Смекни!
smekni.com

«Мы дети страшных лет России» (стр. 2 из 3)

- Определить основные этапы творчества Платонова.

- Выявить особенности художественного осмысления эпохи коллективизации в прозе Платонова.

Основные вопросы к теме:

1. Основные этапы творчества Платонова.

2. Роман «Чевенгур», особенности композиции

3. Символика повести «Котлован», сатирические элементы в хронике

«Впрок».

4. Своеобразие творческого метода, стиля, языка Платонова.

Методические рекомендации:

1. Найти элементы антиутопии в романе «Чевенгур»

2. Определить значение названий произведений Платонова

3. Выписать характерные для языка писателя речевые обороты.

Литература:

1. Бадиков В.В. Авторское сознание и социальный заказ (Запрещенная

советская литература 20-х годов). Алматы, 1997

2. Полтавцева Н.Г. Философская проза Платонова, Ростов-н-Д., 1981 г.

3. Васильев В. А.Платонов. М., 1990 г.

4. Баршт К.А. Поэтика прозы Андрея Платонова. СПб., 2005.

5. Павловский В.И. Яма: О художественно-философской концепции повести

«Котлован» // Литературная учеба. 1990, № 1.

6. Чалмаев В. Платонов А. М., 1998.

7. Буйлов В. Андрей Платонов и язык его эпохи // Русская словесность. 1997,

№ 3, стр. 30-34 (по «Котловану»).

Тема 10: Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Форма проведения: практическое занятие

Цель занятия:

- определение идейно-художественного своеобразия романа «Мастер и Маргарита»

- выявление многоплановости композиции романа

- определение жанрового своеобразия романа «Мастер и Маргарита»

Основные вопросы к теме:

1. История создания.

2. Особенности сюжета.

3. Многоплановость композиции: а) философский план, б) социально-сатирический план.

4. Художественное своеобразие: сочетание конкретно-исторической и гротескно-фантастической образности.

5. Проблема жанрового определения.

Методические рекомендации:

1. Найти черты мениппеи в р. «Мастер и Маргарита».

2. Составить схему параллелей, перекличек между тремя мирами (по Б.Соколову)

Литература:

1. А.Смелянский. Булгаков в Художественном театре. М., 1986

2. Б.Соколов. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». М.: Наука, 1991.

3. Бадиков В.В. Авторское сознание и социальный заказ: Запрещенная

советская литература 20-х годов. Алматы, 1997.

4. Боборыкин В.Г. Михаил Булгаков. М., 1991.

5. Чудакова М. Жизнеописание М.Булгакова. М., 1988.

6. Вулис А.З. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». М.: Наука, 1991.

7. Лакшин В.Я. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» / В кн.: Лакшин В.Я. Пути журнальные. М., 1990, стр. 214-264.

Тема 11: Тема Петра I в творчестве Толстого, ее эволюция.

Форма проведения: практическое занятие

Цель занятия:

- Охарактеризовать основные этапы эволюции темы Петра I в творчестве Толстого

- Раскрыть новаторство и мастерство Толстого

Основные вопросы к теме:

1. Эволюция темы Петра I в творчестве Толстого. Образ Петра в рассказе «День Петра», пьесе «На дыбе» и романе «Петр Первый».

2. Причины обращения к эпохе Петра в 30-е годы.

3. Композиция романа, тема и идея 1, 2 и 3 книги романа. Сюжет романа: две линии – Петра и семьи Бровкина.

4. Народ в романе.

5. Новаторство и мастерство Толстого. Проблемы изучения творчества писателя в литературоведении.

6. Основной пафос романа (ср. с п. Платонова «Епифанские шлюзы»)

Методические рекомендации:

1. Найти элементы «теории жестов» в романе «Петр Первый»

2. Сравнить портретные характеристики Петра в «День Петра» и «Петр Первый»

3. Дать характеристику одному из героев из народа (по выбору)

4. Ответить на вопрос: Какую грань русского характера демонстрирует данный герой?

5. Сравнить эмоциональный строй романа «Петр Первый» и повести Платонова «Епифанские шлюзы»

Литература:

1. Русская литература ХХ века. Хрестоматия. В 2-х частях. Сост. А. Баранникова, Т.Калганова. М.,1999.

2. Западов В. Алексей Толстой. М., 1991.

3. Корниенко Н.В. В мыслях о России. М., 1990.

4. Крюкова А.М. А.Толстой и русская литература. М., 1990.

5. Серов С. А.Толстой и русская история. М., 1990.

6. Серова Н.Я. Были ли столетние сумерки? // Литература в школе.1990, № 3

7. Елагин Ю. Рабоче-крестьянский граф. // Огонек. 1990, № 41.

8. Демидова Н.А. Роман Толстого «Петр Первый» в школьном изучении. М., 1980.

Раздел 5. Литература второй половины 50-80-х годов

Тема 12: «Лагерная проза» А.Солженицына и В.Шаламова

Форма проведения: практическое занятие

Цель занятия:

- Определить место «лагерной прозы» в истории русской литературы

- Показать идейно-художественные особенности произведений А.Солженицына и В.Шаламова

Основные вопросы к теме:

1. Авторские судьбы, лагерь в их жизни.

2. Истоки зла у А.Солженицына и В.Шаламова. Особенности художественного метода.

3. Сравнительный анализ по следующим пунктам:

A) тема труда

B) особенности взаимоотношений в лагере

C) отношение к долагерной и послелагерной жизни

D) эмоциональная атмосфера

4. «Лагерная проза» и традиции классической русской литературы (Достоевский, Толстой, Чехов, Короленко).

