Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к уроку с использованием интерактивного устройства mimio (стр. 2 из 2)

Лист 19. Легко угадывается сходство данного текста с предыдущим, и тот, и другой содержат обращения, оба можно рассматривать как послания Кавказу, как признание в любви. Кавказ оживает под пером поэта, предстаёт живым существом, с которым можно вести диалог. Задание: найти обращения в поэтическом тексте:

Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой:
Они меня в младенчестве носили
И к небесам пустыни приучили.
И долго мне мечталось с этих пор
Все небо юга и утесы гор.
Прекрасен ты, суровый край свободы,
И вы, престолы вечные природы,
Когда, как дым, синея, облака
Под вечер к вам летят издалека...

М.Ю.Лермонтов.

"Измаил-бей"

Лист 20. Чтобы познакомить учеников с литературоведческим понятием инверсии, выполняется задание восстановить поэтический порядок слов, изменив прямой порядок слов:

Я упьюся сияньем голубого дня в последний раз.

Оттуда виден мне Кавказ.

Быть может, он пришлёт мне с своих высот прощальный привет.

Сияньем голубого дня

Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлёт...

М.Ю. Лермонтов

«Инверсия (от лат. inversio - переворачивание, перестановка) - изменение обычного порядка слов в предложении».

Обращается внимание школьников, что поэт использует инверсию для того, чтобы выделить наиболее важное слово в тексте, сделать на нём логическое ударение.

Лист 21. Ещё одно средство поэтической выразительности:, которое приближает поэтическую речь к разговорной, выделяет нужное слово, оставляя его на конце строки, нарушая при этом синтаксическое единство фразы: «Перенос в стихе (франц. enjambement — перенос) — перенесение окончания законченного по смыслу предложения из одной стихотворной строки или строфы в другую, следующую за ней, несовпадение стихотворной строки с синтаксическим строением фразы». Например:

Ум человека поражает вдруг,
Когда степей безбрежный океан
Синеет
пред глазами; каждый звук
Гармонии
вселенной, каждый час
Страдания
иль радости для нас
Становится понятен, и себе
Отчёт мы можем дать в своей судьбе.

М.Ю. Лермонтов «1831-го июня 11 дня»

Лист 22-23. В стихотворении Лермонтова «Кавказ» пропущены строки в конце каждой строфы. Детям следует вчитаться в поэтический текст и догадаться, как может заканчиваться каждая строка в произведении, рассказывающем о трепетном отношении к Кавказу.

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

______________.

В младенческих летах я мать потерял.

Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас.

За это люблю я вершины тех скал,

_________________ .

Я счастлив был с вами, ущелия гор;

Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.

Там видел я пару божественных глаз;

И сердце лепечет, воспомня тот взор:

_________________!

«Люблю я Кавказ» - так заканчивается каждая строфа стихотворения Лермонтова. Такой поэтический приём называется эпифорой: «Эпифора - (от греч. epiphorá повторение) - повторение конечных частей (звуков, слов, грамматических форм) смежных отрезков речи (строк, фраз), единоокончание».

Лист 24-27. Для закрепления изученного материала находим соответствие между термином и его определением: анафора, эпифора, инверсия. На следующей странице проверяем правильность ответов.

Можно ввести ещё несколько литературоведческих терминов: аллитерация, ассонанс, гипербола, литота.

Лист 28. Итоговое задание. Анализ поэтического текста.

Какие средства поэтической выразительности помогают поэту передать своё отношение к Кавказу в одноимённом стихотворении.

Лист 29. Итоговое задание (на выбор учителя)

Задания к стихотворению А.С. Пушкина "Туча" (по сборнику экзаменационных заданий «Литература» ЕГЭ 2010. М. «Эксмо» 2010):

1. Определите жанр стихотворения: а). ода; в). элегия; в). баллада

2. Одним из важнейших композиционных приёмов в стихотворении является

а). повтор; б). инверсия; в). инверсия.

3. Как называется приём "очеловечивания" явлений природного мира, к которому прибегает поэт, создавая образ тучи?

а). сравнение; б). эпитет; в). олицетворение.

4. Назовите художественный приём, основанный на противопоставлении разнородных явлений: "унылая тень" - "ликующий день":

а). анафора; б). антитеза; в) аллитерация.

5. Назовите художественное средство, многократно используемое в стихотворении и усиливающее эмоциональное звучание образов: "ясная лазурь", "алчная земля", "унылая тень":

а). эпитет; б). олицетворение; в). сравнение; г). метафора.

За шторкой скрыты ответы к тесту, что даёт возможность сразу проверить проведённый тест.

Ответы: 1. б; 2. а; 3. в; 4. б; 5. а.

Лист 30. Как вариант итогового задания:

Составьте текст, используя данные слова и словосочетания. Предлагаются слова и словосочетания из текста Лермонтова (текст спрятан за листом):

«Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльборус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уж бродили волокнистые облака, набежавшие с востока».