Смекни!
smekni.com

Рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций. Заключение > Список литературы (стр. 2 из 5)

Танцоры срабатываемых пар обладают специфическим комплексом индивидуально-психологических особенностей, определяющих психологическую совместимость партнеров: средними показателями нервных процессов (сила, подвижность, уравновешенность), умеренным и низким уровням личностной тревожности, хорошим самоконтролем, уверенностью в себе, эмоциональной стабильностью, склонностью к сотрудничеству.

Наиболее важными характерными структурами личностных особенностей для срабатываемых пар являются: 1) длина тела партнеров - сочетание высокого партнера с более низкой по росту партнершей; 2) по свойствам нервных процессов – сочетание средних уровней силы, подвижности, уравновешенности нервных процессов; 3) по направленности на общительность – сочетание средних показателей экстраверсии-интроверсии и низких показателей нейротизма; 4) по типу поведения с людьми – сотрудничество; 5) по показателям личностной тревожности – сочетания умеренных и низких показателей личностной тревожности; 6) по признакам «экстраверсия-интроверсия» – сочетания в паре по типу «экстраверт-интроверт»; 7) по сочетанию ролевых положений – «лидер-ведомый»; 8) по восприятию временных интервалов – расхождение при оценке временных интервалов, составляющее в пределах 1,45 с.

При комплектовании пар в спортивных бальных танцах следует учитывать показатели, отражающие соматические характеристики (длина тела, масса тела, телосложение), физические качества (гибкость, координационные способности), индивидуально-психологические особенности личности танцоров (силу, уравновешенность, подвижность нервных процессов, экстраверсию-интроверсию, нейротизм), уровень личностной тревожности и стремление к проявлению лидерства во взаимоотношениях с людьми.

При комплектовании танцевальных пар рекомендуется составлять их так, чтобы в них сочетались партнеры по типу «экстраверт-интроверт», «лидер-ведомый». Подобные сочетания будут способствовать более быстрому развитию срабатываемости и сплоченности танцевальных пар и более эффективной тренировочной и соревновательной деятельности танцоров.

Второй этап решения этой проблемы включает временной фактор - динамику отношений, конфликты, их глубину и продолжительность, устойчивость пары, изменения личностной направленности. Здесь уже инициатива должна быть в руках психолога. Использование им результатов тестирования партнера и партнерши, динамика изменения их личностных структур и характеров, их взаимоотношения должны позволить ему прогнозировать возможные конфликты, вместе с танцорами искать выход из создавшихся, порой критических, ситуаций.

Выделим некоторую понятийную плоскость проблемы. Это, в первую очередь, поиск соответствия партнера и партнерши по типу нервной системы, темперамента. Здесь нет данных об устойчивости, но гипотетически можно утверждать, что, например, два холерика будут неустойчивы, а два флегматика - самая устойчивая пара.

Более высокий уровень устойчивости связан с качествами личности и направленностью в развитии личности партнера и партнерши. И, наконец, самое главное, на что ни одна психологическая теория не может дать ответа: партнер и партнерша должны нравиться друг другу.

Пары создаются обычно на долгий срок, иначе это не имеет смысла, а зависят партнеры друг от друга гораздо больше, чем муж и жена в браке.

Между тем тренеры ставят в пару юных спортсменов, руководствуясь отнюдь не

психологическими критериями — или психологическими в последнюю очередь. На первый план здесь выходят физические данные молодых людей, то, как они смотрятся вместе, ну а насчет психологии... обычно говорят: «Стерпится — слюбится».

Происходит же это далеко не всегда. Между тем команда в идеале (а спортивная пара — та же команда) должна функционировать как единый организм, и для этого между ее членами должны существовать определенные отношения. Мало подходить друг другу физически и одинаково владеть техникой — нужно еще отвечать определенным психологическим критериям. Необходима определенная согласованность между партнером и партнершей.

Под согласованностью понимается некоторое чувствование партнеров друг друга, разделение лидерских позиций по обоюдному согласию. То есть, когда один берет на себя лидерство, а другой совершенно комфортно себя чувствует в роли ведомого. В согласованной паре двое смотрят, как говорят, в одну сторону, у них общее отношение к успеху, конфликты носят конструктивный характер, и пошло повышение результативности. Они не тратят время на выяснения отношений, поэтому при минимуме эмоциональных затрат достигают максимально возможного успеха. В несостоявшейся паре причиной повышенной конфликтности может быть борьба за лидерство либо, наоборот, нежелание брать на себя лидерские функции обоих спортсменов.

Каждый из партнеров может быть прекрасным человеком и великолепным спортсменом, но, к сожалению, это еще не гарантия того, что они могут выступать вместе.

