Смекни!
smekni.com

Курс состоит из лекционных и семинарских занятий. Проводится два письменных тестирования, необходимо написание а. Условия и критерии выставления оценок (стр. 2 из 3)

Тема. Эстетика XVII в.

Связь эстетики и философии. Эстетические принципы барокко (дисгармония и диссонанс). Возникновение академий и эстетики классицизма. Рационализм как философская основа эстетики классицизма. Особенности классицизма во Франции, Германии.

Литература

Обязательная:

1. Буало Н. Поэтическое искусство. М.,1957

2. Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М, 1980

Дополнительная:

  1. Музыкальная эстетика стран Западной Европы XVII-XVIII вв. М.,1971
  2. История европейского искусствознания. От античности до конца XVIII в. М., 1963
  3. Ренессанс. Барокко. Классицизм.М.,1966
  4. Иванов И.И.Французский классицизм.М.,1901

Неделя 8:

Тема. Философия и эстетика Просвещения.

Своеобразие эстетики Просвещения в Англии, Франции. Эстетические взгляды Шефтсбери, Хатчесона, Э.Берка, Ж.Б.Дюбо

Литература.

Обязательная:

  1. Берк Э. Философские исследования о происхождении наших представлений о возвышенном и прекрасном.. М..,1973
  2. Дюбо Ж..Б. Критические размышления о поэзии и о живописи. М.,1976
  3. Шефтсбери. Эстетические опыты. М.,1975
  4. Хатчесон Ф., Юм. Д., Смит А. Эстетика. М., 1973
  5. Хогарт В. Анализ красоты. М-Л., 1958

Дополнительная:

  1. Гвардини Р. Конец Нового Времени. // В.Ф. 1990 N4.
  2. История европейского искусствознания. От античности до конца XVIII в. М., 1963.

Неделя 10:

Тема. Возникновение эстетики как науки.

Учение А.Баумгартена. Винкельман и первая попытка периодизации искусства античности. И.Г.Зульцер о воспитании вкуса как общенациональной задаче. Эстетические взгляды Г.Э.Лессинга. Движение «Бури и натиска».

Литература.

Обязательная:

  1. Винкельман И.И. История искусства древности. Л.,1933
  2. Винкельман И.и. Избранные произведения и письма. М-Л.,1935
  3. Лессинг Г.Э. Лаокоон. // Избр. пр-я. М-Л., 1953.

Дополнительная:

  1. Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М.,1967
  2. Асмус В.Ф. Немецкая эстетика XVIII в. М.,1962

.

Неделя 11:

Тема: Немецкая классическая эстетика (лекция 1).

И.Кант об антиномиях вкуса. Учение об идеале. Ф.Шиллер об искусстве как игре, в которой проявляется свободное раскрытие сущностных сил человека. Искусство - игра познавательных способностей, создающая нечто идеальное (в сравнении с жизнью) и нечто реальное (в сравнении с продукцией чистого воображения).

Литература:

Обязательная:

  1. Кант И. Критика способности суждения. Собр. Соч. в 6-ти т. М.,1964., Т.5

Дополнительная:

Неделя 12:

Тема: Эстетика Гегеля (лекция 1).

Учение об искусстве как бытии, обладающем способностью передавать глубочайшие метафизические и философские прозрения. Г.Ф. Гегель о связи искусства с религией и философией. Средство искусства - чувственное ощущение знания (оно доводит до сознания истину в виде чувственного образа), религии - духовное воображение (внутреннее представление), философии - мышление..

Литература:

Обязательная:

  1. Гегель Эстетика в 4-х т.М., 1968 Т.1

Дополнительная:

Неделя 13:

Тема: Эстетика Гегеля (лекция 2).

Идея прекрасного в искусстве или идеал. Формы искусства как различные виды идеала: символическая, классическая, романтическая

Литература:

Обязательная:

  1. Гегель Эстетика в 4-х т.М., 1968 Т.1

Дополнительная:

Неделя 14:

Тема. Эстетика романтизма

Основные черты культуры романтизма: историзм, культ "дикой" природы, акцент на миф и символ, подчеркивание роли воображения в поэзии. Культ музыки.

Романтизм в Англии. Романтизм во Франции. Романтизм в Германии. "Йенская школа" романтиков.

Литература.

Обязательная:

  1. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.

Дополнительная:

  1. Брандей Г. Романтическая школа во Франции. //Собр. соч.,т.9, СПб., 1908.
  2. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.
  3. Европейский романтизм. М., 1973.

Неделя 15:

Тема. Искусство как специфическая форма деятельности и познания действительности.

Искусство как высшее проявление эстетической деятельности. Особенности художественно-образного мышления. Художественная условность, художественный символ. Содержание и форма в искусстве.

Литература:

Обязательная:

Дополнительная:

1. Бычков В.В. Эстетика. М.,2002

2. Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики. От Сократа до Гегеля. М.1979

3. Кривцун О.А. Эстетика. М.1978

4. Гилберт К., Кун Г. История эстетики. М.,1960

5. Эстетика. Словарь. М.,1989

6. Бореев Ю. Эстетика. М.1988

Неделя 16:

Тема: Виды искусства.

Проблема классификации видов искусства в истории эстетической мысли. Специфика художественного языка различных видов искусства. Проблема ведущего вида искусства. Деление искусства на роды и жанры. Проблема синтеза искусства.

