Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по вопросам реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования в части индивидуализации образования Волгоград (стр. 6 из 23)

Известно, что педагог-тьютор в современной ситуации классического европейского университета проводит еженедельные индивидуальные кон­сультации- тьюторские часы и регулярные тьюториалы- занятия в мини-группах, состоящих из 5-7-ми обучающихся. (По данным современных исследователей, большая часть учебного времени (от 75 до 90%) в Оксфорд­ском и Кембриджском университетах отводится на занятия с тьютором.)

Таким образом, можно говорить о том, что тьюторство - это педагоги­ческая позиция, которая связана со специальным образом организованной системой образования. Основные «движущие силы» в ней - это педагог-тьютор и его подопечный. Учебный процесс, режим и характер занятий выстраиваются и складываются, исходя из познавательного интереса, склонностей, способностей восприятия ученика. Главный инструмент обучения, воспитания и базовая функциональная обязанность педагога-тьютора - создание индивидуальной образователь­ной программы, которая постоянно уточняется и корректируется. Изме­нения вносятся в зависимости от совместного анализа успехов и продви­жений учащегося на пути освоения знаний. Стержневое понятие такой педагогики - уникальность человеческой личности, ее предназначения (в том числе и профессионального) и связанная с этим индивидуализация обучения.

В отечественной традиции отдельная фигура тьютора никогда не вво­дилась. Однако утверждать, что ценности индивидуально ориентирован­ной педагогики как пути воспитания личной ответственности за реализа­цию собственного предназначения в истории российского образования не представлены, было бы неправильно.

Несмотря на то, что внешняя кафедральная форма образовательного обустройства полностью позаимствована у немецкой классической систе­мы, наблюдается, однако, ряд явлений, очевидным образом выпадающих из нее, и существующих в русле отечественной культуры и менталитета. Назовем три из них, так как, безусловно, эта тема требует отдельного, бо­лее глубокого и подробного рассмотрения.

Во-первых, традиция монастырских наставников - старцев и старчест­ва - на Руси, описанная в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» (сюжетная линия духовных поисков Алеши Карамазова и наставничества старца Зосимы).

Во-вторых, гувернеры в аристократических семьях дореволюцион­ной России. В качестве более чем показательного примера вспомним о роли В.А. Жуковского в воспитании наследника престола. Поэт соз­нательно и целенаправленно готовится к многолетней педагогической деятельности, составляет план занятий, который, в свою очередь, пред­ставлен на суд императора и после тщательного изучения утвержден. Цель воспитания и обучения видится поэту как «образование для доб­родетели».

«Будучи сам человеком совершенно исключительного обаяния и вы­сочайших нравственных достоинств, он сумел и на наследника престола оказать то благотворное влияние, которому мы во многом обязаны велики­ми реформами шестидесятых годов XIX века. Опыт Николая I в подборе доверенного лица для воспитания наследника престола нужно оценить как необыкновенно удачный».

В-третьих, феномен классической русской литературы и ее выдаю­щейся роли в духовной жизни, в культуре России. Литературы, вмещаю­щей в себя функции философии, социально направленной публицистики и даже основы психологической культуры.

Фактически должность наставников, «туторов» - как писали в то вре­мя - была учреждена в штате Лицея цесаревича Николая 13 января 1868 года. Сохранились должностные обязанности этих педагогов, согласно ко­торым они совмещали роли кураторов и воспитателей.

Необходимо особо отметить, что современные отечественные техно­логии тьюторской деятельности опираются на оригинальную педагогиче­скую традицию, разработаны в русле российского образования, его про­блематики и актуальных подходов.

Сегодня, с одной стороны, Россия становится частью глобального общества, воспринимает ценности гражданского общества и европейского общества, а с другой, не может стать его полноправным членом, если не привнесет ценностей своих в мировое сообщество, так и тьюторство, возможно, должно обрести и обретает у нас свои черты. В заключение - проблемы, которые ставит перед нами история.

