Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации и контрольные задания для обучающихся заочно в системе высшего профессионального образования по специальностям 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» (стр. 3 из 10)

Завоевание Римом эллинистических центров. Воздействие греческого искусства на римское.

Искусство Этрурии. Города Этрурии, их культурное значение в сложении этрусского искусства. Эволюция этрусского искусства: время наивысшего подъема этрусской цивилизации VII–VI вв. до н. э., III–II вв. до н. э.:

Период второго расцвета этрусского искусства. Своеобразие этрусского искусства: связь его с культом, переработка восточных и греческих влияний. Архитектура: характер оборонительных сооружений, типы этрусских храмов и жилищ. Строительные материалы, планы, декор. Этрусские тумулосы — захоронения местной знати — важнейшие памятники этрусского искусства, архитектуры, живописи, художественного ремесла.

Искусство Рима республиканского периода. Ранняя римская культура. Связь ее с этрусском и греческой цивилизациями. Значение гражданских памятников: водопроводов, мостов, дорог. Их художественная ценность. Римская скульптура. Культ предков и его роль в сложении римского портрета. Разнообразие художественных направлений в римском республиканском портрете. Исторический рельеф — ведущий вид древнеримского искусства. Римская живопись III–I вв. до н. э. и ее повествовательный характер. Памятники художественного ремесла: краснолаковая керамика, стеклянные изделия. Значение этого периода для римского искусства

Искусство Рима периода ранней Империи. Римский классицизм времени правления Августа. Сложение придворного искусства. Его тематика и художественные средства. Обожествление Августа в памятниках искусства. Превращение Рима «из глиняного в мраморный». Восстановительные работы на римском форуме. Форум Августа. Его композиционное решение и идейное содержание. Алтарь мира. Особенности римского рельефа этого времени. Росписи дома Ливии на Палатине и дома на Эсквилине. Роль греческой мифологии в римском искусстве, памятники глиптики. Деятельность греческих мастеров в Римe. Школа Пасителя. Основные тенденции развития римского искусства при преемниках Августа.

Искусство Рима второй половины I в. Масштабность и пышность римской архитектуры периода правления Флавиев. Дворец на Палатине, Колизей, Арка Тита — шедевры римского зодчества. Конструктивное и декоративное решение этих памятников. Римская пластика. Динамичность портретных образов. Рельеф. Тема побед, прославления императора, определяющая идейное содержание ведущих произведений римского искусства эпохи Флавиев.

Помпеи, Геркуланум, Стабии. Их значение для изучения античного искусства. Архитектура жилого дома. Декоративная живопись и ее эволюция на протяжении II в. до н. э. — I в. н. э. Разнообразие жанров живописи этих городов. Техника исполнения. Произведения художественного ремесла.

Искусство Римской империи II в. Своеобразие римских памятников архитектуры этого периода: форум императора Траяна и Пантеон. Разнообразие и богатство композиционных решений. Синтез архитектуры и скульптуры. Главные направления в развитии портретной пластики: возрождение приемов периода республики, обращение к классицистическим традициям, расцвет психологического портрета периода Антониев. Новые художественные средства, определяющие характер портретного искусства этого времени. Связь портретных образов с философией стоицизма, призывавшей к самоуглублению, к познанию собственной натуры. Утверждение в официальных памятниках Рима «варваризирующего» стиля. Колонна Марка Аврелия и ее рельефы. Эволюция исторического рельефа, призванного возвеличить могущество римского государства и его правителей.

Искусство Римской империи III–IV вв. Противоборство двух мировоззрений, двух стилей как характерная особенность поздней римской культуры и искусства в частности. Распространение христианства и ранние памятники этого круга: катакомбы и их живопись, мозаики. Завершающие этапы развития античной архитектуры: термы Каракаллы, базилика Максенция, оборонительные сооружения Рима, арка Константина. Расцвет психологического римского портрета в III в. Отступление от античных традиции в искусстве портрета IV в. и усиление «варваризирующего» направления в связи с общим кризисом античной цивилизации.

Искусство римских провинций. Две основные тенденции в освещении этой темы, связанные с разной степенью экономического и культурного развития римских провинции: восточное Средиземноморье (Греция, Малая Азия, Египет), оказавшее в свое время значительное воздействие на сложение самой римской культуры и искусства и в свою очередь испытавшее ее воздействие на протяжении I в. до н. э. — III в., и территория Западной и Средней Европы, где процесс урбанизации и сложения определенных типов памятников определился под непосредственным воздействием Рима. Архитектура. Сооружения гражданского характера: амфитеатры, арки, театры, мосты. Пластика: посвятительные и надгробные рельефы, портреты. Традиции местного искусства: кельтского, иберийского, германского, вызвавшие деформацию античных образов, приспособление их к местным представлением. Фаюмский портрет и его специфика.

