Заместитель Главы Администрации-
управляющий делами С.В.Дробный
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВИЧНОГО УРОВНЯ КАЗАЧЬИХ ОБЩЕСТВ.
3.1. Роль и место первичного уровня казачьих обществ в процессе возрождения казачества.
Система отношений государства и казачества формировалась на протяжении всей истории зарождения и становления казачьих обществ. Государство в разные периоды по-разному оценивало роль и место казачества в рамках проводимой им политики.
Изначально казачество рассматривалось как особое сословие, призванное осуществлять защиту государственных интересов на наиболее опасных направлениях. Риски несения государственной службы в «горячих точках» того времени компенсировались экономическими льготами и преференциями, а так же возможностями по освоению новых земель.
На казачество государством возлагались в исторической ретроспективе следующие задачи:
· Охрана границ государства.
· Экономическое и административное освоение прилегающих к границам территорий.
· Обеспечение присутствия государства в удаленных и сложных территориях.
· Исполнение правоохранительных функций.
· Наличие в русской армии глубоко профессиональной и высоко мобильной группировки войск на случай «большой войны».
Набор этих задач их объемы, соотношение и значимость отличались в разных казачьих войсках, поэтому особенности управления, количество закрепляемых земельных наделов и ряд других вопросов регулировались отдельными царскими указами. Неизменным на всем протяжении истории казачества, оставалось отношение власти к основной ячейке казачьего уклада, организации жизни первичных казачьих обществ – станиц. Основы атаманского правления на первичном уровне были законодательно зафиксированы в «Положении об общественном управлении станиц казачьих войск» утвержденном в 1891 году.
Ситуация изменилась коренным образом с приходом к власти большевиков. Политика «расказачивания», не просто запускала репрессивный механизм в отношении казаков, а разрушала сами основы казачьего хозяйственного уклада, именно поэтому столь тяжело и неоднозначно протекает процесс возрождения казачества сегодня. Именно поэтому, возрождение и развитие первичных казачьих обществ во всем их многообразии, должно стать ключевым элементом государственной политики в отношении казачества,
Роль и место первичных казачьих общин в процессе возрождения казачества определяется необходимостью комплексного подхода к возрождению казачества, поскольку формированию основных качеств казачества был подчинен весь уклад казачьей жизни. Умелое сочетание системы казачьего самоуправления, прав и свобод, предоставленных в хозяйственной жизни, системы воспитания, основанной на традициях, государственная служба, формировали полноценного гражданина и субъекта хозяйственных отношений.
Именно поэтому все попытки возрождения казачества (в 90-е годы ХХ века), за счет возрождения отдельных элементов уклада не увенчались успехом. Система не была сбалансирована. Возрождение культуры, без возрождения хозяйственного уклада и без возрождения активного участия казаков в системе властных отношений (местного самоуправления), не может достигнуть требуемого результата. Невозможно воспитать гражданскую позицию, не дав возможность участвовать в полноценной хозяйственной жизни и в управлении собственной территорией.
К сожалению, понимание процесса возрождения казачества, как набора локальных мероприятий по развитию казачьих предприятий, развития специализированного образования для казаков или поддержки казачьих художественных коллективов продолжается. Не отрицая важность и значимость этой поддержки со стороны государства, тем не менее, необходимо перейти к комплексному системному развитию казачества, как своеобразного государственного института.
Данный подход подразумевает принятие решений и действий в следующих направлениях:
1. Развитие территорий компактного проживания казаков в увязке с развитием основных элементов хозяйственного уклада и особенностей организации самоуправления казаков. Это позволит подчинить деятельность казачьих предприятий целям развития территории, усилит влияние казаков на процессы обустройства территории.
2. Адаптировать модели традиционного казачьего самоуправления к современным общедемократическим принципам.
3. Ориентировать систему обучения казаков к потребностям территории.
4. Расширить сферу государственной службы казаков, в большей степени адаптировав ее к потребностям территории. Именно на это направлены внесенные президентом поправки к ФЗ № 154 предусматривающие участие казаков в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, защите Государственной границы Российской
Особую ценность в современном обществе, приобретает наличие ряда характерных для всего казачества общих черт хозяйственной жизни. К ним следует отнести:
1) Сочетание государственной службы и хозяйственной деятельности.
2) Сочетание общинного и частного землевладения и землепользования, частного и общинного хозяйств.
3) Строгая иерархия построения казачьих войск и особая система самоуправления на всех уровнях.
4) Особая система воспитания подрастающего поколения, система подготовки их к несению воинской службы и ведению хозяйства, в которой патриотизм поощрялся соответствующими экономическими стимулами.
Все вышеназванные особенности казачьего хозяйственного уклада могут быть возрождены на современном этапе развития российского государства и безусловно будут полезны.
Осознавая свое место и роль в современной России казачество, на протяжении последних двадцати лет осуществляло поиск своей организационной модели, первый этап которого завершился принятием в декабре 2005 года Федерального закона ФЗ № 154 «О государственной службе российского казачества» (далее - ФЗ № 154).
Принятие данного закона и поправок к нему имело принципиальное значение, поскольку впервые на законодательном уровне было признано существование в обществе казачества, как особой группы граждан, и определены первичные принципы отношения государства к этому явлению.
Закон установил организационно правовые основы и юридические формы существования казачьих обществ, основные принципы взаимоотношений этих обществ с государством. Это была большая победа российского казачества.
Однако закон имел свои недостатки и прежде всего в части того, что рассматривая вопросы государственной службы казаков, не определил экономические основы существования казачьих обществ, их роль и место в организации хозяйственной жизни на данной территории, а так же систему отношений с органами местного самоуправления.
ФЗ № 154 установил, что казачьи общества организуются в виде некоммерческих организаций на трех уровнях управления:
a. Войсковое казачье общество (межрегиональный уровень).
b. Окружное (отдельское) казачье общество (региональный уровень).
c. Хуторское, станичное, городское казачье общество (первичный уровень).
Иерархично построенная структура взаимоотношений, когда следующий уровень производится путем вхождения в его состав обществ предыдущего уровня полностью соответствует целям и задачам казачьих обществ. Однако такая система построения имеет серьезные недостатки для ведения экономической деятельности:
· Форма некоммерческой организации имеет изъяны как в отношениях с другими хозяйствующими субъектами, так и в отношениях с государством.
· Данная система не включает в себя двух элементов, собственно хозяйствующих субъектов – казачьих хозяйств и предприятий, а так же структуру федерального уровня необходимую для координации деятельности.
· Сами некоммерческие организации не ориентированы на организацию поддержки казачьих хозяйственных проектов.
3.2. Организационно-экономическая модель казачьего общества первичного уровня.
В основе традиционного хозяйственного уклада жизни казаков, как уже говорилось выше лежало умелое, отточенное веками, сочетание частного и общинного хозяйства и землепользования. Основное производство сельскохозяйственной продукции осуществлялось в частных хозяйствах, общественными угодьями (водоемы, выпасы, лес и др.) распоряжалась казачье общество. Оно же выполняло функции согласования и регулирования экономических интересов в рамках территории станицы (функции управления). Фактически станица одновременно выполняла ряд разнородных по своей природе функций:
· Органа казачьего местного самоуправления (организация и содержание общественной инфраструктуры, первичный (мировой суд) и правовое регулирование, организация воспитания подрастающего поколения и др.).
· Орган кооперации отдельных казачьих хозяйств при реализации общинных хозяйственных проектов.
· Нижнего звена организации исполнения государственной службы и государственных повинностей.
Эта модель, адаптированная к условиям современного законодательства, применяется и сегодня в ряде современных станиц. На практике она выглядит следующим образом. Казачьи хозяйства, зарегистрированные в виде ИЧП, ООО, ЛПХ и других юридических формах выступают учредителями некоммерческой организации (НО) или сельхозкооператива, который берет на себя функции реализации функций станичного уровня.
На схемах 2, 2.1 и 2.2 приведены примеры существующих организационно-экономических моделей:
Схема 2.
Схема 2.1.
Схема 2.2