Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации и контрольные задания для обучающихся заочно в системе высшего профессионального образования по специальностям 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» (стр. 4 из 10)

Историческая характеристика стран Западной Европы в XVIII в. Эпоха Просвещения и французская буржуазная революция. Основные направления в искусстве XVIII в.: рококо, реализм, классицизм.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1.Каковы особенности культуры Франции в 17-18 вв.?

2. Каковы особенности развития культуры Германии в 17-18 вв.?

3.Каковы особенности развития культуры Англии 17-18 вв.?

4. Каковы особенности развития культуры Италии в 17-18 вв.?

5. Какие памятники архитектуры, живописи, скульптуры 17-18 вв. вы знаете? В чем их стилистические особенности?

6. Какие черты классицизма XVII века?

7. В чем состоит проблема барокко и классицизма?

8.Характеристика романтизма как художественная система?

9. В чем состоит проблема реализма, натурализма и романтизма в истории искусства Нового времени?

10. Дайте характеристику основных этапов развития искусства в Западной Европе в Новое время.

Основная литература (20-25)

Дополнительная литература (39-80)

Тема 2.7. Европейская культура 19-20 вв.

Особенности национальных культур в 19 в. Смена стилей: романтизм, реализм, импрессионизм. Главные представители художественных стилей.

Современная западная культура. Технократическое конструирование культуры. Культура как товар. Модернизм и постмодернизм. Масскультура. Экзистенциализм – одно из ведущих направлений культуры 20 века. Кризисные явления в современной культуре.

Зарубежное искусство начала XX века

Художественные группировки начала XX века во Франции. «Дикие». Их живописная система. Анри Матисс — типичный представитель фовизма.

Станковые и монументальные работы. Иллюстрации. Пейзаж в творчестве фовистов. Альберт Марке. Творчество Дерена, Вламинка. Ранний Дюфи.

«Кубизм» — первое последовательно формалистическое направление в зарубежном искусстве. Теория и практика кубизма. Ж. Брак. Пабло Пикассо. Ранний этап творчества. Голубой и розовый периоды. Кубистический период.

Вокруг кубизма. «Орфизм» Р. Делоне, «пуризм» Ф. Леже.

Творчество Анри Руссо и развитие примитивизма.

Художники-одиночки: М. Утрилло, Ж. Руо, А. Модельяни и формирование понятия «Парижская школа».

Развитие скульптуры во Франции. А. Бурдель. «Стреляющий Теракт», «Памятник Альвеару», портреты. Школа Бурделя. А. Майоль. «Памятник Бланки», «Памятник Сезанну» и др. Пластические приемы Майоля. Портреты и статуи Ш. Деспио.

Художественная жизнь Германии начала XX века. Сецессионы в Берлине и Мюнхене. Группа «Мост». Ее важнейшие представители: Э. Кирхнер, К. Шмидт-Ротлуф, Э. Геккель, Э. Нольде и другие. Группа «Синий всадник». Роль теории и практики В. Кандинского, Ф. Марк. Характер и особенности немецкого экспрессионизма. Тяготение к абстракции. Творчество О. Кокошки, П. Клее.

Немецкая скульптура первой трети XX века. Выдающиеся достижения Э. Барлаха. Гюстровский ансамбль, «Памятник павшим» и др. Творчество Г. Колбе и В. Лембрука.

Художественная жизнь Италии. Теория и практика «футуризма». Футуристические манифесты. Балла, Боччони, Северини, Карра. Образование в годы первой мировой войны группы «Метафизическая живопись». Д. Де Кирико.

Искусство стран Западной Европы и Америки в 1920–1930-е годы

Первая Мировая война и судьбы западноевропейского искусства.

Роль прогрессивной графики. Творчество Ф. Мазереля. Антивоенные рисунки, серии «Страдания человека», «Истина», «Город». Гравюры послевоенного периода. Политические рисунки Г. Гросса. Противоречивый характер творчества Отто Диска. О. Нагель, Г. и Л. Грундиг. Д. Хартфильд и политический фотомонтаж. Творчество французских графиков в годы Народного фронта. «Джон Рид клубы» и деятельность революционных художников США: Майнор, Гроппер и др. Создание в Мексике «Мастерской народной графики» Л. Мендес.

Развитие живописи в 1920–1930-е гг. Выдающиеся достижения монументального искусства. Значение творчества мексиканских муралистов: Ороско, Ривера, Сикейрос. Мексиканская революция и искусство. Синдикат художников. Росписи — Препаратории, Сельскохозяйственной школы, Дворца искусств и других общественных зданий. Проблема синтеза живописи и архитектуры. Индивидуальные особенности творчества муралистов. Творчество Сикейроса после второй мировой войны.

Борьба прогрессивных и реакционных тенденций в искусстве США. Роль группы «Восьмерка». Р. Генри, Д. Лакс, Д. Беллоуз и др. Реалистические пейзажи Р. Кента. Кент — иллюстратор. Творчество Э. Хоппера.

Сущность «регионализма». Бентон, Вуд. Перенесение в США центра искусства модернизма в канун Второй мировой войны и во время войны.

