3. Раздел ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
К разделу 1. Греческая литература. Мифология
Форма проведения: защита схемы богов
Цель занятия:
- Знание греческих богов, их происхождения, знание олимпийских богов, атрибуты греческих богов
Основные вопросы к теме:
1. Выучить категории мифов и составить схему, подготовить защитное слово
2. Определить генеалогию мифологических богов (генеалогическое древо).
3. Подготовить пересказ 2-х мифов (по выбору)
Методические рекомендации:
Для выполнения 1 задания необходимо ознакомиться с материалом словарной статьи: «Категории мифов» в книге Мифология. Большой энциклопедический словарь / Главный редактор Е.М. Мелетинский. –М.; Большая Российская энциклопедия, 1998.- С. 654-656; форма схемы на усмотрение студента; для выполнения 2 задания необходимо проработать весь имеющийся по этой теме материал (список источников прилагается); форма построения генеалогического древа мифологических богов любая, главное чтобы были учтены все обитатели Олимпа.
Литература:
1. Античная литература: учеб. для вузов / А.Ф. Лосев, Г.А. Сонкина, А. А. Тахо-Годи и др. – М: ЧеРо, 1997.
2. Боннар А. Греческая цивилизация. т. 1. М., 1992.
3. Кун А. Легенды и мифы Древней Греции. – М., 1988.
4. Радциг С. История древнегреческой литературы.- М., 1969, 1988
5. Тронский И. История античной литературы.- М., 1957, 1983, 1986.
6. Шталь И. Гомеровский эпос. –М., 1990.
7. Мифологический словарь. – М., 1990.
8. Мифы народов мира.- Т. 1-2.- М.- 1980-1982.
9. Тахо – Годи А. Греческая мифология. – М., 1988.
10. Мифология. Большой энциклопедический словарь / Главный редактор Е.М. Мелетинский. –М.; Большая Российская энциклопедия, 1998.
11. Парандовский Ян. Эрос на Олимпе. – М., 1991.
12. Рабинович Н. Мифологический словарь. – М., 1985.
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
- Знать сюжетную линию «Илиады», исторические причины Троянской войны, мифологическую основу эпоса
Основные вопросы к теме:
1. Мифологическое объяснение причин Троянской войны (1194-1184 г. до н.э.).
2. Характеристика эпоса (структура и эпические герои). Песни I, II, III, XI, XVI, XIV, XVIII, XX.
A) Определите тематико-композиционную структуру эпоса.
B) Назовите главный конфликт поэмы, который служит композиционным стержнем произведения.
C) Значение двуплановости повествования.
D) Образы эпических героев и способы их обрисовки (Ахилл, Агамемнон, Одиссей, Гектор, Парис и др.).
E) Образы мифологических богов (Арей, Афина и др.).
F) Особенности эпического стиля «Илиады» (стихотворный размер, язык, стилевые особенности, мифологические элементы и пр.).
3. Эпический мир «Илиады» (т.е. действительность и мифология).
Методические рекомендации:
Подготовка к каждому практическому занятию предполагает изучение теоретического материала по всем вопросам, указанным в плане, прочтение полного варианта художественного произведения, а не в сокращении. Приветствуется составление схем, таблиц, что способствует систематизации усвоения материала. Участие в работе семинара – ответы на поставленные вопросы, дополнения к ответам других студентов. Ответ должен быть информативно полным, логически выстроенным, не содержать орфоэпических ошибок, использование конспекта допускается, а полное его прочтение не приветствуется.
Литература:
1. Античная литература: учеб. для вузов / А.Ф. Лосев, Г.А. Сонкина, А. А. Тахо-Годи и др. – М: ЧеРо, 1997.
2. Боннар А. Греческая цивилизация. т. 1. М., 1992.
3. Кун А. Легенды и мифы Древней Греции. – М., 1988.
4. Радциг С. История древнегреческой литературы.- М., 1969, 1988
5. Тронский И. История античной литературы.- М., 1957, 1983, 1986.
6. Шталь И. Гомеровский эпос. –М., 1990.
7. Мифологический словарь. – М., 1990.
8. Герои Эллады. – Алматы, 1991.
9. Лосев А. Гомер. – М., 1961.
10. Ярхо В. «Илиада» Гомера: фольклорная традиция и индивидуальное мастерство. – М., 1978.
Форма проведения: поэтический час
Цель занятия:
- Знание особенностей мелической поэзии, поэтов, жанровых особенностей лирики
Основные вопросы к теме:
1. Монодическая мелика VII-VI вв до н.э.; жанры; ее представители (Мимнерм, Сафо, Анакреонт и др.).
2. Хоровая мелика классического периода; жанры; ее представители (Пиндар, Алкман, Симонид Кеосский и др.).
Методические рекомендации:
Выучить стихотворения античных поэтов 6-7- вв до н.э., подготовить сообщение о поэте.
Литература:
1. Поэзия народов мира.- М., 1986. (библиотека мировой литературы для детей)
2. Эллинские поэты. БАЛ. – М., 1964.
3. Античная лирика. БВЛ. т. 4. – М., 1968.
