Смекни!
smekni.com

«Мы дети страшных лет России» (стр. 1 из 3)

3. Раздел ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ[1]

К разделу 1. Основные тенденции историко-литературного

процесса 20-х годов

Тема № 1. Поэтические группировки, школы и направления 20-х годов

Форма проведения: практическое занятие

Цель занятия:

- выявление основных тенденций историко-литературного процесса 20-х годов

Основные вопросы к теме:

1. Особенности социально-идеологической, «пролетарской» поэзии («Пролеткульт», «Кузница», «Молодая гвардия», «Октябрь», «РАПП»).

2. Имажинистская школа (имена, образность, проблематика).

3. «Романтическое» направление в поэзии 20-х годов (творчество М. Светлова, Н. Тихонова, Э. Багрицкого).

4. Конструктивизм и ЛЕФ – точки притяжения и отталкивания.

5. Поэзия «обериутов» (Д. Хармс, Н. Олейников).

6. «Новокрестьянские» поэты (П. Васильев, Н. Клюев, П. Орешин и др.).

Методические рекомендации:

Анализ одного стихотворения каждого направления – письменно; два стихотворения наизусть. На данных примерах выявить своеобразие каждой литературной группировки, выделить специфику образной системы лирики каждого поэта, выписать характерные художественные средства.

Литература:

1. Н. Богомолов. Строки, рожденные Октябрем. – М. 1987.

С. 45 – 62 (о пролетарской поэзии)

С. 89 – 94 (о ЛЕФ и конструктивизме с. 160 – 164)

С. 95 – 101 (о Н. Тихонове)

С. 133 – 135 (о Э. Багрицком)

2. «Мы дети страшных лет России» (антология «новокрестьянской поэзии») // Сост. Куняев. – М. 1996.

3. В. Ковский. Реалисты и романтики (о связи футуризма и ЛЕФа). – М. 1993.

4. А. Мариенгоф. Роман без вранья. – М. 1988 (вст. статья Б. Аверина).

5. В. Рахтанов. На широтах времени. – М. 1983. (воспом. об обериутах).

6. Неженец. Поэзия народных традиций (о «новокрестьянских» поэтах). – М., 1997.

Раздел 2. Поэзия 20-х годов.

Тема 2. Творчество С. Есенина и В. Маяковского

Цель занятия:

- Определение идейно-художественного своеобразия творчества С. Есенина и В. Маяковского

Основные вопросы к теме:

1. Лирическая позиция С. Есенина и В. Маяковского («Мы теперь уходим понемногу…», «Я последний поэт деревни», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Во весь голос»).

2. Тема революционной и послереволюционной России в творчестве В. Маяковского и С. Есенина («Хорошо», «Рассказ о людях Кузнецка», «Русь советская», «Возвращение на родину», «Анна Снегина»).

3. Сатира С. Есенина и В. Маяковского («Страна негодяев», «О дряни», «Прозаседавшиеся»).

4. Любовная тема в творчестве С. Есенина и В. Маяковского (цикл «Любовь хулигана», «Про это»).

Методические рекомендации:

1. Сделать выписки из рекомендованной литературы о творчестве данных поэтов.

2. Подготовить выступление на основе этих выписок.

3. Анализ одного стихотворения каждого поэта – письменно; два стихотворения наизусть.

Литература:

1. А. Марченко. Поэтический мир Есенина. 1989. (гл. о ранней лирике).

2. Н.М. Солнцева. Сергей Есенин. М.: Изд. МГУ, 1997.

3. С. Есенин в стихах и в жизни. Воспоминания современников. – М., 1995.

4. Русское Зарубежье о Есенине. В 2-х т. – М., 1995. (вст. статья Шубниковой-Гусевой).

5. Ю. Карабчиевский. Воскрешение Маяковского. – М., 1990.

6. В. Альфонсов. Нам слово нужно для жизни. – М., 1997.

7. В мире Маяковского / Сб. статей в 2-х книгах. (ст. Пьяных М., Дуганова Р.). – М., 1984.

8. Якобсон Р. О поколении, растратившем своих поэтов // Вопросы литературы. – 1990, № 11-12.

9. С.И. Кормилов, И.Ю. Искржицкая. В. Маяковский. М.: Изд. МГУ, 1998.

Тема 3: Творчество Б. Пастернака.

Форма проведения: практическое занятие

Цель занятия:

- Определение идейно-художественного своеобразия творчества Б. Пастернака

Основные вопросы к теме:

1. Раннее творчество Б. Пастернака.

2. Идейно-художественное своеобразие «Сестра моя – жизнь».

3. Философия природы и мироздания в творчестве Б. Пастернака.

4. «Доктор Живаго», концепция личности и ее роли в истории.

Методические рекомендации:

1. Сделать выписки из рекомендованной литературы.

2. Подготовить выступление на основе этих выписок.

3. Анализ одного стихотворения – письменно; два стихотворения наизусть.

Литература:

1. Альфонсов В. Поэзия Б. Пастернака. Л., 1995.

2. Б. Лифшиц. Полутораглазый стрелец. Л., 1991.

3. Одоевцева И. На берегах Невы. М., 1988.

4. Лихачев Д.С. Вступ. статья. // Пастернак Б. Избранное: В 2 т. М., 1985.

5. Воспоминания о Борисе Пастернаке. М., 1993.

6. С разных точек зрения: «Доктор Живаго» Бориса Пастернака. М., 1990.

7. Мир Пастернака. Сб. статей. М., 1989.


Раздел 4. Проза 20-х гг.

Тема 4: Проза 20-х годов. Б.А.Пильняк («Повести непогашенной луны»).

И.Э.Бабель («Конармия»).

