2. Панкеев И.А. Валентин Распутин: по страницам произведений / Панкеев И.А. – М.: Просвещение, 1990. – 144 с.
3. Селезнев Ю. Василий Белов. М., 1983.
4. Сурганов В. Человек на земле. М., 1981.
5. Апухтина В.А. Современная советская проза 60-70-х гг. М., 1984. (гл. 3,6).
6. Ковский В. Литературный процесс 60-70-х гг. М., 1983.
7. Гордиенко Т.В. Особенности языка и стиля рассказа Солженицына «Матренин двор» // Русская словесность. 1997. № 3-4.
8. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. М., 1983. (гл. Парадоксы и открытия В.Шукшина).
9. Н. Яновский. Виктор Астафьев. М., 1982.
10. Т. Вахитова. Повествование в рассказах «Царь-рыба». М., 1988.
11. Щеглова Е. «Так о чем же нам рассказывала «деревенская проза». // Нева. 1991. № 10.
Тема 15: Проблема «человек и природа» в литературе 70-х годов
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
- выявление онтологических проблем в «деревенской прозе»
- отношение человека к природе как основа социальных и нравственных норм
- определение идейно-художественного своеобразия повести «Прощание с Матерой»
- определение жанрового своеобразия книги «Царь-рыба»
Основные вопросы к теме:
А. «Царь-рыба» В. Астафьева.
1. Почему новелла «Царь-рыба» является идейным и эмоциональным центром всего «повествования»?
2. Докажите, что «Царь-рыба» имеет два плана: реалистический и символический.
3. Почему «Каплю» считают лирико-философским центром всей I части?
4. Сравните новеллу «Царь-рыба» с новеллой Хемингуэя «Старик и море». В чем отличие решения проблемы «человек и природа»?
5. В чем связь этого произведения с фольклором?
Б. «Прощание с Матерой» В. Распутина.
1. В чем символический смысл названия острова?
2. Каково идейное содержание мотива кладбища?
3. Назовите образы-символы, определите их идейную и художественную функцию.
4. Как молодежь относится к трагедии Матеры? В чем причина такого отношения?
5. Охарактеризуйте одного из героев /его прошлое, настоящее и будущее/.
В. «Мамониха» Ф. Абрамова.
1. Почему Клавдий Иванович не хочет продавать дом?
2. Идейное и художественное значение образа Сохи-горбуньи.
3. Идейное и художественное значение образа Гехи-Маза.
4. Охарактеризуйте образы-символы повести «Мамониха».
5. Какие «мудреные слова» говорил Роман Васильевич? Верит ли автор в эти слова?
Методические рекомендации:
1. Провести сравнительный анализ новеллы «Царь-рыба» с новеллой Хемингуэя «Старик и море».
2. Составить таблицу образов-символов в повести «Прощание с Матерой».
3. Определить идейно-художественное значение названий данных произведений.
Литература:
1. Барышева О. Народно-поэтические мотивы в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой». / Барышева О. // Литература в школе. – 2007. - №4 – С. 2-6.;
2. Панкеев И.А. Валентин Распутин: по страницам произведений / Панкеев И.А. – М.: Просвещение, 1990.
3. Сурганов В. Человек на земле. М., 1981 (гл. «Точка опоры», «Золотое звено»).
4. Апухтина В.А. Современная советская проза 60-70-х гг. М.,1984. (гл. 3,6).
5. Ковский В. Литературный процесс 60-70-х гг. М., 1983.
6. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. М., 1983. (гл. 4,5).
7. Н. Яновский. Виктор Астафьев. М., 1982.
8. Т. Вахитова. Повествование в рассказах «Царь-рыба». М., 1988.
9. Щеглова Е. «Так о чем же нам рассказывала «деревенская проза». // Нева. 1991. № 10.
10. Лапченко А.Ф. Человек и земля в русской социально-философской прозе 70-х годов. Л.: Изд. ЛГУ, 1985.
11. Липин С.А. Человек глазами природы. М.: Сов. писатель, 1985.
[1] Учебным планом практичекские занятия не предусмотрены, практические занятия проводятся в рамках СРСП