Литература:

Обязательная:

Дополнительная:

1. Бычков В.В. Эстетика. М.,2002

2. Шестаков В.П. очерки по истории эстетики. От Сократа до Гегеля. М.1979

3. Кривцун О.А. Эстетика. М.1978

4. Гилберт К., Кун Г. История эстетики. М.,1960

5. Эстетика. Словарь. М.,1989

6. Бореев Ю. эстетика. М.1988

Неделя 17

Тема: Искусство как общественное явление

Основные исторические этапы взаимодействия искусства и мифологии. Мифология как почва древнегреческого искусства. Гомеровская мифология как источник символики. Миф как основа художественного и религиозного сознания.

Мифология в XIX-XX вв. Ф.Ницше о мифе как основе любой культуры. З.Фрейд об универсальном смысле «мифа об Эдипе» в истории культуры.

Искусство и религия

Историческое взаимоотношение искусства и религии. Возникновение искусства и его связь с религиозным отношением к миру. Искусство как эмоционально-образное выражение религиозных идей.

Буддизм и искусство. Христианство и искусство. Ислам и искусство.

Искусство и мораль. Искусство и политика.

Литература:

Обязательная:

  1. Августин М.А. Исповедь. М., 1991.
  2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.М., 1989.
  3. Коран.
  4. Кассирер Э. Культура и символ. М.,1997
  5. Леви-Стросс К. Миф, ритуал и генетика//Природа № 1, 1978.
  6. Леви-Стросс К. Структура мифа //Вопросы философии № 7 1990.
  7. Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства. М., 1982.
  8. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1991.
  9. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М.,1993.
  10. Шеллинг Ф. Философия искусства. М..1966
  11. Юнг К.Г. Архетип и символ.М..1991

Дополнительная:

1. Гюйо М. Иррелигиозность будущего. М., 1909

2. Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада. М.,1999

3. Карпушин И. Искусство и религия. М., 1991

4. Токарев С.Я. Религия в истории народов мира. М.,1986.

5. Яковлев Е. Г. Искусство и мировые религии. М.,1985

6. Бычков В.В. Эстетика. М.,2002

7. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.,1966

8. Мифы народов мира. В 2-х т. М., 1995

9. Мифологический словарь. М., 1990.

Неделя 18

Тема: Искусство и массовая культура.

Социокультурные причины дифференциации элитарного и массового искусства. Искусство и научно-технический прогресс. Сущность элитарного и массового искусства

Литература:

Обязательная:

1. Бердяев Н. Кризис искусства. М., 1918.

2. Бердяев Н.А. Смысл истории. Берлин.1923

3. Вейдле В. Умирание искусства. СПб.,1996

4. Западное искусство XX в. М., 1978.

5. Ортега -и- Гассет Х. Дегуманизация искусства. М., 1991.

6. Самосознание европейской культуры ХХ в. М., 1995.

7. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

8. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой //Искусство кино №12. 1990.

9. Хейзинга Й. Homo ludens // В тени завтрашнего дня. М.,1992.

10. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

11. Ясперс К. Смысл и назначение истории М.1994

Семинары

Неделя 1:

Тема: Эстетика античности.

Литература:

Обязательная:

1. Адорно Т. Эстетическая теория. М.,2001

2. Лукач Д. Своеобразие эстетического. Соч. в 4-х тт. М.,1986. Т.1,3

3. Плеханов Г.В. Письма без адреса. – Эстетика и социология искусства: в 2-х Т., М.,1978-1979

4. Чернышевский Н.г. Эстетические отношения искусства к действительности. – Избр. Эстет. Произведения. М.,1974

5. Хейзинга Й. Homo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры.1992

6. Шеллинг Ф. Философия искусства. М..1966

7. Шиллер Ф. собрание сочинений, т.1-7. М.,1955-1957

Дополнительная

1. Берн Д. Игры, в которые играют люди. М.,1991

2. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М.1978

3. Столович Л.Н. Искусство и игра. М., 1987

4. Червяков И.В. Игра и художественная деятельность. М., 1991

5. Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства

6. Бычков В.В. Эстетика. М.,2002

7. Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики. От Сократа до Гегеля. М.1979

8. Кривцун О.А. Эстетика. М.1978

9. Гилберт К., Кун Г. История эстетики. М.,1960

10. Эстетика. Словарь. М.,1989

11. Бореев Ю. Эстетика. М.1988

Неделя 2:

Тема: Эстетика античности.

Литература.

Обязательная:

1. Гегель Г. Эстетика. т.4, М., 1973.

2. Платон. Апология Сократа, Гиппий Больший, Ион. Соч. в 3-х т. Т.1., М.,1968

3. Платон. Пир. Соч. в 3-хт. Т.2. М.,1968

Дополнительная:

1. Античность как тип культуры. М., 1988.

2. Античная цивилизация. М., 1973.

3. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии.М.,1957.

4. Лосев А.Ф. История античной эстетики. т.1-4, М., 1963-74.

5. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Соч. в 2-х тт. т.1, М., 1990.

6. Словарь античности. М., 1989

7. Татаркевич В. Античная эстетика. М.,1977

Неделя 3:

Эстетика Возрождения

Литература

Обязательная

1. Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве, т1-2., М.,1935

2. Альберти Леон Батиста. Сборник статей. М.,1977