Организация рекреационной деятельности на основе современных научно-обоснованных подходов и методов в перспективе позволит в полной мере использовать все многообразие форм туристского природопользования в ООПТ.
Важнейшими аспектами развития экскурсионно-туристской деятельности на ООПТ являются вопросы разработки технологии предоставления туристско-экскурсионных услуг, механизма осуществления экскурсионной деятельности. Для обоснования соответствующих теоретико-методологических подходов необходимо выявление особенностей осуществления данного вида деятельности на ООПТ, изучение организационных инструментов управления экскурсионным потоком на территориях особого природопользования, разработка эффективных методик оценки и анализа экскурсионно-туристского потенциала ресурсов ООПТ.
Экотуризм предлагает более прямые возможности финансирования природных парков, чем другие формы пользования ресурсами. В большинстве стран это является проблемой, но при правильном управлении и планировании остроту ситуации можно снимать.
В потенциале воздействие экотуризма на окружающую среду меньше, чем от других форм пользования ресурсами. Более того, привлекательные для туризма особо охраняемые природные территории могут часть своего бюджета формировать за счет поступлений от туризма.
Конечно, встречаются различного уровня трудности у местного сообщества и туроператоров при создании турпродукта экологической ориентации. Прежде всего, это финансирование природоохранных мероприятий, получение выгоды от туризма для местных жителей и формирование соответствующего экологического сознания у всех участников этого процесса (местного населения, турфирмы и туристов).
В связи с этим предлагаются две модели развития экологического туризма в особо охраняемых природных зонах, при котором возможны различные свойства и воздействие. Модель развития по типу «А» (неконтролируемый природный туризм) предполагает больше разнообразие и доступность природных ресурсов, чем по типу «В» (экотуризм малого масштаба). Кроме того, первая модель приносит более высокие доходы для организаторов турмаршрутов, но при этом следует учитывать, что этот практически неконтролируемый туризм наносит существенное негативное воздействие на экологию местности и тем более на быть и традиции местного сообщества. Тип «В» более предпочтителен, поскольку он сохраняет биоразнообразие и не оказывает отрицательного влияния, хотя также не обеспечивает высокие доходы для туроператоров и местного населения. Но все же это более предпочтительный путь для экономически неразвитых стран.
В положениях Глобального этического кодекса туризма говорится: «Туристская политика должна проводится таким образом, чтобы она способствовала повышению жизненного уровня населения посещаемых районов и отвечала их потребностям; при градостроительном и архитектурном планировании и эксплуатации туристских центров и средств размещения необходимо предусматривать их максимальную интеграцию в местную социально-экономическую среду; при равных условиях следует изыскивать, в первую очередь, возможность найма местной рабочей силы»[12].
В настоящее время человечество стоит на пороге глобального изменения климата, вызванного во многом благодаря деятельности человека. Единственный выход – сохранить оставшиеся природные сообщества, принять меры по восстановлению нарушенных, где это еще возможно. Основная роль в сохранении местообитаний видов животных и растений, в сохранении дикой природы сейчас принадлежит ООПТ: национальным паркам, заповедникам. Оптимальная система ООПТ – необходимое условие экологической безопасности Беларуси и создания для жизни людей благоприятной окружающей среды. Для этого на территории Беларуси функционируют 1 заповедник, 4 национальных парка и 527 заказников, на содержание которых из государственного бюджета выделяются немалые средства.
Одному из национальных парков Беларуси, а именно Государственному национальному парку «Беловежская пуща» посвящена следующая глава данного исследования.
ГЛАВА 2. Анализ туристических ресурсов Государственного национального парка «Беловежская пуща»
2.1. История Государственного национального парка «Беловежская пуща»
Национальный парк «Беловежская пуща» расположен на территории Каменецкого и Пружанского районов Брестской области и Свислочского района Гродненской области. Административный центр национального парка находится в поселке Каменюки Каменецкого района. Государственный национальный парк «Беловежская пуща», расположенный на территории Беларуси, представляет собой единый природный комплекс с Беловежским национальным парком Польши. Площадь национального парка составляет c белорусской стороны 87 363 га; с польской – 10 501 га. Беловежская пуща – один из самых титулованных заповедников не только в Европе, но и, пожалуй, во всем мире.
