Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по вопросам реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования в части индивидуализации образования Волгоград (стр. 3 из 23)

«Индивидуальность» Нового времени стала созвучна слову «Свобода». И в XIX-XX веках индивидуальность уже рассматривается как необходимость для каждого человека, как нечто позитивное и приветствуемое: «Всегда помните, что у вас не только есть право быть индивидуальностью, вы обязаны ее быть» (Eleanor Roosevelt). Или: «Человек не сможет найти себе место под солнцем, если он все время будет держаться в тени семейного дерева» (Helen Keller). Эти идеи были также провозглашены и в поэзии того времени:

Через десятки лет я вспомню и о том,

Как два пути в лесу однажды я нашел

И выбрал тот, которым не ходили.

А вы пошли уж хоженым путем,

Но что при этом для себя открыли? (Robert Frost).

Другими словами, индивидуальность в культуре понимается как вершина, к которой необходимо стремиться человеку в процессе его жизнедеятельности.

В процессе анализа становления ведущего понятия нашего исследования в истории мы отмечали, что индивидуальность человека усматривается в его способности выходить за рамки наличного социального мира, в несводимости и запредельности индивидуальности к наличным ситуациям и приписываемым ей предиктам. Человек оказывается в двойственном положении: с одной стороны, он вписан в нормативные структуры общества и, тем самым, поддерживает существование этих структур, но с другой стороны, человек своей индивидуальностью выходит за рамки наличной структуры общества и тем самым несет разрушение.

Становление индивидуальности предстает, таким образом, парадигмой функционирования социальной системы. «Индиви(д) - дуальность индивида» заключается в обращении на себя таким образом, что она выступает пара-дигмой закона, который она представляет. «Индиви(д) – дуальность» обра-щается на себя таким образом, что порядок, который она представляет, «у-порядочивается» ею самой. По этой причине она всегда находится в посто-янном смещении, не способная принять какую-то тождественность.

Обобщая, отметим, что показателями индивидуальности являются: открытость, субъектность, познавательная творческая деятельность, целеустремленность, инициатива, самооценка, самопознание, самосовершенствование, самоопределение, самостоятельность в принятии решений, ответственность.

Таким образом, суммируя проанализированные философские работы, касающиеся проблемы индивидуальности, мы можем выделить следующие опорные точки, которые будут необходимы для итоговой формулировки ведущего понятия:

- сущность индивидуальности составляет самобытность индивида, опирающаяся на постоянное взаимоотношение его с обществом;

- индивид становится индивидуальностью только тогда, когда приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, что характеризует его как личность, то есть на социальном уровне;

- исходным моментом в становлении идеи человеческой индивидуальности является выделение человеком себя из мира предметной деятельности. Индивидуальность обретает почву своей самостоятельности в развертывании преобразующей деятельности, насыщаясь богатством ее предметного содержания, и становится зрелой органической целостностью. К индивидуальности следует подходить как к изначально активной, неравной самой себе, предметно действующей в многообразии социальных взаимосвязей, вырывающей свое содержание у действительности и становящейся целостностью через самоотчуждение и возвращение к себе;

- укоренить индивидуальность как самостоятельную, в единстве общественных форм и человеческой субъективности, возможно лишь опираясь на сущностное человеку предметное отношение, которое должно быть понято как порождаемое материальной деятельностью;

- индивидуальность индивида выступает парадигмой закона, представляя свой порядок, находясь в постоянном смещении, не способная принять какую-то тождественность;

- индивидуальность имеет два проявления: индивидуальность как утверждаемое бытие, как воплощение и индивидуальность как становление.

Исследование индивидуальности в психологии проводится в рамках различных подходов. Можно выделить четыре направления в изучении человеческой индивидуальности:

1. Теории биологической индивидуальности (Б.Г. Ананьев, В.М. Русалов);

2. Интегральной индивидуальности (Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин);

3. Социальной индивидуальности (К.А. Абульханова-Славская, Е. Б. Весна, И.И. Резвицкий);

4. Гуманистической индивидуальности (Е. П. Варламова, Е.И. Исаев, А. Маслоу, К. Роджерс, В.И. Слободчиков, С. Ю. Степанов).

