Санкт-Петербургский Государственный Университет Экономики и Финансов
Кафедра Социологии
Реферат по социологии
Тема: Изменение ролей и отношений внутри семьи
Выполнила: студентка группы ХХХ
ФИО
Преподаватель: ФИО
Санкт-Петербург
2002 год
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Типы семьи и ее хозяйственно-экономическая функция……………3
Глава II. Марксистский и феминистский взгляды на семью………………….5
Глава III. Изменение ролей и отношений внутри семьи………………………6
1. Мужчины и женщины………………………………………………………..6
2. Работа по дому: кто ее выполняет…………………………………………..8
3. Распределение денег и других ресурсов…………………………………..12
4. Принятие решений………………………………………………………….14
5. Насилие………………………………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………...17
Список литературы……………………………………………………………..19
Введение
На первый взгляд, семья кажется одним из простейших социологических понятий. Однако на практике этот термин не так прост, как может показаться, когда дело доходит до определений, - когда мы хотим определить разнообразные уклады жизни, которые мы бы описали как «семьи». В 1949 году Джордж Мердок, социолог-функционалист, после изучения 250 семей различных слоев общества определил семью как социальную группу, характеризующуюся совместным проживанием, общим ведением хозяйства и воспроизводством. С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брака. Это санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма половых отношений. Семья и брак относятся к явлениям, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Проблемы семьи и семейно-брачных отношений постоянно находятся в центре внимания социологии.
Глава I. Типы семьи и ее хозяйственно-экономическая функция
Существует три типа семей:
aТрадиционная (или патриархальная) семья. Такой тип организации семьи предполагает совместное проживание как минимум трех поколений. Роль лидера отводится старшему мужчине. Для семьи такого типа характерны: экономическая зависимость жены от мужа, четкое распределение сфер семейной жизни, закрепление обязанностей (муж – кормилец, жена – хозяйка) и признание приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.
aНеотрадиционная семья. В ней сохраняется мужское лидерство и семейные обязанности разграничены. Но в отличие от традиционных семей - без объективных экономических оснований. Такой тип семьи является эксплуататорским, т.к. наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд.
aЭгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа характерны: справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей в семье, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем («ролевая симметрия»), а также обсуждение проблем и совместное принятие решений.
В современной семье изменяются не только традиционные роли женщин в связи с их участием в профессиональной деятельности, но и роли мужчин. Например, известно, что в западноевропейских странах уже не являются аномальными случаи, когда мужчина берет отпуск по уходу за ребенком. Поэтому важно, как супруги воспринимают новую ситуацию, готовы ли они к перераспределению семейных обязанностей, от чего зависит лидерство в семье.
Хозяйственно-экономическая функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего труда. В нашей стране бытовые проблемы ложатся в первую очередь на плечи женщин. Массовые опросы показывают, что лишь 5% женщин выбирает в качестве наиболее привлекательного образ жизни семейной неработающей женщины, посвятившей себя исключительно заботе о детях и муже. Уравнивание себя с мужчинами в отношении к работе, продолжительности рабочего времени и размеров отпусков допускает всего 1% опрошенных женщин. Между тем более половины считают, что рабочее время женщин могло бы быть короче, чем у мужчин, а ежегодный отпуск – длиннее*.
Однако учитывая существующее положение дел и сознавая, что государство не способно предоставить женщинам выбор предпочтительного для них образа жизни, единственный реальный вариант решения проблемы двойной занятости для женщин – перераспределение семейно-бытовых обязанностей.
*Груздева Е.Б., Чертихина Э.С., Положение женщин в обществе: конфликт ролей – М., 1993
Глава II. Марксистский и феминистский взгляды на семью
По мнению марксистов, модель семейной жизни создается способом производства. Произведенный Марксом анализ производственных отношений в
капиталистическом обществе демонстрирует примеры служения семьи не обществу в целом, а лишь тем, кто владеет средствами производства, - капиталистам, или буржуазии. Например: разделение труда между мужчинами и женщинами в семье и на работе означает, что за основными работниками (мужчинами) женщины будут ухаживать, заботиться о них, кормить и одевать. Другими словами, женщины выполняют эти функции, делая работников более счастливыми и трудоспособными. Это экономически выгодно работодателю, поскольку не требует дополнительных затрат. Женщины также бесплатно воспитывают следующее поколение рабочих.
