– хорошая сохранность природных объектов, отсутствие загрязнений природной среды;
– площадь территории, достаточная для обеспечения экологической устойчивости природных комплексов (оптимальная – 30-50 тыс. га, минимальная – 15 тыс. га),
– достаточная удаленность от больших городов с целью обеспечения сохранности природных комплексов (не ближе 1-часовой транспортной доступности).
Основными направлениями развития экологического туризма в Беларуси являются:
– организация экообразовательных туров для школьников и студентов в соответствии с учебными программами;
– фотоохота на редких животных и птиц, находящихся в естественных условиях;
– организация туристских походов в нетронутые уголки природы с проживанием в палатках, приготовлением пищи на костре;
– туры по болотам, которыми богата Беларусь, знакомство с их флорой и фауной;
– туры по озерным и речным водным экосистемам на гребных и парусных лодках;
– туры по лесным экосистемам с посещением Государственного национального парка «Беловежская пуща», включая конные и велосипедные маршруты.
Просветительная цель экологического туризма будет достигнута тогда, когда у туристов останутся яркие, незабываемые впечатления. Поэтому при разработке программ экологического туризма исключительное значение имеет выбор объектов показа и трассировка туристских маршрутов, архитектурное решение зданий и сооружений, дизайн-концепция малых архитектурных форм и элементов благоустройства.
В качестве опорных центров развития экологического туризма принята сеть существующих национальных парков, имеющих научные подразделения природоохранного профиля, в числе которых «Беловежская пуща», «Припятский», «Браславские озера», «Нарочанский», Березинский биосферный заповедник.
В данной работе более детально рассмотрим Государственный национальный парк «Беловежская пуща» как объект экологического туризма.
Государственный национальный парк «Беловежская пуща» является одним из уникальных туристических объектов Беларуси. Беловежская пуща является самым титулованным лесом Европы. В 1992 году решением ЮНЕСКО национальный парк «Беловежская пуща» включен в список Мирового наследия человечества. В 1993 году ему присвоен статус Биосферного заповедника, а в 1997 году он награжден Дипломом Совета Европы за сохранение биологического разнообразия. В 1998 году Национальному парку «Беловежская пуща» присвоен статус ключевой орнитологической территории международного значения[2].
Беловежская пуща – один из крупнейших лесных массивов Европы, который сохранился практически в первозданном состоянии до нашего времени. Его территория разделена государственной границей на две части – белорусскую и польскую. С белорусской стороны пуща занимает свыше 150 тыс. гектаров. В настоящее время она восстановлена в границах 1760 года. Сегодня это визитная карточка страны и наиболее посещаемый иностранцами национальный парк.
Благодаря богатству и сохранности растительного и животного мира, Беловежская пуща является своеобразной лабораторией, где белорусские и зарубежные учёные имеют возможность изучать природные процессы, редкие виды животных и растений, проводить орнитологические исследования. Сейчас здесь активно проводятся мероприятия по восстановлению лесных насаждений, пострадавших от урагана несколько лет назад.
В Государственном национальном парке «Беловежская пуща» выделено 4 функциональные зоны: абсолютно-заповедная зона; управляемая природная зона; зона рекреационного пользования; зона хозяйственного пользования.
Уникальность и известность пуще придает большое разнообразие биогеоценозов и экосистем на сравнительно небольшой территории с однородным геологическим строением и климатом, близким к центрально-европейскому.
Национальный парк «Беловежская пуща» располагает большими возможностями для развития экологического туризма. Здесь имеется Музей природы, в котором представлены виды большинства обитающих в пуще животных и произрастающих на территории пущи растений, а также открыты вольеры с различными животными в их естественной среде обитания. Для туристов предлагаются разнообразные маршруты для знакомства с национальным парком. Имеются гостиницы, два гостевых комфортабельных домика в живописных местах на 16 мест, сауна, бар, ресторан, где можно отведать национальные блюда, в том числе и приготовленные из мяса дичи.
Сегодня в национальном парке «Беловежская пуща» получили развитие три основных формы туризма: охотничий, пассивный оздоровительный и природоведческие экскурсии. Исследования показали, что целям и функциям Национального парка сегодня соответствует лишь организация природоведческих экскурсий. Пожалуй, только они не должны ощутить серьезных преобразований, кроме расширения их ассортимента. Охотничий туризм, основанный на активном использовании имеющихся ресурсов охотфауны, в ближайшие 5-10 лет может стать способом получения значительных средств для дальнейшего инвестирования экологических форм туризма. При этом при достижении благоприятного баланса и половозрастной структуры животного мира (в рамках сокращения высокой численности диких животных) он должен быть свернут или локализован на незначительных площадях с разведением охотничьих животных в загонах. Пассивный оздоровительный туризм по путевкам туристических фирм следует полностью убрать, так как он больше соответствует специализации белорусских курортов и зон отдыха, чем национальному парку. Кроме того, он является главным источником загрязнения природной среды туристами из-за популярности пикников[3].
