2) Особенности развития действия (интенсивность);
3) «Внешний» и «внутренний» конфликты и их решение;
4) Темы трагедии – страсти человеческие;
5) Идея драмы – пагубность страстей;
6) Психологизм характеров;
7) Язык и стиль трагедии;
8) Структура трагедии и ее поэтика;
Методические рекомендации:
Прочитать перечисленные трагедии Софокла и Ерипида (только не в сокращении) и сопоставить женские образы, раскрытые в этих произведениях, по следующему плану:
- Портретная характеристика
- Динамический и статический портрет
- Портретные детали и подробности
- Жесты, мимика, манеры
- Цветовая палитра
- Признаки телесности (анатомия, физиология, нагота)
- Костюм
- Имя собственное, формы обращения
- Эмоциональный портрет
- Диапазон чувств
- Экстраординарные способности
- Эстетические характеристики образа
- Социальные роли и маски персонажа
- Характер
- Соотнесенность внешнего и внутреннего, конкретно-исторического и вечного
Литература:
1. Софокл. Драмы. – М., 1990.
2. Софокл. Трагедии. БАЛ.– М., 1988, 1976.
3. Еврипид. Трагедии. БАЛ.- т.т.1-2. – М., 1963.
4. Еврипид. Трагедии.- т.т.1-2. – М., 1983, 1980.
5. Хрестоматия по античной литературе. Греция. / сост. Тимофеева, Дератани. –М., 1965.
6. Мифы народов мира.- Т. 1-2.- М.- 1980-1982.
7. Тахо – Годи А. Греческая мифология. – М., 1988.
8. Гончарова Т. Еврипид. ЖЗЛ. – М., 1984.
9. Федоров Н. Греческая трагедия. –М., 1962.
Тема № 9. Комедия Аристофана «Лягушки»
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
- Выявление особенности комедий Аристофана, характеристика комических образов
Основные вопросы к теме:
1. Происхождение древнегреческой комедии. Структура комедии.
2. Комедия Аристофана «Лягушки»:
а) тема;
б) персонаж-типы;
в) своеобразие сюжета;
г) сатирическая направленность;
д) язык комедии;
е) идейная острота комедии;
3. Художественные особенности комедии Аристофана.
Методические рекомендации
Соотнесенность и взаимосвязи образов-персонажей с другими образами
Литература:
1. Аристофан. Комедии. – М., т.т. 1-2. 1983.
2. Аристофан. Комедии. – БАЛ, т.т. 1-2. М 1974.
3. Ярхо В. Н. Аристофан.- М., 1954.
4. Ярхо В. У истоков Европейской комедии. – М., 1979.
5. Головня В. Аристофан. – М., 1955.
6. Гусейнов Г. Аристофан. – М., 1983.
7. Дмитриева Н. А., Акимова Л.И. Античное искусство. – М., 1988.
К разделу 3. Греческая литература.
Эллинистический период (III – I века до н.э.)
Тема № 10. Комедия Менандра «Третейский суд»
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
- Выявление специфических черт новоаттической комедии
Основные вопросы к теме:
- подготовить ответы на вопросы
1. Менандр – основные этапы творчества
2. Судьба наследия и новые находки.
3. Тематика и структура комедий
4. Типические сюжеты
5. Маски и характеры.
6. Анализ комедии «Третейский суд» Менандра.
Методические рекомендации:
прочитать комедию;
Литература:
1. Менандр. Комедии. – М., 1982.
2. Ярхо В. У истоков Европейской комедии. – М., 1979.
3. Энциклопедия литературных героев: Зарубежная литература. Античность. Средние века. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1988
4. Ярхо В. Менандр – поэт. – М., 1982.
5. Дмитриева Н. А., Акимова Л.И. Античное искусство. – М., 1988.
Тема № 11. эллинистическая поэзия
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
- Знание особенностей александрийской поэзии, поэтов, жанровых особенностей лирики
Основные вопросы к теме:
1. Александрийская поэзия эпохи эллинизма; жанры и ее представители (Каллимах, Феокрит и др.).
2. Поэма «Аргонавтика» Аполлония Родосского как образец эпической поэзии эпохи эллинизма.
Методические рекомендации:
Выучить стихотворения (отрывок) античных поэтов, подготовить сообщение о поэте.
Литература:
1. Эллинские поэты. БАЛ. – М., 1964.
2. Античная лирика. БВЛ. т. 4. – М., 1968.
3. Поэзия народов мира.- М., 1986. (библиотека мировой литературы для детей)
4. Александрийская поэзия. – БАЛ.- 1972.
5. Куманецкий К. Культура древней Греции и Рима. – М., 1990.
К разделу 4. Римская литература
Тема № 12. Римская комедия. Паллиата. Плавт «Клад»
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
- Выявление специфических черт паллиаты, традиции новоаттической комедии
Основные вопросы к теме:
1. Плавт: наследие и традиции текста;
2. Обращение к новоаттической комедии при сохранении основ итальянской фольклорной игры, элементы сатурналий (перевернутость отношений);
3. Условность греческого колорита и отношение к современной римской действительности.
