Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации изучению повести И. Пантелеева «Чужой» (стр. 1 из 2)

Методические рекомендации изучению повести И. Пантелеева «Чужой».

Нравственные аспекты жизни современного человека являются центральными в повести Ивана Пантелеева «Чужой», изучаемой в 7 классе. Хотя страницы жизни И. Пантелеева, его рассказ «Голубые звезды» уже хорошо знакомы ребятам, беседа о его детстве, о эпизодах его военной биографии, становлении его как писателя позволят учителю активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, подготовить их к работе над новым произведением. Этой задаче подчинено и тестовое заданием по биографии И. Пантелеева.

В своем произведении «Чужой» писатель размышляет над важнейшими проблемами современности: каковы жизненные ценности современного человека? Почему разрушается современная семья? Как выжить подростку в наше сложное время?

Типологически повесть И. Пантелеева примыкает к ряду произведений русской литературы 1980-90-х гг., повествующих о разрушении семьи, о разрыве родовых связей, о девальвации семейных ценностей (Абрамов Ф. «Дом», В. Распутин «Прощание с Матерой», «Пожар» и др.). Российские писатели горестно констатируют гибель родовых связей современного человека как необратимый процесс, грозящий, в конечном счете, смертью всему живому.

Произведение красноярского писателя Ивана Пантелеева, рассказывающего о судьбе 11-летнего Леньки, у которого сначала умирает отец, затем спивается и умирает мать, не может оставить равнодушным никого из сегодняшних подростков. Их сочувствие герою повести, сострадание ему, надежда на то, что Ленька, став взрослым, построит в конце-концов себе дом, в котором тепло и уютно будет каждому, переживающему какие-либо жизненные сложности, вселяет в нас надежду на то, что изучение произведений подобной тематики и проблематики плодотворно скажется на отношении ребят к окружающему миру, людям и природе.

Для работы на уроке учитель может воспользоваться фрагментами повести, предлагаемыми в разделе «Дополнительные материалы». Но наш опыт показывает, что, заинтересовавшись судьбой Леньки, семиклассники с удовольствием читают полностью все произведение.

Можно дать задание ребятам прочитать повесть дома. В таком случае изучение произведения рекомендуем начать с традиционной беседы, позволяющей учителю судить о том, как внимательно была прочитана учащимися эта повесть. Если же по каким-либо причинам повесть не была прочитана, можно построить урок на чтении отдельных фрагментов произведения в классе с последующим их обсуждением.

Предлагаем для анализа следующие эпизоды: «Смерть матери», « В больнице», « Ленька на горе», «Приезд бабы Веры», «Пожар». Ряд вопросов, предлагаемых в разделе «Знаете ли вы содержание произведения», направлен на проверку знания учащимися текста, необходимого для характеристики главного героя повести:

При анализе первого эпизода («Смерть матери») важно обратить внимание учащихся на обстоятельства смерти матери Леньки ( «расхристанная», «бутылка хрястнулась о никилированную спинку кровати», «тяжелый винный дух вмиг напитал комнату»). Писатель передает атмосферу неприязни к умершей женщине. Особенно ярко это проявляется в использовании эпитета «расхристанный» («растерзанный»), который отсылает читателя к подвигу Христа, свершенному во имя спасения людей. Мать Леньки, попавшая под воздействие алкоголя, сама является источником своих мук.

Неприязненное отношение к молодой женщине видим мы и у окружающих: «…тетка Ливаниха заругалась …»; «Лешая», «Не могла, как люди… дура». Обратим внимание на поведение жителей Заихи, пришедших попрощаться с покойницей: « Бабы горестно вздыхали, блаженно вытирали слезы платком». Используя эпитет «блаженно», повествователь подвергает сомнению искренность их горя: слово «блаженно» родственно слову «блаженный», что, по данным словаря С. И. Ожегова, означает «в высшей степени счастливый».

И только Ленька доведенную хмелем до смерти женщину называет «мамой», и, осознавая страшную потерю, «обреченно плакал, плакал долго и горько, до икоты и, лишь обессилив вконец, затих…». Так уже в первом эпизоде повести Ивана Пантелеева мы встречаем равнодушие большинства сельчан к чужому горю, прикрытое напускным, внешним сочувствием. Никто из них не обратил внимания на несчастного ребенка. И только брат Витька, которого в деревне прозвали «Марьиным недоумком», так как был «на вине замешанный, почувствовал, как плохо Леньке и вызвал фельдшера Саяну Петровну, которая и отправила Леньку в больницу.

Следующий эпизод («В больнице») показывает, как искренне заинтересованы в здоровье и судьбе Леньки «деды-бессердечники»: «ему жилось славно, за ним заботливо ухаживали деды, подкармливали, даже глухой Шубин и тот всегда угощал его чем-нибудь вкусным, домашним». Так И. Пантелеев использует композиционный прием, который заставляет нас вспомнить построение эпопеи Л. Н. Толстого: эпизод разъединенности людей сменяется эпизодом единения. Но в отличие от романа Л. Н. Толстого, в повести И. Пантелеева тенденция к объединению менее выражена, чем тенденция к разъединению.