Форма проведения: защита реферата
Цель занятия:
- Знание особенности греческой культуры, основные виды греческого искусства
Основные вопросы к теме:
Темы рефератов:
1. Архитектура Древней Греции.
2. Ваяние.
3. Вазопись.
4. Жанры литературы.
5. Театр, театральное искусство.
6. Мифология периода классики.
Методические рекомендации:
Написание и подготовка к защите реферата
Литература:
1. Дмитриева Н. А., Акимова Л.И. Античное искусство. – М., 1988.
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М., 1988.
3. Словарь античности. – М., 1989.
4. Полевой М. Искусство Греции. т.т. 1-2. – М., 1984.
5. Памятники мирового искусства. «Искусство Эгейского мира и Древней Греции». – М., 1970.
К разделу 2. Греческая литература. Древнегреческий театр
Форма проведения: беседа по конспекту
Цель занятия:
- Знание основных положений «Поэтика» Аристотеля
Основные вопросы к теме:
1. Определение трагедии как жанра.
2. Основные компоненты трагедии (фабула, и т.д.).
3. Основные части (т.е. структура) трагедии (пролог и т.д.).
4. Характеры в трагедии.
5. Язык трагедии.
6. Перипетия.
7. Катарсис.
Методические рекомендации:
Законспектировать работу Аристотеля, подготовить изложение основных положений работы. Изучить работу Аристотеля «Поэтика» (полный вариант, а не из учебников или хрестоматии) и словарные статьи в справочной литературе, где дается современная трактовка указанных понятий
Литература:
1. Античная литература: учеб. для вузов / А.Ф. Лосев, Г.А. Сонкина, А. А. Тахо-Годи и др. – М: ЧеРо, 1997.
2. Аристотель. Поэтика. Соб. Соч. т. 4. – М., 1984.
3. Мифология. Большой энциклопедический словарь / Главный редактор Е.М. Мелетинский. –М.; Большая Российская энциклопедия, 1998.
4. Тахо – Годи А. Греческая мифология. – М., 1988.
5. Хрестоматия по античной литературе. Греция. / сост. Тимофеева, Дератани. –М., 1965.
Тема № 6 . Древнегреческий театр. трагедии эсхила
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
- Анализ трагедии Эсхила, сопоставление трагедии с Эсхила с мифом о Прометее
Основные вопросы к теме:
1. Периодизация сохранившихся драм Эсхила.
2. Нововведения и эволюция творчества Эсхила.
3. Проблематика и драматическая структура ранних из дошедших до нас трагедий.
4. Трагический конфликт, его носители и разрешение.
Методические рекомендации:
Прочитать трагедию. Дать определения понятий (трагедия как жанр, основные компоненты трагедии (фабула, и т.д.), основные части (т.е. структура) трагедии (пролог и т.д.), характеры, язык, перипетия, катарсис), используемых в современном литературоведении.
Прочитав миф о Прометее и трагедию Эсхила «Прометей прикованный», отметить черты сходства и отличия, т.е., с одной стороны, в чем Эсхил продолжает традицию мифа, а, с другой, какие новшества вносит в его классическую трактовку. Выделенные черты занести в таблицу (форма любая).
Литература:
1. Тахо – Годи А. Греческая мифология. – М., 1988.
2. Мифология. Большой энциклопедический словарь / Главный редактор Е.М. Мелетинский. –М.; Большая Российская энциклопедия, 1998.
3. Эсхил. Трагедии. – М., 1989.
4. Рабинович Н. Мифологический словарь. – М., 1985.
5. Энциклопедия литературных героев: Зарубежная литература. Античность. Средние века. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1988
6. Классическая басня. – М., 1984.
7. Федоров Н. Греческая трагедия. – М., 1962.
Тема № 7 . Трагедия Софокла «Царь Эдип»
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
- Анализ трагедии Софокла, сопоставление трагедии с Софокла с мифом о царе Эдипе, выявление особенностей трагедий поэта, изображавшего человека таким, «каким он должен быть»
Основные вопросы к теме:
1. Мифологическая основа трагедии «Царь Эдип».
2. Общий характер трагедии.
а) фабула трагедии;
б) конфликт (т.е. основной вопрос трагедии);
в) художественные особенности трагедии;
г) вопрос о Судьбе и личности у Софокла;
д) роль страдания в трагедии;
е) новаторство Софокла драматурга (3 единства; эписодии; характеры).
Методические рекомендации:
прочитать трагедию;
Литература:
1. Ярхо В. Трагический театр Софокла. В книге: Софокл. Драмы. – М., 1990.
2. Федоров Н. Греческая трагедия. –М., 1962.
3. Софокл. Драмы. – М., 1990.
4. Софокл. Трагедии. БАЛ.– М., 1988, 1976.
5. Рабинович Н. Мифологический словарь. – М., 1985.
6. Энциклопедия литературных героев: Зарубежная литература. Античность. Средние века. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1988
Тема № 8. Трагедия Еврипида «Медея»
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
- Анализ трагедии Еврипида, выявление особенностей трагедий поэта, изображавшего человека таким, «каким он есть на самом деле»
Основные вопросы к теме:
1) Мифологическая основа драмы; миф о Медее;