Марксисты анализируют отношения между семьей и другими институтами в широком масштабе. Они игнорируют тот факт, что мужчины, подобно капиталистам, извлекают выгоду посредством эксплуатации женщин. Феминистки критикуют марксистов за то, что они не уделяют должного внимания происходящему внутри семей.
Неудовлетворенность женщины своим реальным положением внутри семей дала толчок Движению за освобождение женщин в 1960-х годах. Когда Бетти Фридан писала в «Женской загадке» о «проблеме без названия», тысячи женщин во всем западном мире понимали, что она имела в виду. Женщинам было сказано, что они будут счастливы, если «найдут своего мужчину», будут жить в благоустроенном доме и иметь двух прекрасных детей. Им не было сказано, как удовлетворять собственные потребности или реализовать свой потенциал вне семьи. Считалось, что женщины должны удовлетвориться семейной жизнью. Но многие желали чего-то большего. Основное значение феминистской точки зрения для понимания семьи состоит в изучении «внутренней жизни» семей и природы отношений между супругами.
Глава III. Изменение ролей и отношений внутри семьи
Социологи-функционалисты Джордж Мердок и Толкотт Парсонс утверждали, что современная семья характеризуется общностью супружеских ролей, в то время как раньше роли супругов были разделены. Создание браков по любви и предполагаемое развитие нуклеарной семьи привели к большей близости между супругами, которые в современном браке считаются равноправными. Но функционалисты предполагают, что для каждого супруга разумно выполнять те функции, которые определены биологическими различиями между мужчинами и женщинами. То есть, поскольку женщины рожают детей, они должны опекать их, а также ухаживать за мужем и домом. Парсонс рассматривал роль женщин в семье как «выразительную», связанную с воспитанием, тогда как роль мужчин была «инструментальной», связанной с обеспечением жены и детей. Хотя он признавал, что не все женщины были бы счастливы ограничиться этой ролью. Он говорил, что это разделение разумно. Мужчины и женщины выполняют взаимодополняющие функции.
Функционалистские теории иногда называют теориями «прогрессивных шагов», потому что они подразумевают, что общества, развиваясь, становятся лучше, чем были. С этих позиций, семьи станут эгалитарными, устанавливая общую ответственность за принятие решений и проведение досуга.
Элизабет Ботт в своем исследовании «Семья и социальная сфера» в 1957 году писала, что существует два типа супружеских ролей: сегрегированный и совместный.
Сегрегированные супружеские роли существуют там, где муж и жена ведут относительно раздельную жизнь. Сегрегированные роли как внутри, так и вне дома, были строго разграничены: мужчины были кормильцами, но не покупателями, они починили бы детскую коляску, но не стали бы возить ее.
Совместные роли существовали там, где мужья и жены проводили больше времени вместе, имея некоторые общие задачи, интересы и решения. В своем небольшом исследовании двадцати семей Ботт обнаружила, что совместные супружеские роли были характерны для семей из среднего класса, которые стали жить самостоятельно и поэтому должны были полагаться больше на поддержку друг друга. Это вписывалось в теории «прогрессивных шагов», которые определили признаки возникновения большего равенства между супругами, по мере того как нуклеарная семья становилась нормой.
В «Симметричной семье» (1974 г.) Уилмотт и Янг представили теорию для объяснения изменяющихся отношений внутри семьи. Они провели исследование 1928 человек, живущих в Лондоне, и доказали, что сегрегированные роли большой семьи почти исчезли. Возникал новый тип сконцентрированной на доме, замкнутой семьи, в которой муж и жена были равноправны и не считали семью женской сферой.
Они не рассматривали роли мужчин и женщин как взаимозаменяемые - подобно Парсонсу. Они были уверены в том, что равноправия между мужем и женой можно достичь разделением работ на мужские и женские. Они видели в семье «убежище», в котором мужчины могли отдохнуть после скучной и тяжелой работы и удовлетворить свои личные потребности в нерабочее время.
Они предположили, что этот тип семьи может изменяться, и предсказали изменения в промышленности, которые заменят грязную, физически тяжелую работу. Так что большинство работ будет заключаться в обслуживании или наблюдении, становясь более ответственными и принося больше удовлетворения. В этом случае, больше мужчин станет «ориентироваться на работу», подобно тем, кто сейчас занимает руководящие должности. Опросив небольшое число управляющих, они нашли, что их отношение к своей работе привело к большему разделению труда между мужьями и женами и к асимметричным ролям.