Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для студентов направлений подготовки 100100 «Сервис» и 100400 «Туризм» (квалификация (степень) «бакалавр») (стр. 6 из 9)

Прочтите отрывок «О стране культуры» из произведения Ф. Ницше «Так говорил Заратустра».

Подумайте и выскажете свое мнение по следующим вопросам:

1. О каком типе культуры высказывался Ницше как о «родине всех красильных горшков»? Что подразумевал он под этим?

2. Что подразумевал Ницше, когда писал о «современниках» следующие строки: «С лицами, обмазанными пятьюдесятью кляксами, - так сидели вы, к моему удивлению, вы, современники! И с пятьюдесятью зеркалами вокруг себя, которые льстили и подражали игре ваших красок! Поистине, вы не могли бы носить лучшей маски, вы, современники, чем ваши собственные лица! Кто бы мог вас - узнать! Исписанные знаками прошлого, а поверх этих знаков замалеванные новыми знаками, - так сокрылись вы от всех толкователей!»? Говоря о современных социо-культурных процессах, можно ли, вслед за Ницше, констатировать в современной культуре утрату общечеловеческих ценностей, утрату ею потенциала для духовного и нравственного развития личности? Ощущается ли вами данный процесс как надвигающаяся гибель всей культуры вообще или как некая переходная ступень?

3. Образец подлинной культуры Ницше видит в досократовской Греции. По его мнению, она связана "с признанием равноправия двух начал: дионисийского (титанизм, свободная игра жизненных сил) и аполлоновского (размеренность, оформленность). Однако европейская культура, считает Ницше, пошла в своем развитии по пути подавления дионисийского начала "разумом", "истиной", "Богом" – иными словами, гипертрофированным аполлинизмом. Вполне согласуясь с интенциями христианства как религии, наука, считает Ницше, стремится превратить мир в сплошную и обозримую упорядоченность. Обыденная жизнь строго регламентируется, в ней остается все меньше места для героизма и самостояния, все более торжествует посредственность. Согласны ли вы с такой позицией? Если да, то какие пути преодоления данных кризисных процессов вы видите?

Список литературы

1. Бобахо В. А. Культурология : программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов / В. А. Бобахо, С. И. Левикова. – М.: Гранд: Фаир-Пресс, 2000. – 400 с.

2. Гуревич П. С. Культурология: учебник для вузов / П. С. Гуревич. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2011. – 280 с.

3. Иконникова С. Н. История культурологических теорий / С. Н. Иконникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2010. – 474 с.

4. Кармин А. С. Культурология / А. С. Кармин, Е. С. Новикова. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с.

5. Культура и культурология : словарь / сост. и ред. А. И. Кравченко. – М.: Академический Проект ; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 925 с.

6. Культурология : учебник для техн. вузов / под ред. Н .Г. Багдасарьян. – 5-е изд., исп. и доп. – М.: Высш. шк., 2005. – 709 с.

7. Культурология : учеб. пособие для вузов / В. В. Грибунин [ и др. ] – Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2003. – 165 с.

8. Культурология : учеб. пособие для вузов / под науч. ред. Г. В. Драча. – 10-е изд. - Ростов н/Д.:Феникс, 2010. – 496 с.

9. Культурология : учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М.: Высш. образование, 2007. – 566 с.

10. Культурология : учебник для вузов / Б. А. Эренгросс [и др.] ; под ред. Б. А. Эренгросс. – М.: Оникс, 2007. – 480 с.

11. Культурология : учеб. пособие / В. А. Глуздов [ и др. ] ; под ред. В. А. Фортунатовой и Л. Е. Шапошникова. – М.: Высшая школа, 2003, - 303 с.

12. Культурология : учеб. пособие / Ю. Б. Пушкова [ и др. ]. – М.: Экзамен, 2005. – 384 с.

13. Розин В. М. Культурология : учебник / В. М. Розин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики. – 462 с.

14. Романов Ю. И. Культурология : учеб. пособие / Ю. И. Романов. – СПб.: Питер, 2007. – 206 с.

15. Шендрик А. И. Теория культуры : учеб. пособие для вузов / А. И. Шендрик. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Единство, 2002. – 519 с.

Тема 11. Психологические концепции культуры

(2 часа)

1. Философия культуры З. Фрейда:

- психическая структура личности: отношения бессознательной сферы и сознания;

- культура как регулятор бессознательных желаний человека.

2. Культура и коллективное бессознательное: концепция К.-Г. Юнга.

3. Концепции социальной природы бессознательного: теории Э. Фромма и А. Адлера.

4. Трансперсональный аспект: культурологические воззрения С. Грофа.

Основные понятия темы: психоанализ, бессознательное, структура личности, архетип, трансперсональное.

Методические указания

1. Приступая к анализу философии культуры З. Фрейда, дайте определение бессознательному и его роли в жизнедеятельности. Определите термины «Оно», «Я», «Сверх Я», «Эрос», «Танатос». Поясните понимание культуры как механизма гармонизации биологических инстинктов человека и требований социальной среды. Определите способ, которым культура проводит в жизнь свои цели (сублимация). Рассмотрите механизм формирования "Сверх-Я" (социализация, интериоризация).