Искусство Сирии. Бальбек и его памятники. Пальмира. Архитектура города, склепы местной знати. Живопись и пластика Пальмиры II–III вв. Соединение местных традиций с античными.

Искусство античных городов Северного Причерноморья. Роль русских и советских ученых в открытии и изучении центров античной культуры в Северном Причерноморье. Ольвия. Раскопки В. В. Фармаковского. План и характер города. Произведения художественного ремесла архаической, классической и эллинистических эпох. Местная продукция, предназначенная для скифов.

Боспор. Разнообразие и богатство памятников, обнаруженных на его территории. Крупнейшие могильные захоронения: Царский курган, Мелек-Чеменский, Куль-Оба, Юз-Оба, Большая Близница, Васюрина Гора, Склеп 1891 г. Памятники живописи. Связь их с греческими прототипами классического и эллинистического времени. Пластика и произведения из терракоты. Высокое художественное мастерство, характерное для таких изделий, как Таманский сфинкс. Торевтика, ювелирное искусство. Подвески с изображением головы Афины из кургана Куль-Оба, феодосийская золотая серьга — шедевры античного ювелирного искусства. Произведения глиптики. Мастер Дексамен.

Боспорские художественные мастерские. «Акварельные вазы», терракоты, надгробные памятники. Активная ассимиляция местной и античной культуры на протяжении II в. до н. э — III в. н. э.

Херсонес Таврический. Архитектура города, возведенного по системе Гипподама. Жилые дома. Мозаики. Пластика и антропофные памятники, созданные в местных мастерских. Расписные стелы — ценнейшие находки советских ученых последних десятилетий. Местная керамика и стеклянные сосуды.

Значение искусства городов Северного Причерноморья для изучения античной цивилизации. Характеристика античного собрания Эрмитажа, обладающего уникальной коллекцией памятников Северного Причерноморья.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Дайте периодизацию древнегреческого искусства.

2. Назовите особенности каждого периода развития культуры Древней Греции и Рима?

3. Какие памятники культуры были созданы в античную эпоху?

4. В чем отличие культуры Греции и Рима?

Основная литература (1,2,3,6-19)

Дополнительная литература (23-26)

Тема 2.4. Культура Средневековья

Византия. «Симфония» христианского государства и Церкви. Византийское искусство VI века.

Расцвет византийского искусства при Юстиниане I. Светские и культовые сооружения Константинополя. Храм Святой Софии — купольная базилика нового типа, где наиболее последовательно выражены тенденции, характерные для византийского зодчества VI века. Храм Апостолов как пример развития крестово-купольной системы в Константинополе. Особенности архитектурных сооружений в Равенне (базилика, Сант Аполлинаре Нуово; базилика Сант Аполлинаре ин Классе; церковь сан Витале).

Развитие монументальной мозаики, специфика византийской мозаичной техники, ее отличие от античной. Знаменитые мозаики церквей Сан Витале, Сант Аполлинаре Нуово (характер образного строя, особенности художественных приемов и т. д.).

Декоративно-прикладное искусство — важное дополнение парадного официального искусства (резьба из слоновой кости, изделия из эмали; художественные ткани). Развитие книжной миниатюры.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Каковы основные черты искусства Средневековья?

2. Какова периодизация Средневековья?

3. Каков характер творческого процесса, произведение искусства и его воздействие на зрителя в средние века?

4. В чем заключается роль идеала и идеализации в культуре Средних веков?

5. Каковы особенности знаменитых памятников искусства эпохи Средневековья?

6. В чем особенности крестовокупольных церквей в Константинополе и на территории Греции, а также мозаик храма святой Софии в Константинополе.

7. Каковы правила иконографии в искусстве Византии?

Основная литература (1,2,3,)

Дополнительная литература (27-36)

Тема 2.5. Культура эпохи Возрождения

Антропоцентризм возрожденческой модели мира. Возрожденческий гуманизм. Титаны Возрождения. Основные этапы развития культуры в эпоху Возрождения: проторенессанс, треченто, кватроченто, Венецианское возрождение. Особенности северного Возрождения.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Какова судьба архитектуры в эпоху Возрождения.

2. Расскажите о Ренессансе, гуманизме и гуманистах. Какие ведущие идеи эпохи Возрождения и как они проявились в культуре.

3. Творчество Леонардо да Винчи.

4. Творчество Рафаэля.

5. Творчество Микельанджело.

Основная литература (1,2,3,)

Дополнительная литература (37,38)

Тема 2.6. Культура Нового времени.

Реформация как духовное основание культуры Н.В. Святой в миру. Учение о предопределении. Смена ценностей и общая секуляризация культуры.

Эпоха Просвещения. Идеология эпохи: Декарт, Паскаль, Локк, французские энциклопедисты. Смена стилей в эпоху Просвещения (барокко, рококо, классицизм).