Форма проведения: практическое занятие

Цель занятия:

- раскрыть значение прозы 20-х годов для развития русской литературы

- показать стилевое новаторство прозы 20-х годов

Основные вопросы к теме:

1. Б.А.Пильняк. Роман «Голый год» - первый роман о революции

2. Полифонизм, структура, лейтмотивы, стилевое новаторство р. «Голый год»

3. Социальное прогнозирование в «Повести непогашенной луны».

4. «Конармия» И.Бабеля: человек и революция, проблема гуманизма, полифоничность, сказ.

Методические рекомендации:

1. Определить значение символики в «Повести непогашенной луны»

2. Сделать анализ 3-х глав из цикла «Конармия»

3. Подготовиться к контрольной работе (знание текста)

Литература:

1. Роговер Е.С. Русская литература ХХ века: Учебное пособие, СПб.,2002.

2. Русская литература ХХ века: Очерки. Портреты. Эссе. В 2-х частях. - М., 1994.

3. Бадиков В.В. Авторское сознание и социальный заказ (Запрещенная советская литература 20-х годов). Алматы, 1997.

4. Лейдерман Н. И я хочу интернационала добрых людей // Литературное обозрение. – 1991, №10, стр. 11-19.

Тема 5: Творчество Е.И.Замятина (1884-1937).

Форма проведения: практическое занятие

Цель занятия:

- раскрытие идейно-тематического содержания и художественных особенностей произведений Замятина

Основные вопросы к теме

1. Замятин и «Серапионовы братья»

2. Новеллистика Е.И.Замятина, ее притчевость

3. Жанровая природа романа Е.И.Замятина «Мы»

4. Проблема «личность и государство» в антиутопии «Мы»

5. Влияние романа «Мы»на развитие антиутопии (О.Хаксли, Дж.Оруэлл и др.).

Методические рекомендации:

1. Определить черты антиутопии в романе «Мы».

2. Проследить основные этапы становления личности главного героя D-503.

3. Законспектировать главу из кн. В.Бадикова.

4. Подготовиться к контрольной работе (знание текста)

Литература:

1. Роговер Е.С. Русская литература ХХ века: Учебное пособие, СПб.,2002.

2. Русская литература ХХ века: Очерки. Портреты. Эссе. В 2-х частях. - М., 1994. (Гл. Е.Замятин)

3. Белая Г. Закономерности стилевого развития прозы 20-х годов. М., 1982.

4. Бадиков В. Авторское сознание и социальный заказ (гл. «Мы» Е. Замятина). А., 1997.

Тема 6: Творчество М.Горького

Форма проведения: практическое занятие

Цель занятия:

- Определение роли и значения творчества М.Горького в истории русской литературы

Основные вопросы к теме:

1. «Несвоевременные мысли» - вершина горьковской публицистики, оппозитивизм по отношению к революции, история создания, проблематика.

2. Критика буржуазного миропорядка в романе «Дело Артамоновых».

3. Драматургия Горького советских лет: жанр «семейной драмы» («Егор Булычев и другие», «Васса Железнова»).

Методические рекомендации:

1. Составить цитатный план «Несвоевременных мыслей» (проблематика)

2. Сделать анализ одной из «семейных драм» («Егор Булычев и другие», «Васса Железнова»)

Литература:

1. Митин Г. Евангелие от Максима // Литература в школе. 1989, № 4.

2. Е.Б.Тагер. Творчество М.Горького советской эпохи (гл. 4, гл.6). М., 1994

3. М.М. Голубков. Максим Горький. М.: Изд-во МГУ, 1997

4. Горький «Несвоевременные мысли» // Литературное обозрение. 1988,

№№ 9, 10, 12.

5. Овчаренко А. М.Горький и литературные искания ХХ века. М., 1995

6. Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе ХIХ-ХХ в.

М., 1990

7. Спиридонова Л. М. Горький: диалог с историей. М., 1994

8. Б.Бялик. Судьба Максима Горького. М., 1986

Тема 7- 8: Творчество М.А. Шолохова

Форма проведения: практическое занятие

Цель занятия:

- Показать особенности критического осмысления р. «Тихий Дон»

- Изучить прочтения «Поднятой целины» М.А. Шолохова в критике.

Основные вопросы к теме:

1. Роман «Тихий Дон» (история создания, образ Григория Мелехова, жанрово-стилевые особенности). Роман в критике.

2. Новые прочтения «Поднятой целины» М.А. Шолохова в современной критике. Проблема исторической правды, проблема «народ и власть» в 1-ой и во 2-ой книгах.

Методические рекомендации:

1. Изучить полемику вокруг проблемы «Истоки трагедии

Григория Мелехова»

2. Составить сюжетный план «Жизненный путь Григория Мелехова»

Литература:

1. Дворяшин Ю.А. Поднята ли целина в романе М.А. Шолохова? // Литература в школе, 1990, №2

2. А.Егорова Неумирающая сила романа // Литература в школе, 1988, №1

3. Стрелкова И. Желаемое и действительное // Наш современник, 1988, №11-12

4. Е.Сергеев Времена не выбирают // ЛО, 1988, №9

5. Макаров Л.Г., Макарова С.Э. «А власть эта не от Бога». К историкам «Тихого Дона» // НМ, 1993, № 5, 6, 11

6. Попова Н.А. Новые пути постижения старых истин // Литература в школе, 1993, №4

7. Павлюкевич В.П. «В годину смуты и разврата не осудите, братья, брата» // Литература в школе, 1993, №9

Раздел 4. Русская литература 30-40-х 20 века

Тема 9: А.П.Платонов и его место в литературе ХХ века.

Форма проведения: практическое занятие

Цель занятия: