Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для студентов 5 лечебного и 6 педиатрического факультетов по самостоятельной аудиторной работе киров 2011 (стр. 3 из 6)

В настоящее время выделяют следующие основные формы лейшманиозов:

I. Лейшманиозы Старого Света:

1. Висцеральные лейшманиозы:

- индийский (кала-азар) антропоноз

- средиземноморско-среднеазиатский (детский висцеральный лейшманиоз) зооноз

2. Кожные лейшманиозы:

- антропонозный (или «городской»), вызываемый Leishmania tropica

- туберкулоидный или рецидивный (осложненная форма антропонозного)

- зоонозный (или «сельский»), вызываемый L. major

- диффузный кожный лейшманиоз, вызываемый L. aethiopica

II. Лейшманиозы Нового Света:

1. Висцеральный лейшманиоз

2. Кожные и кожно-слизистые лейшманиозы:

- мексиканский («язва Чиклеро»), вызываемый L. mexicana, и другие формы кожного лейшманиоза, вызываемые лейшманиями группы «mexicana»

- перуанский (Ута), вызываемый L. peruviana

- гвианский (лесная фрамбезия), вызываемый L. guyanensis

- панамский, вызываемый L. panamensis:

- кожно-слизистый лейшманиоз (эспундия), вызываемый L. braziliensis или L. peruviana

В мире 90% случаев висцерального лейшманиоза возникают в Бразилии, Бангладеш, Индии, Непале и Судане, а 90% всех случаев кожного и кожно-слизистого лейшманиозов – в Бразилии, Перу, Алжире, Саудовской Ара­вии, Сирии и Иране.

ЛЕЙШМАНИОЗЫ СТАРОГО СВЕТА

ВИСЦЕРАЛЬНЫЕ ЛЕЙШМАНИОЗЫ

Этиология. Возбудителями висцеральных лейшманиозов являются лей-шмании группы L. donovani. Один случай висцерального лейшманиоза, вы­званного L. major, был зарегистрирован в Израиле.

Патогенез. Висцеральные лейшманиозы – типичные паразитарные ретикулоэндотелиозы. На месте укола москита через несколько дней на коже формируется гистиоцитома, состоящая из макрофагов, ретикулярных, эпителиоидных, ги­гантских и других клеток (первичный аффект). В дальнейшем происходит ге­нерализация процесса. Лейшмании, размножаясь в клетках системы мононуклеарных фагоцитов (СМФ), проникают в регионарные лимфатические узлы, затем диссеминируют в селезенку, костный мозг, печень, лимфатиче­ские узлы кишечника и других внутренних органов. Вследствие пролифера­ции клеток СМФ, развития дистрофических и некротических процессов на­рушаются функции паренхиматозных органов, увеличиваются их размеры. В наибольшей степени поражается пульпа селезенки, вследствие чего подав­ляется гемопоэз, прогрессирует анемия, которая усугубляется поражением костного мозга. Уменьшается продолжительность жизни лейкоцитов, что ве­дет к развитию гранулоцитопении. Гиперплазия купферовых клеток печени и интерглобулярный фиброз приводят к сдавлению и атрофии гепатоцитов. Снижается выработка протромбина, что в сочетании с тромбонитопенией может привести к тяжелым кровотечениям в слизистых оболочках. Может развиваться амилоидоз печени.

Клиника. Инкубационный период – от нескольких дней до года. Возможно длите­льное бессимптомное присутствие лейшманий в организме зараженного, ре­гистрирующееся преимущественно в странах Южной Европы. Заболевание может развиться на фоне появившегося иммунодефицита. Максимальный период бессимптомного течения был зарегистрирован у больной, у которой клинические проявления висцерального лейшманиоза возникли через 7 лет после выезда с эндемичной территории. Полагают, что в Италии и Кении со­отношение бессимптомных и клинически выраженных форм составляет 5:1.

В типичных случаях на месте укуса у 50% больных в Судане, реже в Вос­точной Африке развивается уплотненный узелок или небольшая бледно-ро­зовая папула – первичный аффект, практически не встречающийся в других очагах Старого Света.

Наиболее частые симптомы – лихорадка, слабость, ознобы, потеря веса, снижение аппетита, болезненность в левом подреберье. Реже наблюдаются кашель и диарея. Практически во всех случаях присутствует ненапряженная спленомегалия, которая может сопровождаться гепатомегалией, лимфаденопатией, бледностью кожных покровов и слизистых оболочек. В Индии для висцерального лейшманиоза характерно потемнение кожи. В Восточной Аф­рике часто развиваются признаки недостаточности питания: отеки, измене­ния кожи и волос (рис. 3).

У местного населения очагов частой сопутствующей инфекцией выступа­ет туберкулез.

У пришлых контингентов заболевание характеризуется острым началом: лихорадкой с большими размахами температуры, часто с двукратным в тече­ние суток подъемом температуры. У таких лиц более часто развиваются осложнения – острая гемолитическая анемия, острая почечная недостаточ­ность, обширные геморрагии в слизистые оболочки.