1. Ситуация нашего времени во многом похожа на просвещенное средневековье, с той только разницей, что степеней неопределенности больше. Учащемуся необходим проводник.
2. Самообразование как образ жизни возможно в свободном и автономном пространстве, где свобода и знание признаются непреходящими ценностями.
3. Тьютор — фигура посредника между свободными личностями в пространстве образования.
4. Тьютор - посредник между культурным и индивидуальным (большой историей знающих и индивидуальной историей неофита), индивидуальным и корпоративным.
5. Тьютором может быть тот, кто сам прошел тот же путь, то есть имеет опыт самообразования, его он и передает.
6. Тьютор связывает в образовании своего подопечного процессы учения, самовоспитания и формирования образа жизни.
7. Университетское образование — образование универсальное, именно оно дает возможность сделать знание личностным, действенным, и тем самым в нем появляется место для деятельности тьютора, но сегодня весь мир становится образовательным универсумом - и тьютор должен переопределить свое место.

Открытое образование

как качественная характеристика индивидуализации образования

Понятие открытости образования только еще формируется и существует пока в большей степени как метафора, но интерес к осмыслению и самого понятия, и созданию практики открытого образования сейчас достаточно большой и проявляется как в современной педагогической теории, так и в реальной образовательной практике. Пока все различные смыслы, касающиеся этого становящегося понятия, можно объединить следующим образом: открытое образование - это образование, в котором преодолевается школьный контекст, положенный системой традиционного образования как основной. Этот смысл на сегодняшний день объединяет различные исследовательские группы, которые предлагают часто диаметрально противоположные подходы относительно того, каким образом и за счет чего происходит сам процесс формирования открытого образования, то есть по-разному раскрывают само содержание принципа открытости образования.

Т. М. Ковалева считает, что открытость образования - это не что-то объективно существующее, а такой взгляд и такой тип рассуждения, при котором не только традиционные институты (детский сад, школа, вуз и т.п.) несут на себе образовательные функции, но и каждый элемент социальной и культурной среды может нести на себе определенный образовательный эффект, если его использовать соответствующим для этого образом.

То есть, образовательное пространство для ребенка задается в определенный момент времени не столько каким-то конкретным образовательным учреждением и жестко заданной в нем учебной программой, сколько осознанием разнообразных образовательных возможностей и их определенной соорганизацией. В каждый момент времени для каждого человека таких предложений возникает огромное количество:

• учебные программы различных учебных заведений;

• учебные тренинги, практикумы, интенсивы для освоения определенной области знания;

• различные образовательные услуги в пространстве Интернета;

• образовательные мероприятия: конференции, семинары, форумы, круглые столы и т.д.

Таким образом, первоначально понятие открытости образования связывается Т. М. Ковалевой со следующими характеристиками:

• разделение процессов обучения и образования;

• анализ построения процессов образования в школе и вне школы;

• введение понятия открытого образования как преодоления классно-урочной системы.

Действительно, стало очевидным, что только лишь представленное многообразие разнородных образовательных предложений (даже при всей их доступности) еще не задает для человека необходимым образом реализацию открытости образования как качественную характеристику современного образования, оставаясь всего лишь потенциальной возможностью.

Чтобы принцип открытости образования реализовался на уровне каждого образующегося, ему необходимо владеть культурой выбора и соорганизации различных образовательных предложений в его собственную образовательную программу.

Вот эта задача - использование всего возможного ресурса открытого образования и построение своей собственной индивидуальной образовательной программы - и требует в современной ситуации работу педагога, обладающего для этого специальными средствами, тьютора, а точнее, организацию им соответствующего тьюторского сопровождения.

В нашей современной образовательной ситуации можно выделить три типа различных тьюторских практик, каждый из которых предлагает собственные основания для соорганизации различных образовательных предложений в индивидуальную образовательную программу и соответственно задает определенный тип тьюторского сопровождения. Рассмотрим их подробнее.

Тьюторская практика дистанционного образования (информационный контекст)

В системе дистанционного образования обосновывается главная цель открытого образования, которая заключается в умении жить в информационном обществе и использовать все его возможности. Моделью открытого образования в данном случае является сама модель использования человеком информационных технологий, и именно под эту задачу начинает работать тьюторское сопровождение, помогая своему подопечному выстраивать обучение, используя навыки работы в Интернет-среде.

Тьюторская практика открытого образования (социальный контекст)

В социальном контексте открытое образование обсуждается в неразрывной связи со становлением открытого общества. Одним из главных идеологов такого рассмотрения открытого образования является Джордж Сорос.