4. Особенности композиции, балаган и буффонада.
5. Особенности языка и художественной манеры Плавта.
6. Анализ комедии Т. Плавта «Клад» (или «Привидение» и т. д.).
Методические рекомендации:
прочитать комедию;
Литература:
1. Ошеров С. Комический театр Плавта. – М., 1967.
2. Ярхо В. У истоков Европейской комедии. – М., 1979.
3. Плавт. Комедии. т.т. 1-2. – М., 1987.
4. Античная драма. БВЛ. т. 5. 1987.
5. Дмитриева Н. А., Акимова Л.И. Античное искусство. – М., 1988.
6. Плавт. Теренций. Комедии.- М., 1969
Тема № 13. Творчество Овидия
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
- выявление специфических черт поэзии Овидия
Основные вопросы к теме:
- Овидий: автобиографическая тема и основные периоды творчества; объединение идейного содержания и мастерство формы.
1. Риторика и литературная традиция у Овидия.
2. Любовные стихотворения Овидия, их пестрая тематика, художественная манера. Псевдодидактические поэмы о любви.
3. Мифологические поэмы («Метаморфозы», «Фасты»); искусство повествования, рассказчики и его герои, современная римская действительность.
4. Овидий в изгнании. «Скорбные элегии» и «Письма с Понта».
5. Литературная судьба Овидия. Пушкин и Овидий.
Методические рекомендации:
прочитать фрагменты;
подготовить ответы на вопросы занятия
Литература:
1. Овидий. Любовные элегии. – М., 1983.
2. Овидий. Метаморфозы. БАЛ. – М., 1977.
3. Античная литература: учеб. для вузов / А.Ф. Лосев, Г.А. Сонкина, А. А. Тахо-Годи и др. – М: ЧеРо, 1997.
4. Тронский И. История античной литературы.- М., 1957, 1983, 1986.
5. История всемирной литературы.- т. 1.- М., 1984.
Тема № 14. Творчество Горация
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
- Характеристика основных жанров в творчестве Горация
Основные вопросы к теме:
1. Гораций: жизнь и основные этапы творчества.
2. Эволюция мировоззрений от республиканизма до примирения с империей.
3. Философские взгляды Горация.
4. «Эподы»: традиции жанра.
5. «Сатиры»: особенности содержания, художественного метода и стиля.
6. «Оды»: хронология книг, связь с греческой лирикой, структура и метрическое своеобразие;
7. Тематика (политика, увещевания и назидания, философия, дружба, застолье, любовь).
8. Образ поэта и героинь.
9. Гораций-теоретик и критик литературы.
10. Поэт и поэзия.
11. «Послания» Горация.
12. «Наука поэзии» и «Поэтика» Аристотеля.
13. Литературная судьба Горация. Гораций в России.
Методические рекомендации:
прочитать фрагменты;
подготовить ответы на вопросы занятия
Литература
1. Гораций. Оды. Эподы. Сатиры. Сочинения. – М., 1970.
2. Античная литература: учеб. для вузов / А.Ф. Лосев, Г.А. Сонкина, А. А. Тахо-Годи и др. – М: ЧеРо, 1997.
3. Тронский И. История античной литературы. -М ., 1986, 1983, 1957.
Тема № 15. Творчество Апулея
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
- выявление специфических черт романа Апулея «Золотой осел, или Метаморфозы»
Основные вопросы к теме:
1. Апулей – философ и софист.
2. «Золотой осел, или Метаморфозы»: основной сюжет романа
3. язык и стиль
4. вставные новеллы и сказка;
5. отношение к фольклору и греческим образцам;
6. идейно-философская концепция романа и религиозно-мистические воззрения Апулея.
7. Апулей в литературе нового времени.
Методические рекомендации:
прочитать фрагменты;
подготовить ответы на вопросы занятия
Литература:
1. Античная литература: учеб. для вузов / А.Ф. Лосев, Г.А. Сонкина, А. А. Тахо-Годи и др. – М: ЧеРо, 1997.
2. Тронский И. История античной литературы. -М ., 1986, 1983, 1957.
3. БВЛ серия 1. –М., 1969. –т. 7 Петроний «Сатирикон».
4. БАЛ. –М., 1989. –Римская сатира. Петроний «Сатирикон».
5. БВЛ серия 1. –М., 1969. –т. 7 Апулей «Золотой осел».
6. БАЛ. –М., 1988. Апулей «Метаморфозы, Золотой осел».
7. Хрестоматия по античной литературе. Рим. / сост. Тимофеева, Дератани. –М., 1965.
8. Хрестоматия по античной литературе. Рим. / сост.Федоров, Мирошенкова. –М., 1981.