Например, нельзя ставить в одну пару двух лидеров. Когда в семье и муж и жена

обладают такими качествами, то у них постоянно идет борьба за ведущее, доминирующее положение, и семья распадается, То же самое происходит и в спортивной паре. Она никогда не достигнет заветных высот, если один из партнеров добровольно не уступит другому высоты командные. Спортивные танцы — это, пожалуй, единственное в наше время занятие, где мужчины все еще сохраняют ведущие позиции. Причем в буквальном смысле: они ведут за собой партнершу, они — лидеры. А что такое лидер? В житейском понимании — это человек, каждое слово которого воспринимается как истина в последней инстанции, и которого слушаются беспрекословно; любое неповиновение жестоко наказывается. В отношении супружеской жизни такие взгляды сформулированы в широко известном афоризме: «Пункт первый. Муж всегда прав. Пункт второй. Если муж не прав, то смотри пункт первый». Мало кто придерживается этих правил в своей личной жизни. Однако применительно к бальным танцам формула: «Пункт первый. Партнер прав всегда. Пункт второй, Если он не прав, то смотри пункт первый, - до сих нормальна. Бальные танцы - наверное, единственный парный вид спорта, в котором участников объявляют, называя первым имя партнера и уж потом — партнерши. Что это, традиция? До недавнего времени, например, и Англии женщина на паркете вообще не имела своего лица: «Такой-то со своей партнершей» Традиции живы — все, кто имеют хоть какое-то отношение к спортивным танцам, знают, что многократный чемпион мира шотландец Донни Бёрнс также многократно доводил до слез свою партнершу Гейнор Фейвейзер и никогда не стеснялся делать ей при свидетелях резкие замечания.

Интересно, берут ли наши танцоры пример со знаменитости или просто такая атмосфера царит в большинстве клубов? Атмосфера, при которой большинство партеров могут не только словесно оскорбить и унизить ту, которая по идее должна быть их Прекрасной Дамой, но даже ее ударить. Мои собеседницы уверяли, что на такое способны даже мальчики из самых культурных и интеллигентных семей. Конечно, мужчина, бьющий женщину, — это не правило, но увы, не редкое исключение. Но дискриминация проявляется и в других формах. Например, в некоторых клубах партнерша вообще не имеет права голоса. Разговаривать с тренером может только партнер, он же делает замечания партнерше, а она не должна спорить. А если у нее другое мнение, то она должна держать его при себе, иначе может нарваться на неприятности. И, разумеется, никакой инициативы, которая уж точно наказуема. Говорят, такое положение вещей характерно для всех итальянских клубов без исключения, но нередко оно встречается и у нас. Самое смешное, что в одном нашем клубе царят аналогичные порядки и руководит там женщина!

Современных партнерш, очаровательных девушек, с развитым чувством собственного достоинства, такое положение вещей ранит. Неужели мы потеряем свои позиции в бальных танцах? Вряд ли. Я думаю, гораздо раньше наши девушки расставят все по своим местам, то есть поставят своих партнеров на место и научат их вести себя по-мужски: настоящий мужчина не поднимет руки на женщину и не оскорбит её.

А истинный лидер никогда не унизится до крика и побоев: ведь его основной признак – моральный авторитет.

Дело в том, что женщина-лидер волей-неволей несет в себе много мужских черт. Впрочем, истинные спортсменки вообще по определению не могут быть чересчур женственными, потому что они настроены на соревнования, на успех и победу. В спорте слабые, беззащитные, жалеющие себя женщины обычно не идут выше первого разряда. Однако партнерша с превалирующими мужскими качествами в состоянии затмить партнера, и тогда отсутствие гармонии в паре, а соответственно, и в танце будет заметно посторонним наблюдателям.

Какие отношения должны быть между партнерами? Логично предположить дружескими и доброжелательными. Так ли это?

Когда между партнерами нет не физической, а какой-то высшей, я бы сказала, духовной, гармонии, они не получают удовольствия от танца, он становится тяжелой работой. Это подсознательно улавливают зрители и судьи. И еще один момент. К тому же провести свой не столь долгий творческий путь рядом с человеком, который внушает тебе неприязнь, — это уж слишком смахивает на мазохизм. Лучше всего, когда выступают вместе брат и сестра. Братья и сестры обычно дружат. Супружеских разборок и сцен ревности у них не бывает. Вообще-то идеальная танцевальная пара - там, где танцоры приятны друг другу и отношения у них дружеские. Дружат, но не любят. Сильное сексуальное влечение, как ни странно, часто мешает, вообще, сильные чувства застилают на многое глаза.

Очень важно, чтобы в группе или коллективе создавались нормальные дружественные отношения, т.е. члены группы должны быть психологически совместимыми. В случае психологической несовместимости поведение одних может вызвать отрицательную реакцию у других членов коллектива, развивается отчужденность, взаимное непонимание и могут возникать конфликты.