Обобщая, отметим, что показателями индивидуальности являются: открытость, субъектность, познавательная творческая деятельность, целеустремленность, инициатива, самооценка, самопознание, самосовершенствование, самоопределение, самостоятельность в принятии решений, ответственность.
Исторические основы тьюторства
Тьюторство как оригинальная философия образования и ведущий способ организации образовательной системы берет начало в средневековых европейских университетах XII-XIV вв. В качестве же особой педагогической позиции, а затем и должности, оно оформляется в известнейших древнейших университетах-городах Великобритании: сначала в Оксфорде, чуть позднее в Кембридже.
В чем состоит базовая, принципиальная особенность образования, сердцевиной которого является тьюторство? В чем его сущностное отличие от традиционной - в нашем понимании — системы? Для того чтобы ответить на эти вопросы, нужно отстраниться от привычных нам представлений об устройстве школы или вуза и взглянуть на организацию педагогического процесса с точки зрения «движущих сил» - субъектов образования, то есть педагога и учащегося.
Отметим, что в мировой практике с древнейших времен и до наших дней, в разных вариациях и с усилениями того или иного элемента, существуют три типа устройства системы образования:
- немецкая классическая модель (в том числе отечественная традиция);
- английская классическая модель (тьюторство);
- восточные практики погружения.
Последние в силу специфичности и экзотичности [неограниченная по времени продолжительность обучения; статус учителя-мастера (гуру); использование возможностей правополушарного мышления (опора на цвета, звуки, запахи, осязание и кинестетические возможности индивидуального восприятия); воздействие на волю путем вхождения в трансовые измененные состояния сознания и т.п.] можно мысленно вынести за скобки. Попутно, правда, заметим, что некоторые приемы и элементы восточных практик успешно и последовательно применяются в творческих вузах (театральная педагогика, авторские мастерские изобразительного искусства и т.п.), на психологических занятиях — тренингах личностного роста, при психологическом сопровождении в спорте.
Немецкую классическую систему, привезенную в Россию в готовом виде и апробированную в университете М.В. Ломоносова можно схематично представить так: в центре учебно-воспитательного процесса находится кафедра с заранее определенными программами, вокруг которой, словно спутники, «вращаются» педагоги-преподаватели и учащиеся-студенты. Таким образом, скорость, характер и способ продвижения в образовательном пространстве задается извне и не зависит напрямую ни от особенностей (как личностных, так и представителя научно-методической школы - педагога), ни от своеобразия (интересов, склонностей, ведущего типа восприятия) обучающегося.
Траектория учебного процесса выстраивается с помощью практически единственного универсального инструмента- учебной программы. Это обусловлено исторически и связано с тем, что немецкое образование,
как особая система, зародилось на основе ремесленных цехов (например, сталелитейное дело, гончарное, бумагоделательное производство и т.п.). И поскольку речь шла о сохранении и развитии ремесел, а затем промышленности и создании цеховой преемственности, необходимо было наладить максимально эффективный путь передачи знаний и формирования профессиональных навыков в предельно сжатые сроки. С этих позиций базовые элементы классической немецкой системы образования представляются глубоко обоснованными и целесообразными.
Иное дело - английская классическая система. Истоки данного типа образования лежат в традициях обучения монастырских школ средневековой Европы. И здесь - поскольку цели передачи и воспроизводства знаний принципиально иные, спешить и торопиться было абсурдно - путь к познанию изначально представляется уникальным, и движение в нем индивидуально по способу и скорости для каждого обучающегося. А учебная программа, одним из «строительных блоков», своеобразной «вершиной айсберга» которой является индивидуальный учебный план, мыслится как вспомогательное средство в освоении знаний. Формальное «прохождение» программы в целом не влияет на реальное продвижение учащегося в интеллектуальном пространстве.
Средневековый европейский университет представлял собой удивительное по «внутренней архитектуре» образование: это причудливое сочетание и взаимопроникновение множества научных школ, как фи-лософско-теологических, так и светских. Отсутствие иерархии, избыточность образовательного предложения, множество курсов, кафедр, факультетов. Каждый автор-профессор читал собственный курс и трактовал чаще всего собственную книгу наряду с каноническими библейскими текстами.
