В старших классах у детей есть возможность сдать переводные или выпускные экзамены в форме реферата. Следовательно, встаёт вопрос выбора темы. Разумеется, в начале учебного года каждый учитель-предметник даёт список возможных тем, но для того, чтобы получилась действительно исследовательская, а не формальная работа, необходимо найти "точки соприкосновения" между определённой учебной дисциплиной и личным образовательным интересом ученика. Это ещё одна ниша, заполнить которую может тьютор. Он одновременно может работать в школе в качестве урокодателя по любой учебной дисциплине, главное, как уже отмечалось выше, не смешивать различные позиции: не давать готовых ответов, а двигаться вперёд вместе с учеником по выбранному им пути с помощью вопросов. Например, выбранная учебная дисциплина - литература. Начальный шаг - описанная выше методика поиска индивидуального интереса с помощью Знакового метода. По его результатам выявлено два наиболее ярких: поэзия серебряного века, её связь с историей России, культурой в целом и авторская песня сама по себе (т.е. нравиться слушать). На первый взгляд, приоритетность первого бесспорна: он "солидный", глубокий, вполне соответствует научному исследованию. Однако тьютор не может советовать, а ученик затрудняется с выбором, тогда выстраиваем цепочку вопросов по каждому из интересов: что именно интересует в данной области, как давно возник интерес, в какой ситуации и с чем связан, как он реализуется в данный момент, планы на будущее. Выбор их неслучаен. Задача первого вопроса - максимально конкретизировать ситуацию. Здесь уместно ввести понятия объекта изучения и предметности, т. е. объективно существующего независимо от нашего внимания предмета, материального или нет (стол, открытия в области квантовой физики, поэзия А.С. Пушкина и т.д.) и той призмы, через которую этот предмет будет рассмотрен.
Иллюстрируются эти понятия простым примером: перед нами стол - это предмет, если расскажите о нём с точки зрения плотника, дизайнера, школьника, продавца в магазине, и вы увидите, что об одном и том же предмете можно говорить с совершенно разных сторон. Дизайнера интересует цвет, форма и соответствие общей идее интерьера, плотника - технология изготовления, ученика - степень удобности и т.д. А что более всего интересует вас в вашем объекте. КТО ВЫ ПО ОТНОШЕНИЮ К НЕМУ? Ответ на этот вопрос и будет конечным результатом. В примере, приведённом выше, объектом в сфере первого интереса стала поэзия серебряного века, а предметностью - её связь с другими видами искусств этого временного отрезка, их взаимопроникновение и обусловленность особым историческим моментом. Таким образом, определилась позиция ученика - культуролог, т.е. исследователь культуры в целом. А в сфере второго, работа над которым шла параллельно, предмет определился так: авторская песня как отражение мыслей, чувств и идеалов человека на протяжении долгой истории его развития. Предметность - уникальность жанра, находящегося на стыке музыки и слова. Позиция ученика - исследователь и систематизатор одновременно.
Задача второго вопроса - определить степень устойчивости интереса. Конечно, говорить о временном показателе как о главном нельзя, но если он достаточно велик, то это, весьма важный аргумент в выборе темы. Кроме того, длительность интереса, как правило, подкрепляется накопленным материалом, т.е. той стартовой базой, с которой легче начинать исследование. Однако бывает и так, что возникший недавно интерес по актуальности на данный момент становится приоритетным. Пример тому - ситуация, рассматриваемая выше. Из двух интересов (поэзия серебряного века и авторская песня) был выбран второй, т.к. в тот момент подростку личностно важно было доказать "солидность" и уникальность авторской песни, её право на серьёзное отношение со стороны слушателей, решив отчасти таким образом и проблему собственного авторитета не только среди сверстников, но и в семье.
Последний вопрос - это своеобразный "мостик" к следующему этапу работы. От прочности и точности его построения многое зависит. В данной ситуации будущий результат был сформулирован в виде гипотезы о том, что авторская песня - это уникальный литературный жанр, имеющий свою историю, традиции и классификацию.
Однако очень часто бывает так, что, выбрав предмет, выпускник не может определиться с темой или проблемы возникают уже на этапе выбора предмета. Тогда удобнее использовать ролевой метод, который сам по себе снимает остроту выбора. Методика его была описана выше, так что остановимся сразу на работе с результатами. Например, вот такой текст, написанный от имени+Щелкунчика (неожиданный выбор в 10 классе!) "Почему все женщины ужасно глупы? Почему им всем надо только одно: деньги, удовольствия, развлечения. Почему они не способны видеть ничего, кроме смазливой внешности. Как же я их презираю" После его анализа тьютором следует целый ряд вопросов: почему именно женщины (потому что их внимание - эквивалент успеха в обществе), что является его личностными ценностями и как они "уживаются" с общественными. Постепенно обозначается проблема: человек - общество, а дальше следует соотнесение её с тем материалом, который может предоставить учебная дисциплина. В данном случае ученик остановился на теме "Маленький человек" в большой литературе". Подобная работа может проводиться по любому учебному предмету, ведь тьютор как таковой не привязан к определённой учебной дисциплине, он движется вместе с личностью, определяя вместе с ней личностную траекторию образования.