Наиболее перспективной формой развития туризма в Национальном парке является организация научно-образовательного экотуризма и, прежде всего, международного.
Объектом данного исследования выступает Государственный национальный парк «Беловежская пуща».
Предмет исследования – природно-рекреационный и историко-культурный потенциал национального парка «Беловежская пуща»
Теоретическую базу исследования составили работы современных исследователей в области географии, туризма и природопользования, таких как Александрова А. Ю., Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н., Тарасенок А.И., Дроздов А.В., Сергеева Т. К. Важную роль для изучения современного института туризма играют труды Толкач В.Н., Лучкова А.И., Парфенова П.В., Савицкого Б.П., Шимовой О. С. Кроме того для данного исследования были использованы статьи периодических изданий таких авторов, как: Гельтман В.С., Романовский В.П., Зайченко Н. П., Полоник С. С., Богданович А. В., Авхимович Н.И., Кочановский С.Б. Для изучения современного института туризма и природопользования необходимо обращение к работам Корочкиной Л.Н., Николаевой В.М., Зефирова Б.М., Банникова А.Г., Борисова Б.А. Кроме того для проведения данного исследования были использованы Карта растительности Беловежской пущи и Почвенная карта Беловежской пущи.
Методологическую основу исследования составляет общенаучный диалектический метод, предполагающий объективность и всесторонность познания исследуемых явлений. Также используются частнонаучные методы: системный, формально-логический, методы экономического анализа.
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования использования рекреационных ресурсов в туризме
1.1. История развития экологического туризма
История развития экологического туризма своими корнями уходит в далекое прошлое. Сегодня это уже сформировавшийся вид отдыха. И это не только туры для орнитологов, герпетологов, коллекционеров минералов, студентов естественных факультетов, для всех любителей живой и неживой природы, но и для каждого человека, кто любит и ценит нашу природу.
В середине прошлого века Томас Кук начал организовывать путешествия в Шотландские горы, которые на сегодняшний день остаются одним из последних мест дикой природы в Европе. А в 1863 г. Т. Кук предложил первое организованное восхождение к горе Монблан. В немалой степени таким путешествиям способствовали английские писатели-романтики, прославлявшие в своих произведениях красоту дикой природы и восхитительный мир альпийских вершин, долин и лугов. И на американском континенте путешествия в мир природы стали популярны после того, как исследователи и натуралисты опубликовали записки о своих необыкновенных приключениях. Во многом это заслуга известных американских естествоиспытателей – М. Льюиса, В. Кларка, Д. Одюбона, Д. Мюира и других[4].
Конец XIX столетия по праву можно считать временем возникновения экологического туризма. Уже в конце XIX в. в уникальных уголках природы «дикого Запада» была создана целая серия национальных парков, сформированных по классической североамериканской модели. Так, в 1885 г. был создан Банф, в 1886 г. – Йохо, в 1890 г. – Йосемит, в 1895 г. – Ватертон-Лейк, а в 1910 г. – Глейшер[5]. Вместе с тем массовое и нерегулируемое посещение замечательных природных комплексов имело и свои негативные последствия. Уничтожались редкие растения, вырубались деревья, загрязнялись водоемы, вытаптывались почвы, исчезали или значительно сокращались многие виды животных и пр. Особо ощутимыми стали эти изменения в природных экосистемах и ландшафтах с развитием массового туризма во второй половине XX в.
На смену путешествиям людей обеспеченных приходит туризм для населения со средними и даже невысокими доходами, развивается молодежный туризм – пешие и верховые походы, горные восхождения и горнолыжный спорт, сплав по рекам и другие виды.
Все это привело к возникновению и дальнейшему стремительному росту индустрии туризма. В туристском бизнесе стал сосредотачиваться крупный капитал, происходила концентрация производства, возникали гостиничные цепи, выделялись крупные туроператоры и туристские консорциумы, строились туристские центры. При таких стремительных темпах развития туризма природный ландшафт и местное население учитывались лишь как предпосылки, как средство для достижения цели. Такое односторонне ориентированное развитие туризма, получившего название «жесткого туризма», оказывало тяжелое негативное воздействие на окружающую природную и социо-культурную среду, на социальную структуру местного населения. Массовые посещения востребованных туристами районов вели к уничтожению или значительному сокращению популяций редких видов животных и растений, вырубке лесов, загрязнению водоемов, изменению ландшафтов, исчезновению традиционных промыслов и ремесел, переориентации местного населения на иные ценности и т.д. Таким образом, под угрозой массового туризма оказывается как первозданность уникальных природных уголков, так и экономика, культурные ценности «принимающих» туристов регионов.