Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации и контрольные задания для обучающихся заочно в системе высшего профессионального образования по специальностям 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» (стр. 6 из 10)

А.А. Иванов — ключевая фигура русского искусства Нового времени. Глубинное классическое художественное сознание мастера. «Явление Мессии». Библейские эскизы. А.А. Иванов и К.П. Брюллов.

Критический реализм в русском искусстве середины XIX века. П.А. Федотов, его значение для искусства периода. Акварели 1837 года. Сепии 1840-х годов. «Сватовство майора» — художественная формула эпохи. Позднее творчество П.А. Федотова.

А.А. Агин и русская графика середины века. Иллюстрации к «Мертвым душам» Н.В. Гоголя. Е.Е. Бернардский. Т.Г. Шевченко. Графика середины века: характеристика, художники, сравнение с графикой первой трети XIX века.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Значение петровских преобразований для развития русской культуры в 18 в.?

2. Основные идеи культуры эпохи просвещения?

3. Представители русского классицизма?

4. Что такое «нарышкинское барокко»?

5. Основные черты русской культуры начала 19 века?

6. Основные черты русской культуры середины 19 в.?

7. Крупнейшие мастера разных видов искусств первой половины 19 века?

8. Значение А.Иванова для развития русской живописи?

Основная литература (1,2,3,26)

Дополнительная литература (112-119)

Тема 3.4.Русская культура второй половины 19-начала 20.

Жанристы 50–60-х годов XIX века. Русская художественная критика середины века о возможных путях развития русского искусства. В.Г. Перов и его значение для искусства 50–60-х годов. Л.И. Соломаткин.

Искусство последней трети ХIХ века — 16 часов..

Искусство последней трети XIX века конкретно-исторические пределы периода. «Бунт четырнадцати» (1863 год). История «Санкт-Петербургской артели художников», значение объединения для русского искусства. Две линии его развития в последнюю треть XIX века. Создание Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ, 1870). Творчество И.Н. Крамского. Дилемма «Рафаэль — Рембрандт» и русское искусство 1800–1860-х годов. Н.Н. Ге и проблема «живой формы». Публицистический характер батальной живописи В.В. Верещагина. Историческая живопись последней трети XIX века.

Жанр передвижников. Пейзаж передвижников. Творчество И.Е. Репина — вершина русского демократического искусства последней трети XIX века.

Историческая трагедийная субстанция в живописи В.И. Сурикова. Модуль живописи 1880-х годов.

Скульптура последней трети XIX века. Передвижники. Академисты. М.М. Антокольский. М.О. Микешин.

Искусство конца ХIХ века Эволюция передвижнической эстетики. Неоромантическое движение конца XIX века. Формирование символизма. Поиски «большого стиля». Модерн. Мастера, подготовившие художественную ситуацию конца столетия. Исаак Левитан. Виктор Васнецов. Михаил Нестеров. Формирование символизма. Символизм.

Творчество В.А. Серова. Портретные циклы. Движение от реализма передвижнического типа к внесимволистскому модерну. Искусство М.А. Врубеля — вариант символистского модерна. М.А. Врубель и П.П. Чистяков.

«Мир искусства». Возникновение объединения. Программа. Реформы. Главные мастера (А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, М.В. Добужинский, Л.С. Бакст). Живопись. Графика. Обновление книжного иллюстрирования. Журнал «Мир искусства». Выставочная деятельность. Объединение с московскими художниками в «Союз русских художников».

В.Э. Борисов-Мусатов — вариант русского символизма в живописи.

Скульптура конца XIX века. Реформы Паоло Трубецкого, их роль в обновлении языка русской скульптуры конца XIX века. А.С. Голубкина. Н.А. Андреев. А.Т. Матвеев. С.Т. Коненков. Стилевые особенности их творчества.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Образование Товарищества передвижных художественных выставок.

2. Значение Санкт-Петербургской артели художников.

3. Классицизм в русском искусстве XIX века.

4. Академизм в русском искусстве XIX века.

5. Последняя треть XIX века. Общая характеристика искусства.

6. Что такое модерн?

Основная литература (1,2,3,26)

Дополнительная литература (120-130)

Тема 3.4. Русская культура 20 века (включая современное состояние).

Основные проблемы искусства ХХ века. Граница между XIX и ХХ веками. Периодизация искусства ХХ века. Искусство ХХ века и проблема традиций. Многообразие методов и стилей современного искусства. Искусство и массовая культура. Понятие о модернизме. Происхождение модернизма. Критика основных направлений модернизма. Архитектура Нового времени и изобразительное искусство.

Основные особенности и периоды развития декоративно-прикладного искусства в ХХ веке. Скульптура, ее особенности как вида искусства в ХХ веке. Живопись и графика в ХХ веке. Художник в ХХ веке. Выставочная деятельность и арт-рынок.

К вопросу о периодизации русского искусства ХХ века. Формулы периодов. Об историографии русского искусства рассматриваемого столетия. Начало века.

Характер искусства мастеров круга «Союза русских художников». «Голубая роза» и финал русского символизма. Новый «Мир искусства» и «Союз молодежи».

«Странная ломка миров живописных». «Бубновый валет» (круг художников, формальные задачи, традиции, эволюция). Что такое авангард в искусстве.

Русский авангард. I: Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. В.В. Кандинский. П.Н. Филонов. М.З. Шагал.

