Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации и контрольные задания для обучающихся заочно в системе высшего профессионального образования по специальностям 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» (стр. 2 из 10)

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Перечислите основные этапы проектирования музейных экспозиций?

2. Какова классификация музеев и музейных экспозиций?

3. Что входит в понятие «фонды музея» ?

4. Какие условия должны быть созданы для хранения музейных фондов?

5. Какие музеи вы знаете?

6. Каковы задачи консервации и реставрации?

7. Назовите основные формы культурно-образовательной деятельности?

Основная литература (4,5)

Дополнительная литература (3,4,5,6,7,8,9,10)

Тема 2. Понятие о стилях в пространственных и временных видах искусства.

Раскрыть содержание стилей в искусстве. Виды искусства и их специфика. Художественная графика, ее виды: рисунок и печатная графика. Монументальная живопись: мозаика, фреска, витраж. Станковая живопись. Миниатюрная живопись. Техника и материалы.

Иконография, сюжеты и символы в искусстве. Формальные элементы живописи.

Жанры живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр, батальный и исторический. Проявление стилей в жанрах.

Скульптура, ее виды: монументальная, станковая и миниатюрная. Круглая и рельефная скульптура. Мемориальная садово-парковая скульптура и декоративная пластика. Материалы и техника скульптуры. Керамика. Рельеф. Стили в скульптуре.

Архитектура. Основные термины в архитектуре. Архитектоника. Градостроительство. Садово-парковое искусство.

Декоративно-прикладное искусство. Особенности художественного языка декоративно-прикладного искусства. Основные виды и их специфика. Эмаль. Народное искусство. Произведения декоративно-прикладного и народного искусства и их роль в организации жизненной среды. Фотография. Кино. Масс-медиа культура. Художественная реклама. Дизайн. Инсталляции. Особенности стилеобразования.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Какие виды искусства вы знаете?

2. Перечислите специфику каждого вида искусства?

3. Что такое стиль в искусстве?

4. Какие стили вы знаете?

5. каковы особенности стилеобразования?

6. Массовые виды искусства и их специфика?

Основная литература (1,2,3)

Дополнительная литература (11)

Методические указания

При изучении раздела 1. «Введение к курсу «Мировая культура и искусство». Теоретический аспект» необходимо внимательно изучить основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях, принципы организации научно-исследовательской работы, особенности научной организации музейных фондов, их комплектования, учета и хранения. Необходимо иметь представление о методах построения экспозиций, основных формах культурно-образовательной деятельности. Особое внимание необходимо уделить специфике разных видов искусства.

Раздел 2. История мировой культуры.

Тема 2.1. Первобытная культура

Миф, ритуал и магия – сквозные реальности первобытной культуры. Первобытное представление л пространстве и времени. Главные образы первобытной культуры. Теории о происхождении искусства. Интерпретация первобытного искусства. Синкретический характер первобытного искусства, художественного творчества. Искусство и другие виды человеческой деятельности на этом этапе. Основные этапы развития первобытного искусства — Палеолит, мезолит, неолит, бронза, раннее железо. Образ человека и зверя в искусстве первобытности. Мифологический период в истории культуры. Теории мифа. Роль мифологии в развитии искусства Древности.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Дайте периодизацию первобытности.

2. Назовите особенности первобытного искусства.

3. Каковы ранние формы верований?

4. Какие памятники первобытной эпохи вы знаете?

Основная литература (1,2,3,)

Дополнительная литература (12,13)

Тема 2.2. Культура Древнего Востока

Древний Египет. Фараон – царь-бог. Пирамида – главный символ Древнего Египта. Изображение рабов и животных. Реформы Эхнатона. Тема смерти в египетской скульптуре. «Книга мертвых».

Шумеро-вавилонская культура. Кодекс Хаммурапи. Сокровища библиотеки в Ниневии. Сады Семирамиды и Вавилогская башня. Тема смерти и бессмертия в «Песне о Гильгамеше»

Древняя Индия. Варны и кастовый строй. «Веды» ‑ ядро древнеиндийской культуры. «Упанишады» Индуизм. Сансара, карма, нирвана. Буддизм и его влияние на культуру Юго-Восточной Азии, Тибета, Японии.

Древний Китай. Конфуцианский идеал и канонизированные стереотипы поведения. Лао-цзы – основатель даосизма. Понятие Дао как великого пути.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Каковы основные черты искусства Древности?

2. Какова периодизация искусства Древности?

3. Как повлияло на развитие искусства разложение первобытного синкретизма?

4. Назовите величайшие памятники культуры древности в Египте, в Китае, в Шумерах и т.п.

Основная литература (1,2,3)

Дополнительная литература (14, 15,16,17,18,19,20,21,22)

Тема 2.3. Античная культура.