Пост-кала-азарный кожный лейшманоид может развиться на всех эндемичных по висцеральному лейшманиозу территориях, но чаще регистрирует­ся на Индийском субконтиненте. Клинические проявления возникают после перенесения висцерального лейшманиоза в период от 6 месяцев до несколь­ких лет. В редких случаях у больных висцеральный лейшманиоз в анамнезе отсутствует. Клинически заболевание проявляется гипопигментированными или эритематозными кожными поражениями на любой части тела, но чаще на лице. Высыпания могут иметь характер макулярной, папулярной и ноду-лярной сыпи без изъязвлений. Часто все элементы присутствуют у одного больного.

В редких случаях высыпания отмечаются на слизистых оболочках и языке. В последнем случае возможно изъязвление кожных поражений.

1. Индийский висцеральный лейшманиоз (кала-азар)

Этиология. Возбудитель Leishmania donovani.

Эпидемиология. Кала-азар – антропоноз. Источник заражения – больной человек, у которого возбудитель присутствует в коже при развитии пост-ка-ла-азарного кожного лейшманоида. Наибольшая заболеваемость регистриру­ется среди детей 5–9 лет. Второй наиболее пораженной группой являются подростки.

Переносчик – москит Phlebotomus (Euphlebotomus) argentipes. Кроме Индии кала-азар встречается в Бангладеш, Непале и, возможно, в Пакистане. Вис­церальный лейшманиоз, по клинике сходный с индийским кала-азаром, рас­пространен в северо-восточной части Китая, где переносчиком возбудителя служат Ph. chinensis и Ph. longiductus. Антропонозный висцеральный лейшма­ниоз, вызываемый L. donovani, встречается также на Африканском конти­ненте – в Кении, Судане, Уганде и Эфиопии, где переносчиком выступает Ph. martini, и на Аравийском полуострове – на юго-западе Саудовской Ара­вии и в горных районах Йемена (переносчики – Ph. arabicus и Ph. orientalis).

Клиника. Инкубационный период продолжается от 3 недель до 12 месяцев (редко 2-3 года). Заболевание начинается постепенно. Период разгара забо­левания характеризуется лихорадкой, уве­личением селезенки, печени, перифери­ческих лимфатических узлов. Лихорадка часто имеет волнообразный характер, иногда с большим суточным размахом. В течение дня температура может несколько раз повышаться. Продолжительность ли­хорадочных волн и ремиссий колеблется от нескольких дней до нескольких меся­цев. Нижний край селезенки иногда дохо­дит до полости малого таза, верхний – до V-VI ребра (рис. 4, 5).

Увеличение печени менее значительно: нижний ее край обычно не опускается ниже уровня пупка. При пальпации ниж­ние края печени и селезенки плотные, безболезненные.

Вследствие высокого стояния диафрагмы, при увеличении печени и селезенки, сердце смешается вправо, его тоны стано­вятся глухими, отмечается тахикардия, развивается сердечная недостаточность. Отмечаются нарушения функций пищеварительного тракта, которые проявляются диареей. У женщин часто наблюдается на­рушение менструального цикла. Цвет кожи приобретает темную окраску вследствие поражения надпочечников (отсюда название «кала-азар» – черная болезнь).

В гемограмме определяется уменьшение числа эритроцитов (до 1-2 х 1012/л и менее) и гемоглобина (до 40–50 г/л и менее), цветного показа­теля (0,6-0,8). Характерны пойкилоцитоз, анизоцитоз, анизохромия. Отме­чаются лейкопения (до 2-2,5 х 109/л) и нейтропения (иногда до 10%) при от­носительном лимфоцитозе. Возможно развитие агранулоцитоза. Для висце­рального лейшманиоза характерна умеренная тромбоцитопения. СОЭ повышается до 90 мм/ч. Снижаются показатели свертываемости крови и осмотическая стойкость эритроцитов. Повышается уровень глобулинов.

Вследствие гранулоцитопении и агранулоцитоза развиваются язвенно-не­кротические поражения миндалин и слизистых оболочек полости рта.

Не­редко наблюдается геморрагический синдром с кровоизлияниями в кожу и слизистые оболочки, возникают носовые и желудочно-кишечные кровотече­ния.

Гиперспленомегалия может привести к развитию инфаркта селезенки .

В терминальном периоде болезни развивается кахексия. Мышечный то­нус падает, кожа истончается и приобретает «фарфоровый» вид, иногда с землистым или восковидным оттенком. Через истонченную переднюю брюшную стенку могут проступать контуры огромной селезенки и увеличен­ной печени.

В Индии у 10% больных через несколько месяцев или 1-2 года после ре­миссии на коже лица и других частей тела появляются кожные поражения в виде узелковых и (или) пятнистых высыпаний, которые содержат в себе лей-шманий. Эти образования, называемые пост-кала-азарный кожный лейшма-ноид, могут сохраняться долгие годы, и все это время такой больной продол­жает оставаться источником заражения.

Переболевшие приобретают стойкий и длительный иммунитет. Повтор­ные заболевания практически не регистрируются.

У ВИЧ-инфицированных течение висцерального лейшманиоза приобре­тает злокачественный характер и сопровождается резистентностыо к специ­фическим лечебным препаратам, вследствие чего продолжительность жизни таких больных значительно сокращается.