Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для студентов направлений подготовки 100100 «Сервис» и 100400 «Туризм» (квалификация (степень) «бакалавр») (стр. 8 из 9)

а) Аристофан; б) Софокл; в) Эсхил; г) Еврипид;

а) «Медея»; б) «Лисистрата»; в) «Царь Эдип»; г) «Орестея»

8. Укажите, кому из перечисленных римских писателей и поэтов принадлежат ниже названные произведения?

а) Апулей; б) Овидий; в) Вергилий г) Гораций

а) «Энеида»; б) «Памятник» в) «Искусство любви»; г) «Метаморфозы»;

9. Приведите в соответствие имена и сферы деятельности:

а) Птоломей; б) Тацит; в) Цицерон г) Катулл; д) Гален; е) Марк Аврелий; ж) Витрувий; з) Катон Старший;

а)ораторское искусство; б) поэзия; в) медицина; г) архитектура; д) история; е) астрономия; ж) литература; з) философия

Тест 3

1. Хронологические рамки европейского Средневековья:

а) X – XV вв.; б) V – XVII вв.; в) V – XV вв.; г) VI – XVI вв.

2. Как называется западноевропейское искусство XII-XIV вв., которое отличалось господством линии, вертикализмом композиции, неразрывной связью архитектуры и скульптуры?

а) барокко; б) готика; в) романтизм; г) академизм; д) классицизм;

3. Имя философа Средневековья, сформулировавшего пять доказательств бытия Бога:

а) Петр Абеляр; б) Бенедикт Нурсийский; в) Фрэнсис Бэкон; г) Фома Аквинский; д) Франциск Ассизский;

4. Суть какого архитектурного стиля Средневековья выражает геометризм, господство вертикальных и горизонтальных линий, простейших фигур геометрии при наличии больших плоскостей:

а) барокко; б)готика; в) романский; г) классициззм;

5. «Песнь о Нибелунгах» - замечательный памятник национальной литературы:

а) Скандинавии; б) Франции; в) Германии; г) Англии;

6. Важнейший памятник английской литературы XIII в. –

а) «Тристан и Изольда»; б) баллады о Робин Гуде; в) «Песнь о Нибелунгах»г) «Сага об Эрике Рыжем»;

7. Приведите в соответствие страны и произведения народного эпоса:

а) Англия; б) Франция; в) Исландия; г) Германия;

а) «Песнь о Роланде»; б) «Сага об Эрике Рыжем»; в) «Песнь о Нибелунгах»; г) баллады о Робин Гуде;

8. «Семь свободных искусств» включали в себя:

а) грамматику, риторику, логику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку; б) грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку; в) грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию, физику; г) грамматику, риторику, диалектику, арифметику, философию, астрономию, музыку; д) философию, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку;

9. Первый средневековый университет был открыт в

а) Болонье; б) Сорбонне; в) Оксфорде; г) Кембридже; д) Париже

Тест 4

1. Культурология – это:

а) наука, изучающая историю и теорию культуры;

б) интегративное знание, которое формируется в пограничных, междисциплинарных областях, оперируя материалом, накопленным историей культуры, опирается на результаты этнографических, социальных психологических и других исследований;

в) наука, рассматривающая отношения человека с окружающей средой.

2. Кто из ученых ввел термин и выделил культурологию как самостоятельную науку?

а) Э. Дюркгейм;

б) М. Вебер;

в) Л. Уайт.

3. Первоначальное значение термина «культура» фиксировало степень влияния человека на природу через:

а) обработку, возделывание почвы;

б) подражание;

в) украшение.

4. Первое научное определение культуры, которое дал английский учёный Э.Б. Тайлор:

а) Культура – это живой организм в действии, изучение структуры которого включает в себя изучение функций структурных элементов в отношении друг к другу и в отношении к целому;

б) Культура…слагается в своём целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев, и некоторых других способностей и привычек, усвоенным человеком как членом общества;

в) Культура – это прогресс общества в стремлении к богу.

5. Основные разделы культурологии:

а) онтология культуры, гносеология культуры, морфология культуры, культурная семиотика;

б) антропология культуры, социология культуры, социальная динамика культуры, историческая динамика культуры, прикладная культурология;

в) все перечисленные.

6. Как называется область научного познания, где изучаются проблемы существования человека в природной и искусственной среде?

а) социология;

б) философия;

в) антропология.

7. Кто из англичан антропологов является автором трудов: «Первобытная культура», «Введение к изучению человека и цивилизации»?

а) Г.Г. Гадамер;

б) Э.Б. Тайлор;

в) М. Мид.

8. Кто является основателем социологической школы?

а) П. Сорокин;

б) Платон;

в) М. Вебер.

9. Что такое артефакт?

а) искусственно созданный объект: материального свойства, образец поведения, художественный образ;

б) исторический факт;

в) все перечисленные.

