироздания человеческую личность, по-настоящему открыла стихию юмора, отправив путешествовать по дорогам с Испании комических чудаков – Дон Кихота и Санчо Пансу. Чудак, эксцентрик, человек, нарушающий своим поведением привычный уклад, остается излюбленным, хотя и не единственным, героем юмористической литературы до наших дней.

Как и другие формы комического, юмор живет противоречием между видимым и сущим, он учит идти вглубь, недовольствуясь очевидным и поверхностным. В его власти равно развенчать и возвеличить. В сумасбродных выходках Дон Кихота писатель – юморист угадывает дух подлинного подвига, так же как и Н.В.Гоголь в жалкой страсти Акакия Акакиевича к шинели – высокую мечту о жизни, достойной человека. Но функция юмора сводится к «снятию маски» лишь тогда, когда он выполняет своего рода подсобную работу, служа орудием сатиры или средством иносказания. Сказочный Иванушка – дурачок, скинув шутовской наряд и превратившись в прекрасного принца, покидает область юмора, точно так же как щедринский Угрюм-Бурчеев, окончательно разоблаченный сатириком. В собственной сере юмор не отвергает «видимое» ради «сущего», но нередко меняет их местами. Для него равно важны обе эти стороны явления в их резком несовпадении, нерасторжимой взаимосвязи. Дон Кихот возвращается домой и на смертном одре излечивается от стремления к подвигам, тень Акакия Акакиевича срывает шинели с прохожих, на смену Хлестакову приходит грозный «чиновник по особым поручениям». Итог юмористического произведения всегда неоднозначен, допускает взаимоисключающие истолкования и продолжения. Найдя комическую сторону в серьезном предмете, юморист усугубляет этот взгляд до тех пор, пока нарастание комизма не побуждает его искать серьезную сторону в комическом предмете, и т.д. По сути дела, этот процесс бесконечен, и потому юмористическое суждение никогда не может быть окончательным.

Художественным воплощением этой вечной игры между «видимым» и «сущим» часто становится контраст между внешней непритязательностью, маловажностью юмористического произведения и его внутренней духовной значимостью. В юморе М.Сервантесе и Л.Стерна Н.В.Гоголя и Ч.Диккенса, Л.Кэрролла Э.Лира позднейшие поколения находили такие глубины, о которых, возможно, и не помышляли сами писатели. Вместе с тем чересчур серьезное прочтение юмористической книги обедняет ее не меньше, чем прочтение чисто смеховое. Видеть в «Дон Кихоте» только трагедию также однобоко, как видеть в нем только пародию. Читая «Нос», нельзя забывать ни того, что это философская повесть, ни того, что это забавный анекдот.

«Больше ничего не выжмешь из рассказа моего», - дерзко заканчивает А.С.Пушкин свою исполненную юмора поэму «Домик в Коломне». Отстаивая права писателя говорить о «пустяках», быть порою непоследовательным и нелогичным, он, по существу, утверждает принцип духовной свободы личности. Юмор освобождает от стереотипов, от власти заранее готовых схем мышления и поведения. Отсюда та ни с чем не сравнимая роль, которую играют в юморе странность, эксцентрическая игра словами и предметами.

Пожилой господин из Акосты

Приобрел восемьсот девяносто

Яблок и апельсинов

И швырял со всей силы

Их в своих земляков из Акосты.

Этот стишок принадлежит английскому поэту Э.Лиру, родоначальнику так называемой литературы нонсенса, или бессмыслицы. Почему пожилой господин из Акосты нашел фруктам столь не обычное применение? Хотел ли он угостить земляков или ушибить их? Скорее всего, и то и другое. Автор не стремится убедить нас, что его герой – человек, «приятный во всех отношения», но, во всяком случае, эта личность яркая и неординарная.

Именно таковы свойства юмора. Неожиданности, которые он нам преподносит, далеко не всегда радуют. Порой они даже озадачивают. Но без них жизнь была бы скучнее.

Свойство всего живого – стремиться к разнообразию. Косность и автоматизм в живом существе всегда смешны. Поэтому забавны куклы, изображающие животных или людей. Комичны чересчур схожие люди, например Бобчинский и Добчинский из гоголевского «Ревизора», «оба низенькие, коротенькие, очень любопытные, чрезвычайно похожи друг на друга…». Словно эти персонажи были произведены на свет какой-то машиной людей, как одинаковые детали.

Человеку свойственно сопротивляться монотонной повседневности. Не случайно у многих народов существует обычай первого апреля розыгрывать родных и знакомых. В этот день, отступая от принятых норм поведения, не зазорно обмануть или разыграть знакомого и незнакомого. Никто не осудит такой поступок, разумеется, при условии, что обман или розыгрыш не причиняют никакого зла. Безвредность – вообще важная черта комического. Ещё древнегреческий мыслитель Аристотель писал, что «смешное – это некоторая ошибка и безобразие, никому не причиняющее страдания и ни для кого не пагубное».

Различные определения смеха не противоречат одно другому, а скорее дополняют друг друга. И это не удивительно. Область комического велика, необозрима; попадая в эту область, человек открывает всё новые и новые её черты.

Юмор бывает разный: добродушный, лёгкий, мрачный, злой, злорадный, мстительный.

ОТ ВЕСЁЛОГО К ПЕЧАЛЬНОМУ.

В третьей главе поэмы Гоголя «Мёртвые души» рассказывается о коробочке – одной «из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки…а между тем набирают понемногу деньжонки… в мешочки, размещенные по ящикам комода». Одна смешная подробность следует за другой, а потом вдруг автор резко меняет тон: «Но зачем так долго заниматься Коробочкой?.. Не то на свете дивно устроено: весёлое мигом обратится в печальное, если только долго застоишься перед ним, и тогда Бог знает что взбредёт в голову. Может быть, станешь даже думать: да полно, точно ли Коробочка стоит так низко на бесконечной лестнице человеческого совершенствования? Точно ли так велика пропасть, отделяющая её от сестры её, недосягаемо ограждённой стенами аристократического дома?..».

«Весёлое» обращается «в печальное», когда становится ясно, что «дубинноголовая» Коробочка не досадное исключение, что таких, как она, можно встретить везде, что, наконец, и в читателе есть много общего с теми, над кем он смеётся. Понимание сложности и многосторонности жизни – отличительная черта юмора. По выражению английского писателя Уильяма Теккерея, юмор – это «соединение остроты с любовью». Юмор неразлучен с ощущением горечи, трагизма. Как заметил русский критик Н.И.Надеждин по поводу другого гоголевского произведения, «Ревизора», «ошибаются те, которые думают, что эта комедия смешна, и только. Да, она смешна, так сказать, снаружи, но внутри это горе - гореваньице, лыком подпоясано, мочалами испутано».