Говоря о первом этапе поиска образовательного интереса, нельзя не остановиться на ситуации, когда используется соотнесение результатов Знакового и Ролевого методов. Это необходимо в тех случаях, когда интерес "размыт", неустойчив или слишком обобщён. Например, интерес, полученный в результате знакового метода "Экзотические животные", а вот текст Ролевого метода "Третий день пытаюсь отыскать следы голубого носорога. Говорят, его видели здесь местные жители. Но где же он? Неужели мне снова не повезёт? Браконьеры меня опередили? Что же делать?" После сопоставления интерес легко конкретизируется: исчезающие виды животных и способы их защиты.
Однако бывает и так, что результаты двух методов не совпадают. Выходов два: искать компромисс (более общий интерес становится объектом, а более конкретный - предметностью) или делать выбор по степени приоритетности интересов. Например, в сочинении "История моего интереса" девочка описывает джунгли, свою тягу к их загадочному миру: растениям, животным, людям, побывавшим там. А в Знаковом методе создаёт текст от имени Маугли, его письмо к Мудрому Ка. Таким образом, обозначается интерес: Джунгли как особый мир общения природы и человека.
В другом случае необходимо сделать временный выбор (именно временный, ведь к оставленному интересу всегда можно вернуться), если интересы лежат в полярных областях. Принять решение помогут вопросы как прямые, так и косвенные.
Возможные варианты вопросов
Т. к. вопрос - это главный тьюторский инструмент, то за время работы накопилось несколько типовых вариантов вопросов:
Прямые - Что тебе нравиться? Чем бы ты хотел заниматься? О чём будем собирать материал в первую очередь? И т. д.
Это самые "удобные" вопросы, однако они редко дают желаемый результат. Часто человеку легче сказать, чего он не хочет, чем определиться с собственными желаниями.
Снять проблему выбора помогают другие виды вопросов.
Вопрос - ситуация. Представь себя в библиотеке. Ты бродишь среди книг и вдруг видишь (дальше придумывается название книги в соответствии с первым интересом). Ты берёшь её в руки, но вдруг замечаешь другую книгу (воплощение второго интереса), однако домой унести можно только одну, за второй можно прийти потом, когда вернёшь первую. На какой из книг ты остановишься? Вариантов вопросов - ситуаций может быть множество. Здесь вполне можно дать простор воображению. Вот ещё пример. Представь себе, что к тебе в руки попала волшебная палочка, которая может открыть тебе только одну тайну, о чём ты её спросишь?
Вопрос- провокация. Есть интерес - люблю путешествовать. Провокация - давай отправимся прямо сейчас! Дальше следует диалог:
-Сейчас нельзя - уроки!
- Отменим.
- Мама не пустит!
- Договоримся.
- Мы не подготовились, надо ведь собраться.
В итоге обнаруживается интерес: как собираться в путешествие (дальнее, ближнее, научное, развлекательное и т.д.)
Вопрос - визуализация. Вот тебе волшебная подзорная труба (подойдёт любая имитация), с её помощью ты можешь заглянуть в страну исполнения желаний. Что ты там видишь?
Копилка вариантов вопросов может пополняться бесконечно. Это ведь инструмент, а инструмент должен совершенствоваться.
Подводя итоги всему вышесказанному о первом этапе работы, нельзя не отметить его изначальную важность. Он, безусловно, очень трудоёмкий, требует терпеливой и неторопливой работы, но если действительно удаётся "вытащить" из глубины сознания истинный личностно-образовательный интерес, вся последующая работа будет радовать маленькими и большими открытиями. На этом этапе работы можно говорить об определенном алгоритме, но и возможности его варьирования не исключаются.
1. Алгоритм поиска конкретизации образовательного интереса.
2. Мини-сочинение "История моего интереса" (в классе или дома, с тьютором или самостоятельно, пользуясь вопросами или "в свободном полёте")
3. Анализ тьютором полученного текста.
4. Конкретизация интереса с помощью Ролевого метода или тьюторских вопросов. Определение объекта и предметности.
Второй этап