Средневековые университеты предъявляли требования лишь на заключительном этапе - при сдаче экзаменов и присуждении квалификационных характеристик. Следовательно, то как, каким образом, в какое время, с какой продолжительностью и в каких группах происходит освоение знаний, регулировал сам обучающийся в соответствии с собственными запросами, склонностями, предыдущим опытом, планируемой в будущем профессиональной деятельностью.
Но как найти свой путь, эффективный и личностно приемлемый? Сориентироваться в такого рода образовательном пространстве студенту помогали специальные наставники - тьюторы. Первоначально эту миссию выполняли студенты-старшекурсники, которые сами не так давно обучались на тех же факультетах и были превосходно осведомлены о правилах, порядках, традициях и нравах выбранного курса.
Уточним, что по возрасту тьюторы-наставники могли быть как старше, так и намного младше своих подопечных. Это объяснялось следующим фактом. Поскольку пребывание в университете ограничивалось только материальными возможностями студента и личными целями и задачами обучения, зачастую магистр или профессор одного факультета мог одновременно являться студентом-младшекурсником другого.
Тьюторы осуществляли своего рода управленческую, «менеджерскую» функцию в образовании. Задавали вопросы, обсуждали с подопечным осознанность сделанного выбора и его последствия: лекции какого профессора посещать в первую очередь, какие книги прочесть, как вести записи, готовиться к зачетным работам и коллоквиумам. Кроме того, затрагивались в некотором смысле и бытовые вопросы: как спланировать бюджет, в каких студенческих мероприятиях участвовать и чего следует избегать; какие стороны будущей профессиональной жизни нуждаются в пристальном внимании.
Занимались тьюторы и собственно репетиторством: передавали наработанный опыт самообразования. В частности, мнемонические приемы развития памяти, секреты каллиграфии и скорописи, конспектирования, культуру умственного труда и духовных поисков... Так постепенно явление тьюторства от стихийно возникшего, во многом волонтерского начала, выкристаллизовывалось в отдельную педагогическую позицию и, соответственно, должностную единицу.
Существует мнение, что возникновение такой индивидуально ориентированной педагогики в ценностном аспекте тесно связано с общеевропейским движением Реформации в христианстве и возникновением лютеранской церкви как официальной конфессии ряда стран (например, Англии, Скандинавии и др.). Речь идет о том, что, согласно важнейшему принципу протестантизма, человек сам, напрямую, без посредничества института церкви несет ответственность перед Творцом за себя и свою судьбу. Кроме того, в ином, горнем, мире существует уникальный божий замысел относительно предназначения каждой личности, ее главного дела и жизненного пути. И задача индивидуума - «совпасть» с предписанной уникальной судьбой, удачно выбрать собственное кредо и пути его достижения.
Предписанность замысла, однако, не является его «роковой» внешней заданностью, подобно той, которую определяли греческие мойры, плетущие нити судьбы. Здесь под «замыслом» понимается скорее талант и призвание каждой личности, которые можно обнаружить и проявить исключительно в деятельности, в работе.
Человек, согласно таким предписаниям, должен жить, учась и созидая, постоянно целенаправленно наблюдая за успехами своего труда и фиксируя их. Деликатно и внимательно следить за тем, какой отклик в собственной душе находит исполнение той или иной работы. Если совпадение с «божественным замыслом» происходит, душа должна петь.
Упомянем в этой связи исследователя истории тьюторства В.В. Мацкевича. Он считает, что Я.А. Коменский, который был, как известно, священником, епископом общины Чешских братьев, в создании своего учения о новой педагогике руководствовался именно протестантскими размышлениями и суждениями об уникальном предназначении каждого. И классно-урочная система, которая была описана и структурирована гениальным «менеджером» массовой педагогики, но отнюдь не впервые создана, была призвана помочь на определенном этапе развития образования передать как можно большему числу учеников способность самим, без посредников, читать и интерпретировать текст главной книги - Библии (труды Я.А. Коменского «Пансофия», «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих»).
Современный Оксфордский словарь английского языка определяет тьютора в качестве лица, имеющего ученую степень, которому вверен надзор за студентом (undergraduate). Последний называется его подопечным (pupil).
Британская энциклопедия использует термин «тьюториал» (tutorial) в двух словарных статьях: первая посвящена дистанционному обучению с помощью Интернета, вторая - особым образом организованному образованию.