10. Структура культуры предполагает, что:

а) элементы системы находятся в иерархическом отношении друг к другу;

б) устойчивые элементы культурной системы находятся в определённом отношении и взаимодействии между собой обеспечивая стабильность, воспроизводство, возможность трансляции культуры;

в) все элементы системы хаотически влияют друг на друга, обеспечивая её существование.

11. Типология культуры – это:

а) метод научного познания, с помощью которого всё многообразие культур упорядочивается, классифицируется, группируется в различные типы;

б) характеристика различных культур;

в) типы различных личностей.

12. Фундаментальный характер языка культуры заключается в том, что:

а) язык – это продукт культуры;

б) язык – это структурный элемент культуры;

в) язык – это условие структуры;

г) все перечисленные.

13. Какая норма познания доминирует в искусстве?

а) рациональная;

б) интуитивная;

в) чувственная.

14. Какие существуют подходы к соотношению культуры и цивилизации?

а) термины «культура» и «цивилизация» тождественны;

б) цивилизация уровень социального развития;

в) цивилизация период деградации, упадка культуры, набор технико-механических средств;

г) все перечисленные.

25. Понятие культуры в его современном звучании начало оформляться:

а) в Эпоху Возрождения;

б) в эпоху Просвещения;

в) в середине ХХ века.

26. Кто из перечисленных ниже мыслителей не придерживался идеи универсальности и единства в развитии культуры?

а) О. Шпенглер;

б) К. Лоперс;

в) П. Тойнби;

г) П. Сорокин.

27. Игровая концепция культуры принадлежит:

а) Ф. Ницше;

б) Й. Хейзини;

в) П. Тойнби.

29. Какие учёные рассматривают цивилизацию как стадию развития общества, наступившего вслед за дикостью и варварством?

а) Л. Морган, Ф. Энгельс;

б) О. Шпенглер и Э. Бенвенист;

в) А. Тойнби и Л. Гумилёв.

30. Профессиональная культура предполагает:

а) профессиональную компетентность;

б) социальную компетентность;

в) все перечисленные.

31. Кто из учёных занимался проблемами массовой культуры, введя в научный оборот термины «человек толпы», «человек-масса»?

а) Д. Белл;

б) Э. Тоффлер;

в) Х. Ортега-и-Гассет.

32. Мораль возникает в культуре, как:

а) механизм обеспечивания согласованности действий в обществе, призванный поддержать генетическую установку на выживаемость человека как биологического вида;

б) механизм формирования социокультурной системы;

в) механизм защиты от влияния других культур.

Вопросы для итоговой проверки знаний

1. Различные трактовки термина «культура». Структура и функции культуры.

2. Предмет и задачи культурологии. Практическое применение культурологии.

3. Представления о культуре на Древнем Востоке, в античности, в средневековье, в эпоху Возрождения, в эпоху Нового времени.

4. Мир культуры и бессознательные начала человека. Психическая структура личности в концепции З. Фрейда. Культура как регулятор бессознательных желаний человека.

5. Мир культуры и бессознательные начала человека. Коллективное бессознательное в теории архетипов К.-Г. Юнга.

6. Мир культуры и бессознательные начала человека. Концепции социальной природы бессознательного: А. Адлер, Э. Фромм.

7. Разнообразие культурологических концепций. Концепция О. Шпенглера.

8. Разнообразие культурологических концепций. Концепция локальных цивилизаций А. Тойнби.

9. Разнообразие культурологических концепций. Теория осевого времени К. Ясперса.

10. Ценностный аспект а культуре. Ценность и оценка. Классификация и структура ценностей. Механизм действия ценностей.

11. Социокультурная динамика. Традиция и ее роль в культуре.

12. Мифология в системе культуры. Особенности мифологического сознания. Смыслоорганизующая и познавательная функция мифологии.

13. Культурогенез. Традиционные эволюционистские теории происхождения человека и культуры.

14. Культурогенез. Некоторые аспекты социально-психологических теорий формирования культуры: символической (Э. Кассирер), игровой (Й. Хейзинга, Г. Гессе), психоделической (Т. Маккенна).

15. Первобытная культура. Специфика первобытного мышления. Представления первобытного человека об «ином мире», влияние этих представлений на развитие культуры.

16. Восточная культурная традиция. Её модификации в буддизме, конфуцианстве, даосизме.

17. Античный тип культуры. Полис как образ мира в Древней Греции.

18. Античный тип культуры. Представление о красоте у древних греков. Искусство как воплощение представлений древних греков о красоте космоса и человека.

19. Культура средневековой Европы. Христианская концепция мира и человека. Храм как образ мира, его эволюция

20. Сословная культура средневековой Европы.

21. Проблема гуманистического идеала в культуре Возрождения. Утверждение гуманистами новой системы ценностей.

22. Становление рационалистической картины мира в европейской культуре. Сущность рационализма просветителей. Влияние античности на Просвещение.

23. Проблемы культуры ХХ века. Элитарная и массовая культура ХХ века. Постмодернизм как явление кризиса культуры.