Западноевропейская живопись и скульптура 1920–1930-х гг. «Неопластицизм» П. Мондриана. Группа «Дада» и зарождение сюрреализма. Критики теории сюрреализма. М. Дюшан, И. Танги, Х. Миро, А. Массон и другие. Роль Сальвадора Дали в развитии сюрреализма 1930-х гг.

Эволюция экспрессионизма в Германии. Состояние искусства в период фашистской диктатуры.

Укрепление позиций абстракционизма и причины этого. Господствующее положение модернизма в искусстве.

Усиление прогрессивных тенденций в живописи и скульптуре под влиянием роста демократического движения и революции в Испании. Творчество Пабло Пикассо в 1920–1930-е гг. Неоклассика. Влияние сюрреализма. Переход художника на позиции активного антифашиста. Полотно «Герника» и картины второй половины 1930-х гг. Творчество Ф. Леже, М. Громер.

Искусство стран Западной Европы и США после Второй мировой войны

Разгром фашизма во Второй мировой войне. Новое соотношение сил на мировой арене и идеологическая борьба.

Влияние победы Советского Союза во Второй мировой войне на сознание художественной интеллигенции. Борьба прогрессивных художников за мир и демократию. Рост и развитие реалистических тенденций в первые послевоенные годы. «Неореализм» в Италии и Франции. Роль журнала «Корренте» в сплочении прогрессивных художников в Италии. Связь художников с движением Сопротивления. Ренато Гуттузо — выдающийся представитель прогрессивного искусства XX в. Другие художники — неореалисты: Мукки, Пиццинато, Пурификато, Леви. Эволюция неореализма.

Гуманизм и художественное совершенство скульптур Д. Манцу. Прогрессивные итальянские графики. «Неореализм» во Франции. Фужерон, Таслицкий, Мило и др. Значение творчества Пикассо для развития прогрессивного искусства во Франции.

Развитие модернизма после Второй мировой войны. «Вторая волна» сюрреализма. Дали в США. Американские сюрреалисты. Сюрреализм и абстракционизм в современной скульптуре. А. Лоранс, Г. Мур, Кальдер и др.

Широкое распространение абстракционизма в США и западноевропейских странах и причины этого явления. Роль прессы, крупных галерей. Новое пополнение абстракционистов. Д. Поллок. Оптическое искусство. В. Вазарелли. Кинетическое искусство Ж. Тенгели.

Поп-арт и его распространение из США в Европу. Р. Раушенберг, Р. Лихтенштейн, Чемберлен и др. Э. Уорхолл.

Новейшие течения модернизма: актуальное искусство, миниискусство, гиперреализм и т. д. Философия прагматизма, экзистенциализма, теория обесчеловечивания искусства, как основа мировоззрения модернистских художественных течений.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Искусство XIX века и его основные особенности?.

2. Дайте характеристику и назовите представителей: Романтизма — реализма — импрессионизма.

3. Каковы основные проблемы искусства ХХ века?

4. Дайте периодизацию искусства ХХ века.

5. Искусство ХХ века и проблема традиций.

6. Что такое модернизм?

7. Перечислите основные особенности и периоды развития декоративно-прикладного искусства в ХХ веке.

8. Скульптура, ее особенности как вида искусства в ХХ веке. Живопись и графика в ХХ веке.

9. В чем особенности положения художника в ХХ веке. (Выставочная деятельность и арт-рынок).

10. Как вы понимаете «народность и общечеловеческое значение искусства».

Основная литература (27-46)

Дополнительная литература (194-229)

Методические указания

При изучении раздела «История мировой культуры» необходимо уделить пристальное внимание проявлению стилей в художественных системах разных стран и эпох, особенностям творческого метода творцов. Главным в подходе к изучению культуры разных регионов должен стать системный анализ, понимание закономерностей эволюции видов искусств, дифференциации жанров, трактовки новых тем и сюжетов.

Раздел 3. Русская культура.

Русская культура, ее основные особенности и духовные задачи. Соборность как основа и идеал русской культуры. Русская культура между Востоком и Западом.

Основные этапы развития русской культуры: Киевская Русь, Московское царство, Смутное время, 18 в., «золотой» и «серебряный» век, послереволюционная эпоха, Отечественная война, послевоенное развитие культуры, достижения и проблемы отечественной культуры 70-80 гг.

Современная культурная ситуация в России. Кризисные явления и пути их преодоления. Единство русской культуры и ее роль в судьбах человечества.

Тема 3.1. Древнерусская культура

Культура и искусство Киевской Руси X–XI вв. Взаимоотношения искусства Киевской Руси с Византийским искусством. Восприятие от Византии основных форм и типов архитектуры и живописи. Приспособление их к местным традициям. Торжественный стиль искусства Киевской Руси. Синтез архитектуры и живописи. Десятинная церковь. Церковь Софии Киевской, Церковь Софии Новгородской. Мозаика Софии Киевской и Михайловского монастыря.

Дохристианская скульптура и византийская церковь. Памятники скульптуры Киева и Чернигова XI–XII вв. Искусство в быту и его социальные функции. Перегородчатая эмаль, литье, керамика. Организация ремесленного (художественного) производства Киевской Руси. Художественный импорт.