Первое понимание индивидуальности подразумевает признак «различия» (уникальности, неповторимости, отличия от других). Индивидуальная особенность по отдельно взятой психологической характеристике выступает как одна из многочисленных форм проявления индивидуальности. Однако лишь совокупность индивидуальных особенностей по различным психическим характеристикам может дать более полное представление об индивидуальности в целом. Но в рамках этого подхода не ставится вопрос о существовании устойчивых индивидуально-психологических различий, т.е. о закономерной связи между индивидуально-психологическими особенностями.

При исследовании системной целостности человека акцентируется изучение разных видов связей между более или менее полными наборами свойств, относящихся к биологическому, психологическому, и социальному уровням. Б.Г. Ананьев отмечает, что индивидуальное своеобразие не является свойством, присущим организму как целому; оно не является также и свойством любой части этого целого. Обобщая различные подходы к трактовке индивидуальности в естественных, общественных и гуманитарных науках, он подчеркивает, что индивидуальность – это единственная в своем роде интеграция природных и социальных характеристик, обнаруживаемая у каждого отдельного и совершенно конкретного человека. В качестве наиболее значимых признаков человеческой индивидуальности ученый называет целостность, обособленность, автономность, неповторимость, наличие у человека внутреннего Я, творчество.

Основываясь на системном подходе, В.С. Мерлин определяет интегральную индивидуальность как целостную систему индивидуальных свойств человека, которая имеет три уровня: 1) систему индивидных свойств организма (биохимические, общесоматические, нейродинамические); 2) систему индивидуальных психических свойств (психодинамические и психофизические свойства личности); 3) систему социально-психологических свойств (социальной роли в группе и коллективе, социальной роли в социально-исторических общностях).

В гуманистической психологии (В.И. Слободчиков и др.) понятие индивидуальности относится к духовным измерениям человеческой реальности. Индивидуальность – это прорыв за границы самости, выход за границы вечного, вселенского, универсального. Индивидуальность – это не столько включенность индивида в систему общественных отношений, интеграция их как личностно значимых, сколь его выделенность из этих отношений. Индивидуальность – это всегда внутренний диалог человека с самим собой, выход в уникальную подлинность самого себя.

Положения о становлении индивидуальности личности понимаются как самореализация – непрерывный выход за пределы самого себя, как отказ от традиционного для «птолемеевского» понимания человека в пользу «коперниканского», ищущего «Я» человека не под поверхностью кожи индивида, а в его бытии, во взаимосвязях индивидуальности .

В центре самореализации личности, как ее понимает гуманистическая психология, лежат феномены, так или иначе связанные с самосознанием. Самосознание может определяться через познание себя, познание своей самости. Самость – гипотетическое понятие, введенное в психологию К. Юнгом, это есть «центр тотальной, беспредельной и не поддающейся определению психической личности». Самость человека – это реализация его суверенного права на выбор, выбор направления развития, жизненных целей и ценностей. Сама по себе реализация этой человеческой прерогативы при осознании всех возможностей, выслушивании звучащих на разные лады голосов, согласно представлениям гуманистической психологии, – залог творческой реализации. В течение жизни свободный выбор есть основное сущностное отношение человека к миру (Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков, А. Маслоу, К. Роджерс).

Самореализация в этой концепции есть, по существу, эволюция самости, происходящая в направлении от бессознательного к нравственным идеалам. Потребность в самореализации – высшая в иерархии потребностей. В результате ее удовлетворения личность становится тем, кем она может и должна стать в этом мире. Согласно К. Роджерсу, это происходит при открытости человека внутреннему и внешнему опыту, при осознавании всех его сторон. Из множества полусформировавшихся возможностей организм выбирает ту, которая наиболее точно удовлетворяет внутреннюю потребность, или ту, которая устанавливает более эффективные отношения с окружающим миром, или же другую, которая открывает более простой и удовлетворяющий человека способ восприятия жизни. В этом метафорическом представлении возможности не иерархизированы, акцент делается на свободном выборе среди потенциально равноценных предложений, которые отсеиваются мудрым организмом на основе собственных субъективных критериев.