2. Если З. Фрейд исследовал бессознательное в качестве природной сущности человека, то К.-Г. Юнг открыл изначальные культурные источники бессознательного. Открытие Юнга называется "коллективным бессознательным", а его первичные формы - "архетипами". Попытайтесь сформулировать определения этих понятий и раскрыть механизм их функционирования. Определите различия во взглядах Юнга и Фрейда на природу бессознательного.

3. Концепцию социальной природы бессознательного продолжают Э. Фромм и А. Адлер. Особое внимание обратите на "экзистенциальные" потребности человека, выделенные Э. Фроммом (в преодолении, идентификации, в установлении связей и другие), на феномен "бегства от свободы" и механизмы реализации данного бегства (деструктивность, авторитаризм, конформизм). Постарайтесь раскрыть смысл "позитивной свободы".

В теории А. Адлера акцент делается на социальном интересе, имеющем решающее значение в индивидуальной психологии человека. По мнению Адлера, социальный интерес является существенным критерием психического здоровья и условием формирования ценностных ориентаций. Согласны ли вы с Адлером в том, что социальный интерес, жизненный стиль являются показателями психического здоровья?

4. Рассматривая трансперсональные культурологические теории, обратите внимание на работы С. Грофа. Охарактеризуйте следующие уровни психики по Грофу: сенсорный барьер; индивидуальное бессознательное; область рождения и смерти (перинатальный уровень); трансперсональный уровень. Рассмотрите влияние трансперсонального уровня на развитие культуры. Дайте определение термина «духовность» в рамках трасперсональной теории.

Контрольные вопросы:

1. Что такое бессознательное? Какова его роль в жизнедеятельности индивида?

2. Как трактует З. Фрейд такие структуры личности, как «Оно», «Я», «Сверх Я», «Эрос», «Танатос»?

3. Что такое сублимация по Фрейду?

4. Какова роль сублимации в процессе формирования культуры?

5. Что такое архетип и коллективное бессознательное в учении Юнга?

6. В чем выражается архетипическое влияние на культурный процесс?

7. Как можно определить феномен "бегства от свободы", выделенный Э. Фроммом, и в чем заключается его место в современном культурном процессе?

8. Каковы механизмы реализации бегства от свободы в современной культуре?

9. Как можно охарактеризовать такие уровни психики по Грофу, как сенсорный барьер, индивидуальное бессознательное, область рождения и смерти (перинатальный уровень), трансперсональный уровень?

10. В чем выражается влияние трансперсонального уровня на культурный процесс?

Практическое задание

Работа с текстом (З. Фрейд "Будущее одной иллюзии").

Предлагается составить сложный план статьи З. Фрейда "Будущее одной иллюзии" с учетом ответов на следующие вопросы:

- что представляет собой культура, по мнению З. Фрейда?

- каковы ее (культуры) функции?

- почему человек испытывает враждебность по отношению к культуре?

- как человек превращается из противника культуры в ее носителя?

- как З. Фрейд оценивает искусство и культурные идеалы?

- какие стадии формирования религиозных представлений выделяет З. Фрейд?

- какие функции выполняет религия?

- почему религию З. Фрейд называет "иллюзией"?

Список литературы

1. Гроф С., Хэлифакс Дж. Психология будущего / С. Гроф, Дж. Хэлифакс. – М.: София, 2011. – 341 с.

2. Культурология : учеб. пособие для вузов / под науч. ред. Г. В. Драча. – 10 - е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 496 с.

3. Культурология : учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М.: Высш. образование, 2007. – 566 с.

4. Культурология : учебник для вузов / Б. А. Эренгросс [ и др. ] ; под ред. Б. А. Эренгросс. – М.: Оникс, 2007. – 480 с.

5. Культурология : учеб. пособие / Ю. Б. Пушкова [ и др. ] – М.: Экзамен, 2005. – 384 с.

6. Розин В. М. Культурология : учебник / В. М. Розин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики. – 462 с.

7. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – Р н/Д: Феникс, 2011. – 720 с.

8. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ / З. Фрейд. – М.: Ваклер, 2011. – 725 с.

9. Шендрик А. И. Теория культуры : учеб. пособие для вузов / А. И. Шендрик. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. – 519 с.

10. Юнг К.Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления / К.Г. Юнг. – СПб.: Питер, 2011. – 473 с.

11. Ярошевский М.Г. История психологии / М.Г. Ярошевский. – СПб.: Азбука-классика, 2011. – 610 с.

Тема 12. Культура и этнос

(2 часа)

1. Этнология и культура.

2. Этнос, народ, нация как субъекты культуротворчества.

3. Этнокультурная идентификация и стереотипизация.

Основные понятия темы: этнос, народ, нация, этнология, идентификация, стереотипизация.

Методические указания

1. Рассматривая этнические проблемы культуры, дайте определение этнологии как науки. Сформулируйте объект и предмет этнологии, а также ее связь с другими научными дисциплинами.

2. Проанализируйте трактовку терминов «этнос», «народ», «нация». Изучите формы и маркеры культуры этноса. Раскройте роль письменности в формировании культуры народа. Что такое национальный характер, национальная психология, национальные идеалы и национальное самосознание?