«Беловежская пуща» – один из старейших заповедников в мире. Она имеет очень древнюю историю. Как старый девственный лес, Пуща упоминается еще в Ипатьевской летописи 983 г. В киевских летописях указывается, что территория нынешней Пущи населялась племенем ятвягов, которые занимались охотой и рыбной ловлей. Первая попытка получить от Пущи доход имела место в середине XVI века при польском короле Сигизмунде Августе, когда на ее территории было построено 4 железодеятельных завода. Здесь же добывали смолу, гнали деготь, выжигали уголь, попытались наладить сплав леса.
Как охраняемая природная территория Беловежская пуща известна с конца XIV – начала XV вв., когда Великий князь Ягайло объявил ее заповедной. Территорией Беловежской пущи в конце XIII – начале XIV вв. владеют литовские князья, в 1386 г. пуща перешла во владение Речи Посполитой. В 1557 г. польским королем Сигизмундом Августом был издан лесной указ, в соответствии с которым воспрещалась рубка даже сухостойного леса без билета, который подписывался самим королем, а затем в 1640 г. король Владислав IV принял указ, запрещавший без особого разрешения рубить сырорастущие деревья. В 1795 г. Беловежская пуща вошла в состав России. Площадь ее тогда составляла 120 тыс. десятин. Мало интересуясь судьбой уникального леса, Екатерина II раздала значительную часть его своим приближенным, участвовавшим в покорении края (графу Румянцеву, Михаилу Кутузову, полковнику Дренякину и др.). Однако в 1802 г. был издан указ о заповедании Пущи и сохранении зубров. В 1811 г. на территории Беловежской пущи произошел самый крупный за ее историю пожар (с мая по октябрь), вызванный очень сильной и продолжительной засухой. В 1821 г. последовал приказ о запрете всякой рубки и охоты в Пуще, однако во время польского восстания (1831 г.) этот порядок опять был нарушен. В 1842 – 1847 гг. в Беловежской пуще проведено первое лесоустройство, после чего Пуща была поделена на квартальную сеть, а в 1861 – 1862 гг. прошло второе лесоустройство. С этого момента начинается точный учет ее лесного фонда. В 1875 г. в интересах сохранения зубров выделяется специальная часть Пущи, с более строгим режимом хозяйства в ней. В 1897 г. царь Николай II дает указание позаботиться, чтобы Пуща сохранила характер первобытного леса, и не стремиться к извлечению наибольшего дохода в ней. В результате хозяйственной деятельности постепенно территория Пущи сокращалась за счет периферийных частей, тем не менее с начала ХVIII века она претерпела сравнительно небольшие территориальные изменения.
Как и прежде, во владении царской семьи Пуща остается местом великокняжеских охот. При этом принимались все возможные меры для увеличения численности охотничьих видов животных, главным образом копытных. Для этого Александром I в 1802 г. издается указ о запрете охот на зубра, а с 1809 г. начинается их регулярный учет. В 1864 г. из Германии завозятся олени (они были полностью уничтожены к 1705 г.) для дальнейшего их разведения и организации на них охот. В 1888 г. Беловежская пуща переходит непосредственно в собственность царской семьи (удельное ведомство), после чего в ней интенсивно развивается охотничье хозяйство. Уже через год в Беловеже (в настоящее время Польша) начинается строительство огромного императорского дворца, который в последствии используется как официальная загородная охотничья резиденция и место отдыха царя, членов его семьи и двора (его строительство закончилось в 1894 г.). В 1887 г. ко дворцу от Гайновки была проложена железная дорога для более удобного подъезда царских особ. С этого времени организовываются пышные охоты, наиболее грандиозные из которых датируются 1897, 1900, 1903 и 1912 гг. Во время этих охот убивается большое количество зверя, однако благодаря строгим мерам, принятым по охране диких животных, и запрету на охоту для посторонних лиц численность копытных резко возрастает. Так, в 1907 г., например, в Пуще, площадь которой тогда составляла 126 тысяч га. кормилось свыше 11 тысяч диких животных (зубров, оленей, косуль и ланей), а также около 10 тысяч голов домашнего скота. Это привело к «перевыпасу» угодий, оскудению кормовой базы и, как следствие, к деградации популяций животных и развития среди них болезней и эпизоотий.