Методические рекомендации:

1. Изучить споры в критике о характере главного героя повести «Один день Ивана Денисовича».

2. Определить стилистические пласты в языке повести «Один день Ивана Денисовича».

3. Провести сравнительный анализ произведений Солженицына и Шаламова.

Литература:

1. Шейнберг Л.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицына. М., 2004.

2. Научная конференция «А.Солженицын. К 30-летию выхода в свет повести «Один день Ивана Денисовича» // Русская литература.- 1993. - № 2. – С. 247-256.

3. Кузьмин В. Поэтика рассказов А.И. Солженицына. Тверь. 1998.

4. Чалмаев В. Александр Солженицын: Жизнь и творчество. М., 1994.

5. Фридлендер Г.М. О Солженицыне и его эстетике // Русская литература. – 1993. – №1.

6. Нива Ж. Солженицын. М., 1992.

7. Гордиенко Т.В. Особенности языка и стиля рассказа Солженицына «Матренин двор» // Русская словесность. 1997. № 3-4.

8. Темпест Р. Герой как свидетель. Мифопоэтика А.Солженицына. // Звезда. – 1993. - № 10. – С. 186-198.

9. Вознесенская Т. Лагерный мир Александра Солженицына: тема, жанр, смысл.// Литературное обозрение. – 1999. - № 1.

10. Мурин Д.Н. Один час, один день, одна жизнь человека в рассказах А.И.Солженицына // Литература в школе.-1990.- № 5. – с.103-110.

11. Паламарчук П. А.Солженицын // Москва. -1989. -№ 9 – с.180-203.

12. Тимофеев Л. Поэтика лагерной прозы // Октябрь. -1991. -№ 3. – с.185-195.

13. Шкловский Е. Шаламов В. – М.: Знание, 1991. – 65 с.

Тема 13: «Военная проза» 60-70-х годов

Форма проведения: практическое занятие

Цель занятия:

- определение идейно-художественного своеобразия повести В.Астафьева «Пастух и пастушка» и повести Ю.Бондарева «Горячий снег»

- определение жанрового своеобразия повести В.Астафьева «Пастух и пастушка»: выявление элементов пасторали в повести

- выявить способы героизации в повести Ю.Бондарева «Горячий снег»

Основные вопросы к теме:

1. Различные аспекты изображения Великой отечественной войны в литературе.

2. Синтез романтического и реалистического в повести В.Астафьева «Пастух и пастушка»:

A) смысл названия и особенности жанра, проявление законов жанра на уровне сюжета, стиля, элементы пародии,

B) элементы натурализма и их роль,

C) взаимодействие конкретного реального и вечного идеального: тема любви и смерти, антивоенный пафос повести,

D) особенности стиля: символика повести.

3. Поэтизация героического в повести Ю.Бондарева «Горячий снег».

4. Борис Костяев как трагический образ, Кузнецов как героический образ.

Методические рекомендации:

1. Найти черты пасторали в повести В.Астафьева «Пастух и пастушка»

2. Провести сопоставительный анализ двух образов - молодых лейтенантов в повести Ю.Бондарева «Горячий снег» - Кузнецова и Дроздовского

3. Доказать, что в повести В.Астафьева «Пастух и пастушка» основной пафос – трагический, а в повести Ю.Бондарева «Горячий снег» - героический пафос.

Литература:

1. Вахитова Т.М. Народ на войне // Русская литература. 1995, № 3.

2. Вахитова Т.М. Повествование в рассказах В.Астафьева «Царь-рыба». М., 1988, стр. 14-27.

3. Яновский Н. Виктор Астафьев. М.,1992.

4. Идашкин Ю. Постижение подвига: Творчество Ю.Бондарева. М., 1990.

5. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. М., 1983.

6. Топер П.М. Ради жизни на земле: Литература о войне: Традиции. Решения. Изд. 3.- М.: Сов. писатель, 1985.

7. Адамович А. О современной военной прозе. - М.: Сов. писатель, 1981.

Тема 14: «Деревенская проза» как особая творческая общность.

Форма проведения: практическое занятие

Цель занятия:

- Показать «деревенскую прозу» как особую творческую общность.

- Показать идейно-художественные особенности «деревенской прозы»

на примере произведений В.Белова, Ф.Абрамова, В.Шукшина.

Основные вопросы к теме:

1. Черты «привычной» жизни русской деревни советской эпохи в «деревенской прозе».

2. Противоречивость характера Ивана Африкановича Дрынова в повести В. Белова «Привычное дело» и ее истоки.

3. Образ Катерины, ее роль в жизни героя. «Познание жизни через женские судьбы – примета исконно русской литературы».

4. Стилевая и жанровая организация повести. Роль фольклорных элементов, вставных эпизодов, символика повести.

5. Исследование русского национального характера в прозе В.Белова («Привычное дело»), А.Солженицына («Матренин двор»), Ф.Абрамова («Деревянные кони», «Пелагея»), В.Шукшина («Чудик», «Микроскоп» и др.)

Методические рекомендации:

1. Исследовать споры в критике о термине «деревенская проза» (сделать выписки).

2. Определить черты «привычной» жизни русской деревни советской эпохи в «деревенской прозе».

3. Определить стилистические пласты в языке «деревенской прозы».

Литература:

1. Барышева О. Народно-поэтические мотивы в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой». / Барышева О. // Литература в школе. – 2007. - №4 – С. 2-6.;