Русский авангард. II: Казимир Малевич. В.Е. Татлин. Скульпторы 1900–1910-х годов.

1917 год. Проблемы художественной жизни России между Февралем и Октябрем 1917 г. Начало советского художественного строительства. Послеоктябрьский «футуризм».

Искусство эпохи «военного коммунизма». Художественная политика. Художественное просвещение и борьба с «графической безграмотностью». Монументальная скульптура. Судьба традиционной живописи. Полиграфический политический плакат. «Окна РОСТА».

Реформа Императорского Фарфорового завода и агитфарфор. Реформа художественной школы. Концепции «производственного искусства». Влияние идей Октябрьской революции на русское искусство.

Русское искусство 1920-х — начала 1930-х годов и развитие художественного мироощущения. Группировки 1920-х годов. Антитеза АХР — ОСТ. Апрельское 1932 г. постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций».

Судьба искусства авангарда в Советской России.

Первый съезд советских писателей (1934 г.) и рождение формулы метода «социалистического реализма». А.А. Жданов и М. Горький.

Искусство сталинской эпохи (1930-е — 1950-е годы). Противоречия и драматизм эпохи. Искусство как зеркало состояния общества. Источник его энергии и назначение. Механизм сложения и функционирования (сырье–рецепт–технология–продукт). Структура искусства сталинской эпохи. Его отношение к явлениям старого и нового искусства. Приоритеты. «Табель о жанрах». Схема тоталитарного искусства и его реальная картина.

Искусство сталинской эпохи (продолжение).

Типовая живопись тоталитарного искусства и ее подлинные достижения. 1930-е годы: Б.В. Иогансон, С.В. Герасимов, А.А. Пластов, А.А. Дейнека, Ю.И. Пименов, П.П. Кончаловский, М.В. Нестеров, П.Д. Корин.

Скульптура 1930-х годов. Монументальная скульптура. «Рабочий и колхозница» В.И. Мухиной. И.Д. Шадр. М.Г. Манизер. С.Д. Меркуров. Н.В. Томский. Скульптурный портрет. С.Д. Лебедева.

Графика 1930-х годов. В.А. Фаворский. Е.А. Кибрик. Кукрыниксы.

Искусство сталинской эпохи (окончание).

Русское искусство в годы Великой Отечественной войны. Плакат. «Окна ТАСС». Станковая графика (Л.В. Сойфертис, А.Ф. Пахомов). Живописные произведения на военную тему, созданные в годы войны (А.А. Дейнека, А.А. Пластов, С.В. Герасимов, К.Ф. Юон).

Скульптурный портрет.

Искусство послевоенных лет. Историческая, историко-революционная живопись. А.А. Пластов и В.Н. Костецкий — предвестники «сурового стиля».

Графика. Публицистический характер графических серий Б.И. Пророкова. Скульптура. Памятники героям войны. Монумент Юрия Долгорукова (С.М. Орлов). Памятник А.С. Пушкину в Ленинграде (М.К. Аникушин). Памятник П.И. Чайковскому (В.И. Мухина).

Искусство второй половины 1950-х — начала 1960-х годов.

«Оттепель» в стране и в искусстве. Новые стилеобразующие факторы. «Современное» художественное зрение. «Суровый стиль»: архетипы повседневного, как положительные начала. Художники «сурового стиля» (А.В. Васнецов, П.Ф. Никонов, Г.М. Коржев, Н.И. Андронов и др.). Традиции. Форма. Тенденции. Предтечи.

Неофициальное искусство: начало (1950-е годы). 1) «Лианозовцы» (Кропивницкие, Генрих Сапгир, Оскар Рабин, Юрий Васильев, Лидия Мастеркова, Владимир Немухин). 2) Таруса (Штейнберги, Б. Свешников, Дм. Плавинский и др.). 3) Группа Ю. Соостера и Ю. Соболева. 4) Студия Э.М. Белютина.

Причины, способствовавшие формированию модернистской стилистики американского и европейского типа. Выставка «30 лет МОСХа» (1962 г., декабрь). Разгром неофициального искусства и левого крыла МОСХа. Появление андеграуда. Подпольные выставки (Аптарт).

Группа «Движение» Льва Нусберга (1962 г.). Кинетизм. Опарт.

Искусство 1970-х — 1980-х годов.

Первая половина 1970-х годов. Эпоха «романтической матафоры» в официальном искусстве (братья Смолины, М.А. Савицкий, Татьяна Назаренко). В.Е. Попков, Д.Д. Жилинский. Андеграуд в начале 1970-х годов. «Бульдозерная выставка» («I осенний осмотр картин на открытом воздухе», 1974) — пик конфронтации искусства и власти в России. «Измайловская выставка» («II осенний осмотр картин на открытом воздухе») и поиски компромисса. Постепенная ассимиляция диссидентского модернизма официальной художественной системой. Бóльшая толерантность Союза художников, интерес к «умеренному» модернизму, вовлечение альтернативной культуры в официальные художественные организации.

Искусство 1970-х — 1980-х годов (продолжение).

Концептуальное искусство в России (группы «Сретенский бульвар», «Коллективные действия», «Гнездо») и его влияние на возникновение соц-арта. Соц-арт (Э. Булатов, В. Комар, А. Меламид, Г. Брускин и др.) — карнавальная и ироническая модификация соцреализма. Фотореализм и другие явления современного русского искусства.