Попытавшись устроить свою жизнь и натолкнувшись на равнодушие знакомых людей, особенно бывшего отцовского друга Ефрема Евсеича, Ленька отправился в свое заветное место, в пещеру на склоне горы, откуда «вся деревня как на ладони» видна, чтобы осмыслить открывшуюся ему горькую истину: «Доверчиво обнаженное мальчишечье сердце не хотело соглашаться: как это, в своей родной деревне и — чужой! Он что, виноват, что у него умерла мама?.. Нет, что-то не додумали взрослые, не может быть на свете такой несправедливости…»

Пейзаж является важнейшим средством создания художественного образа. В произведениях И. Пантелеева роль пейзажа весьма значительна. Достаточно вспомнить зарисовки Агула и звездного неба в его рассказе «Голубые звезды», лесной грозы в «Лебеденке». В повести «Чужой» также важна роль пейзажа. «Несуразная Заиха», разбросавшая свои подворья как попало, не отличалась красотой: «… вдоль безымянного ручья разбрелись в беспорядке подворья, новые и старые, казенные и частные, всякие». А когда–то эти места привлекли внимание первых поселенцев своей красотой и природными богатствами. Сейчас же «задыхались от пыли и бензиновой копоти и хлипко дрожали от тяжкой поступи лесовозов, тракторов и прочей наступательной леспромхозовской техники столовая, школа, детсад и вечно пустой клуб с пудовым амбарным замком на двери». Люди становились все более и более равнодушными к окружающему миру, забывая о своей ответственности перед ним. Когда тетка Ливаниха ругала поселок («Несуразная наша Заиха»), ни одна из баб не заступилась за деревню, промолчали все.

Деревне противостоит окружающая природа: подступающая с востока гора, на склонах которой множество пещер, растут на ней не толькомолодые невзрачные березки, но и колючие кусты шиповника, весной - усеянные яркими цветами, а летом - усыпанные спеющими ягодами. Эта красота окружающего мира открывается в повести только Леньке, неравнодушному проявлениям добра и зла в мире, пытающемуся бороться за родной дом.

Иван Пантелеев показывает, как редеет круг близких Леньке людей: умирает дед Леонтьич, увозит баба Вера брата Витьку. Отчим торопится отправить Леньку из родного дома в детдом. В отчаянии Ленька поджигает свой дом, а затем, осознав, что произошло, пытается победить пламя. Собрались соседи и случайные свидетели происшествия, обсуждали пожар, но никто не посочувствовал сироте, «полуголому отрепышу в саже и волдырях с опаленными спутанными волосами и опухшим лицом». И только Люся, санитарка больницы, пыталась добиться людского сочувствия: «Что же это такое делается, а... Люди! Да вы не видите, ли чо ли,— ребенка в больницу быстрей надо!». Так проявляется кольцевая композиция повести: в начале произведения мальчик попадает в больницу; в конце повести Ленка также отправляется в больницу. Вряд ли мы можем ожидать, что в этот раз односельчане будут сочувствовать ему, навещать его. Так замыкается круг одиночества 11-летнего подростка.

Размышляя о героях повести, нельзя не отметить, что они все одиноки: и мать Леньки Сизова, и его отчим, и брат Витька. Дом как знак родовых связей, как знак принадлежности человека семье, прикрепленности земле, как знак причастности его к определенным жизненным ценностям перестал существовать. Он не может быть восстановлен. И даже если у Леньки Сизова будет дом, он будет другим. Так Иван Пантелеев воплощает в повести свое представление о жизни 1970-80-х гг. как периоде разрушения традиционных ценностей русской семьи.

Размышляя о персонажах повести «Чужой» ( ребенок теряет одного из родителей, второй – спивается, перестает заниматься детьми, порядок в семье пытается навести бабушка…), нельзя не вспомнить картины другого детства- Вити Потылицына, героя автобиографических произведений В. П. Астафьева (« Перевал», «Последний поклон»). Сходство наблюдается не только в характере главного героя- подростка, но и в характере представительниц старшего поколения, Бабы Веры («Чужой») и Катерины Петровны («Последний поклон»). Хотя бабу Веру жители Заихи не называли «генералом», как Катерину Петровну, но, сравнив ее с солдатом, признали право этой «грозной» «настырной старухи » сделать без очереди покупки в сельском магазине. Напоминает Катерину Петровну баба Вера и неумением сидеть без дела и своим отношением к огороду – кормильцу семьи. Как герои «Последнего поклона» верили, что с Катериной Петровной не пропадут, «лишь бы она не сдала, не свалилась» ( «Ангел- хранитель»), так и в повести И. Пантелеева баба Вера – опора многодетной семьи: «У дочки живу. У ней три девчонки да мальчишка Димка по четвертому году, а мужа-то нету — один помер, а другого выгнала — потаскун да пьяница оказался. Одной-то ей с ребятишками маята — не управиться. Я у ней вроде как нянька — помогаю детишек ростить. А сейчас вот еще Витька на мою шею…». Правда, помогая дочери, отказалась она от попытки спасти своего сына, советуя Леньке: «Только за отчима, сынка моего неладного, держаться не след — сгинешь. Ему самому нянька требуется… ». Забрав Витьку, уезжает она из Заихи, оставив Леньку со своим непутевым сыном, от которого сама ничего хорошего не ожидает. В отличие от астафьевской героини Катерины Петровны, хранительницы семейного очага, у бабы Веры нет собственного угла: «Своего-то дома у меня нету — сгорел в одночасье. Строить новый силов нет и нужды особой». Возможно, поэтому она не задумывается о привязанности Леньки к родному дому.