Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для студентов направлений подготовки 100100 «Сервис» и 100400 «Туризм» (квалификация (степень) «бакалавр») (стр. 5 из 9)

10. Петрухинцев Н. Н. ХХ лекций по истории мировой культуры : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Н. Петрухинцев. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 400 с.

11. Платонова Э. Е. Конспект лекций по культурологии / Э. Е. Платонова. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 304 с.

12. Хрестоматия по культурологии : учеб. пособие / отв. ред. Г. В. Драч. – Ростов н/Д.:Феникс, 2004. – 624 с.

13. Ястребицкая А. Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке: учебн. пособие / Л. А. Ястребицкая. – М.:ИНТЕРПРАЙС, 1995. – 416 с.

14. Дюби Ж. Европа в средние века / Ж. Дюби. – Смоленск: Полиграмма, 2010. – 318 с.

15. Кардини Ф. История средневекового рыцарства / Ф. Кардини; общ. ред. В. И. Уколовой и Л. А. Котельниковой. – М.: АСТ, 2011. – 384 с.

Тема 9. Культура эпохи Возрождения

(4 часа)

1. Факторы становления культуры Западно-Европейского Возрождения.

2. Утверждение гуманистами новой системы ценностей. Обожествление человека в воззрениях гуманистов.

3. Реформация в Северо-Западной Европе как составная часть культуры Возрождения.

4. Художественная культура эпохи Возрождения: эволюция образа человека.

Основные понятия темы: антропоцентризм, гуманизм, ренессанс, протестантская этика.

Методические указания

1. Проанализировав рекомендуемую литературу, рассмотрите влияние таких факторов становления культуры Западно-Европейского Возрождения, как торговля, приток иностранцев, широкие культурные контакты, возникновение городской культуры, развитие ремесла, переход к рыночным отношениям, повышение уровня благосостояния, а также формирование новой, светской элиты.

2. Обратите внимание, что одним из структурообразующих принципов ренессансной культуры становится антропоцентризм. Вместе с этим на первый план в утверждаюшейся новой системе ценностей выдвигались идеи гуманизма. Основы нового мировоззрения были заложены: Данте Алигьере (1265-1321), Франческо Петраркой (1304-1374), Джованни Боккаччо (1313-1375). Следует подробно рассмотреть формирование ими новой системы ценностей.

3. Изложите главные идеи Реформации. Обратите внимание, что в результате из католической церкви выделилась протестанская. Каким образом протестантизм изменил религиозные представления человека? Изложите суть протестанской этики.

4. Известно, что постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из мировоззренческих задач возрожденцев. Наблюдается пристальный интерес к визуальному восприятию мира, что определило расцвет живописи и других форм пространственного искусства. Проанализируйте, как нижеперечисленные художники подошли к решению мировоззренческих задач: Донателло (1386-1466), Боттичелли (1445-1510), Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буанаротти (1475-1564), Рафаэль Санти (1483-1520).

Но существует и другая тенденция развития ренессансной культуры - ощущение человеком трагичности своего существования. Подумайте, каковы ее причины? Почему великие художники эпохи, одержимые идеей создания иного бытия испытывали глубокую возрожденческую тоску?

Контрольные вопросы:

1. Какова основная периодизация Эпохи Возрождения?

2. В чем общие и особенные черты Итальянского и Северного Возрождения?

3. Каково определение антропоцентризма как основной идейной концепции ренессанса?

4. В чем заключались факторы формирования новой светской элиты?

5. Какова была роль светской элиты в развитии социо-культурных процессов ренессанса?

6. В чем заключались основные идеи т.н. «95 тезисов» Мартина Лютера?

7. В чем заключались факторы широкого распространения идей протестантизма в 16-17 вв.?

8. В чем заключались идеи предшественников Реформации 13-15 вв. (катаров, альбигойцев и т.д.) и почему их взгляды не получили широкой поддержки населения?

9. Как идеи Возрождения реализуются в живописи, литературе, архитектуре и науке ренессанса?

Практическое задание

Разработка мультимедийной презентации

Разделитесь на группы и разработайте презентации с использованием технических средств по следующим темам:

1. Жизнь и учение Мартина Лютера;

2. Личность и творчество Леонардо да Винчи;

3. Творческий путь и загадка личности Уильяма Шекспира;

4. «Божественная комедия» Данте Алигьери.

Список литературы

1. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. – 2-е изд. – М.: Худож. лит., 1990. – 543 с.

2. Баткин Л. Н. Итальянское Возрождение: проблемы и люди / Л. Н. Баткин. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1995. – 448 с.

3. История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение : курс лекций / Г. С. Кнабе [ и др. ]; под ред. С. Д. Серебряного. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. – 429 с.

4. Карпушина С.В. История мировой культуры : учебник для вузов /

С. В. Карпушина, В. А. Карпушин. – М.: Nota Bene, 1998. – 536 с.