1.Древнегреческий полис. Космоцентризм античной культуры. Телеснопластическое постижение мира. Гармония, мера, ритм – важнейшие параметры античной культуры. Древнегреческая мифология, эпос и лирика. Тема рока в античной культуре. Древнегреческая трагедия. Герой как идеальный образ человека.

II. Искусство эгейского мира

Раскопки Шлимана, Эванса. Периодизация эгейского искусства. Районы распространения этой культуры. Ее ведущие центры. Специфика культуры и искусства Кикладских островов, Трои, Крита, элладской Греции. Основные памятники архитектуры, живописи, прикладного искусства. Открытия 70-х гг. на Санторине. Освещение проблематики эгейского искусства в трудах советских ученых.

Искусство Греции ХI–VIII вв. до н. э. Преемственность традиций эгейской цивилизации, прослеживаемые в культуре и искусстве Греции эпохи Гомера. Геометрический стиль греческого искусства. Его специфика и центры. Значение греческой мифологии, которая, как отметил К. Маркс, явилась «почвой» и «арсеналом» искусства Эллады.

Искусство Греции конца VIII–VI вв. до н. э. Искусство Эллады периода становления городов — полисов и развития колонизации. «Ориентализирующий» стиль и основные его центры.

Архитектура архаического периода. Сложение ордерной системы. Характеристика общеэллинских святилищ Олимпии и Дельф. Пластика архаической эпохи. Тема куроса и коры. Эволюция фронтонных композиций. Синтез архитектуры и скульптуры. Возвышение Афин. Развитие аттической художественной школы. Чернофигурная техника вазовой росписи. Зарождение краснофигурной росписи. Специфика их и мастера. Поиски реалистических форм — как характерные особенности греческого искусства

Искусство классического периода: ранняя классика. Искусство первой половины V в. до н. э. Патриотический подъем, вызванный войной с Персией, и отражение его в искусстве. Храм на острове Эгины — типичный пример перехода от архаического стиля к новому. Образ мужественного борца — патриота в греческой пластике этого периода. Группа «Тираноубийц» мастеров Крития и Несиота. Пифагор Регийский и его школа. «Строгий» стиль в вазовой росписи. Новое в композиции, в трактовке образов. Значение монументальной живописи и творчества Полигнота для греческого искусства этого времени. Храм Зевса в Олимпии. Дальнейшее развитие фронтонных композиций. Отказ от условности архаического стиля.

Искусство высокой классики. Афины — «школа Эллады». Наивысший расцвет афинского полиса. Творчество Мирона. Ансамбль афинского Акрополя. Парфенон — совершенство его архитектуры. Роль Фидия в сложении стиля «высокой» классики. Поликлет и понятие канона. Тема высокого гуманизма — характерная черта искусства этого периода.

Искусство последней четверти V в. до н. э. Архитектура периода Пелопонеской войны. Храм Ники. Эрехтейон на афинском акрополе. Гипподам Милетский. Новые тенденции в искусстве конца V в. до н. э. Развитие живописно-декоративных тенденций. Развитие станковой живописи. Понятие «роскошного» стиля в вазовой росписи.

Искусство IV в. до н. э. Архитектура IV в. до н. э. Комплекс памятников в Эпидавре. Мавзолей Галикарнасский. Новые тенденции в искусстве этого времени, связанные с падением полиса, с утверждением индивидуализма. Пластика IV в. до н. э. Кефисодот и его «Эйрена с Плутосом». Интерес к новым персонажам. Образ ребенка в скульптуре этого времени. Скопас. Его творческая манера, подчеркнутая эмоциональность в трактовке персонажей прославленного ваятеля. Леохар. Академические тенденции в его творчестве. Пракситель. Лиризм, новые приемы, определяющие стиль знаменитого скульптора. Лисипп — мастер, завершающий развитие классического направления в греческой скульптуре и открывающий путь эллинизму. Развитие портрета как самостоятельного жанра. Достижения греческих живописцев Никия, Аполлеса, Филоксена. Связь живописцев с искусством V в. до н. э. и новые приемы, темы, подсказанные эпохой, в которой они жили. Образ Александра Македонского — центральная тема в искусстве IV в. до н. э.

Искусство эллинизма. Периодизация: время раннего эллинизма (конец IV — середина III вв. до н. э.), среднего (середина III — середина II в. до н. э.), поздний эллинизм середина II–I вв. до н. э.). Особенности зодчества: рост новых городов, использование правильной планировки, роль сооружений гражданского характера, создание перистельных дворов. Придворный характер искусства этого времени. Крупнейшие центры эллинистического искусства: Александрия, Пергам, Родос. Афины и новоаттическая школа. Творческое использование мастерами эллинизма наследия прошлого и утверждение новых тенденций: подчеркнутой патетики, натурализма, жанровости. Расцвет глиптики и искусства мозаики.