5. Культурология: история мировой культуры : учеб. пособие / Г. С. Кнабе [ и др. ]; под ред. Т. Ф. Кузнецовой. – М.: Академия, 2003. – 607 с.

6. Пархоменко И. Т. История мировой и отечественной культуры : курс лекций / И. Т. Пархоменко, А. А. Радугин. – М.: Центр, 2002. 320 с.

7. Петрухинцев Н. Н. ХХ лекций по истории мировой культуры : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Н. Петрухинцев. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 400 с.

8. Платонова Э. Е. Конспект лекций по культурологии / Э. Е. Платонова. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 304 с.

9. Хрестоматия по культурологии : учеб. пособие / отв. ред. Г. В. Драч. – Ростов н/Д.:Феникс, 2011. – 624 с.

Тема 10. Основные культурологические концепции

(4 часа)

1. Философия Гегеля как теория культуры.

2. Культурологическая концепция О. Шпенглера.

3. Кризис рационализма в трудах Ф. Ницше и А. Шопенгауэра.

4. Концепция игровой культуры: Хейзинга, Ортега-и-Гассет, Финк.

5. Культурологические представления русской философской традиции.

Основные понятия темы: мировой разум, пессимизм, аполлонизм, дионисийство, игра, измерения культуры.

Методические указания

1. Рассматривая культурологическую концепцию Гегеля (на основе работ «Философия истории», «Эстетика», «История философии», «Философия права»), объясните понимание культуры как реализация разума, но это уже реализации мирового разума или мирового духа. Ответьте на вопрос: зачем говорить о мировом разуме, когда всегда можно указать на индивидуальных творцов?

2. Анализируя подход О. Шпенглера к развитию культуры, особое внимание обратите на проблему противопоставления культуры и цивилизации. Охарактеризуйте восемь типов культур по Шпенглеру. Подумайте, можно ли согласиться с утверждением, что в основе каждой цивилизации лежит душа, а культура – это символическое тело, жизненное воплощение этой души? Рассмотрев одноименное произведение О. Шпенглера, сформулируйте, в чем же состоит «закат Европы», в чем актуальность предостережения Шпенглера для нашей эпохи?

3. Охарактеризуйте пессимистическо-иррациональное направление в современной культурологии. Какими постулатами выражалась критика буржуазной культуры в трудах Фридриха Ницше, Артура Шопенгауэра, Рихарда Вагнера? Что имел в виду Ницше, когда говорил: «Человек есть нечто, что должно превзойти»? Что такое Сверхчеловек как ответ на центральный вопрос «Можно ли облагородить человечество?» Каким образом шопенгауэровская идея "воли к жизни" трансформируется у Ницше в "волю к власти"? Что такое аполлоново и дионисийское начала?

4. Приступая к рассмотрению игровой концепции культуры, дайте определение игры как культурно-исторической универсалии. Прокомментируйте утверждение Хейзинги, приведенное в его работе «Человек играющий»: «Культура не происходит из игры, как живой плод, который отделяется от материнского тела, — она развивается в игре и как игра. Все культурное творчество есть игра: и поэзия, и музыка, и человеческая мысль, и мораль, и все возможные формы культуры». Сформулируйте культуроформирующее свойство игры.

5. Изучая русскую культурологическую мысль, подробно остановитесь на двух направлениях в изучении культуры. Первое характеризует культуру как универсальное свойство общественной жизни (В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов, М. С. Каган, 3. И. Файнбург, Э. С. Маркарян и др.). Что подразумевают представители данного направления, когда рассматривают культуру как технологический аспект общественного процесса? Второе направление (Э. А. Баллер, Л. Б. Коган, В. М. Межуев и др.) кладет в основу анализа культуры личностное становление человека. Что в этом направлении является критерием развития культуры?

Важно также отдельно остановиться на теории культуры Н.Я. Данилевского. Как можно охарактеризовать “естественную систему” рассмотрения всего культурно-исторического процесса? Что подразумевает Н.Я. Данилевский, когда пишет, что мировая культура есть поток, расчленяемый не только по горизонтальному, но и по вертикальному измерению?

Контрольные вопросы:

1. Что такое мировой разум (мировой дух) в понимании Гегеля?

2. В чем заключается понимание культуры через мировой разум?

3. Что такое восемь типов культур по Шпенглеру?

4. В чем состоит «закат Европы» по Шпенглеру?

5. Как можно охарактеризовать пессимистическо-иррациональное направление в современной культурологи?

6. Что такое Сверхчеловек по Ницше?

7. Что такое аполлоново и дионисийское начала в ницшеанстве?

8. Каким образом можно определить игру в качестве культурно-исторической универсалии?

9. Каков смысл общественного и индивидуального направлений в русской культурологической мысли?

10. Что такое “естественна система” рассмотрения всего культурно-исторического процесса по Данилевскому?

Практическое задание

Групповая дискуссия «Конец культуры?»