Смекни!
smekni.com

Курс состоит из лекционных и семинарских занятий. Проводится два письменных тестирования, необходимо написание а. Условия и критерии выставления оценок (стр. 1 из 3)

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ 2003-04 учебный год

Специальность: ФИЛОСОФИЯ

Эстетика

(5 семестр, лекций 36, семинаров – 18 часов, экзамен – 5 семестр)

Кредит 3

Лекции: 36

Семинарские занятия: 18

Преподаватель: к.ф.н. Матюшова Мария Петровна

Кафедра: онтология и теория познания

Часы консультаций (индивидуальной работы со студентами):

(или по договоренности)

телефон: 434-50-88

E-mail:

Описание курса

Задачей курса является приобретение студентами базовых знаний в области эстетики. Целью курса является подробный анализ основных категорий эстетики на основе исторического материала.

Содержание курса. В курсе рассматривается история эстетических учений от античности до середины XIX в. Анализируются основные категории эстетики, показывается эволюция и специфика искусства как формы человеческой деятельности. Особое внимание уделяется характеристике таких категорий как прекрасное, гармония, мера, норма, мастерство, совершенство.

Организационно-методическое построение курса. Курс состоит из лекционных и семинарских занятий. Проводится два письменных тестирования, необходимо написание реферата.

Условия и критерии выставления оценок: От студентов требуется посещение лекций и семинарских занятий, обязательное участие в аттестационно-тестовых испытаниях, работа над первоисточниками, написание реферата. Особо ценится активная работа на семинаре (умение вести дискуссию, творческий подход), а также качество подготовки реферата, контрольных работ, конспектов.

Балльная структура оценки:

Посещение занятий – 10 баллов

Внутрисеместровая аттестация - 25 баллов

Конспекты - 20 баллов

Работа на семинаре - 18

Реферат - 10

Итоговая аттестация - 25

Всего – 108 баллов

Шкала оценок:

Неуд

3

4

5

Кредит

Сумма баллов

F

FX

E

D

C

B

A

2

2+

3

3+

4

5

5+

3

108

менее 37

37

55

64

73

91

100

Пояснение оценок
A Выдающийся ответ
B Очень хороший ответ
C Хороший ответ
D Достаточно удовлетворительный ответ
E Отвечает минимальным требованиям удовлетворительного ответа
FX Оценка 2+ (FX) означает, что студент может добрать баллы только до минимального удовлетворительного ответа
F Неудовлетворительный ответ (либо повтор курса в установленном порядке, либо основание для отчисления)

ТЕМЫ Лекций

Семестр (сентябрь 2005- январь 2006)

Неделя 1: 2005

Тема: Предмет эстетики как науки. Эстетическая деятельность и эстетическое сознание.

Предмет эстетики. Предпосылки возникновение эстетической деятельности и ее особенности. Идея биологического происхождения эстетического чувства (Ч. Дарвин). Теория возникновения искусства из игры ( Хейзинга, Финк). Происхождение искусства и магия. Структура эстетического сознания.

Эстетическая потребность, эстетическое чувство, вкус, идеал, оценка.

Литература:

Обязательная:

  1. Адорно Т. Эстетическая теория. М.,2001
  2. Лукач Д. Своеобразие эстетического. Соч. в 4-х тт. М.,1986. Т.1,3
  3. Плеханов Г.В. Письма без адреса. – Эстетика и социология искусства: в 2-х Т., М.,1978-1979
  4. Чернышевский Н.г. Эстетические отношения искусства к действительности. – Избр. Эстет. Произведения. М.,1974
  5. Хейзинга Й. Homo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры.1992
  6. Шеллинг Ф. Философия искусства. М..1966
  7. Шиллер Ф. собрание сочинений, т.1-7. М.,1955-1957

Дополнительная

  1. Берн Д. Игры, в которые играют люди. М.,1991
  2. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М.1978
  3. Столович Л.Н. Искусство и игра. М., 1987
  4. Червяков И.В. Игра и художественная деятельность. М., 1991
  5. Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства
  6. Бычков В.В. Эстетика. М.,2002
  7. Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики. От Сократа до Гегеля. М.1979
  8. Кривцун О.А. Эстетика. М.1978
  9. Гилберт К., Кун Г. История эстетики. М.,1960
  10. Эстетика. Словарь. М.,1989
  11. Бореев Ю. Эстетика. М.1988

Неделя 2:

Тема: Эстетика античности

Эстетические теории древней Греции, их связь с античным мировоззрением и искусством. Категориальный аппарат античной эстетики (прекрасное, гармония, мера, канон). Эстетика Сократа и Платона.

Литература.

Обязательная:

  1. Гегель Г. Эстетика. т.4, М., 1973.
  2. Платон. Апология Сократа, Гиппий Больший, Ион. Соч. в 3-х т. Т.1., М.,1968
  3. Платон. Пир. Соч. в 3-хт. Т.2. М.,1968

Дополнительная:

  1. Античность как тип культуры. М., 1988.
  2. Античная цивилизация. М., 1973.
  3. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии.М.,1957.
  4. Лосев А.Ф. История античной эстетики. т.1-4, М., 1963-74.
  5. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Соч. в 2-х тт. т.1, М., 1990.
  6. Словарь античности. М., 1989
  7. Татаркевич В. Античная эстетика. М.,1977

Неделя 3:

Тема: Эстетика античности.

Лекция 2: Эстетика Аристотеля.

Определение прекрасного. Учение о подражании. Смысл катарсиса. Классификация искусств.

Литература.

Обязательная:

  1. Аристотель. Поэтика. Л., 1957.
  2. Гегель Г. Эстетика. т.4, М., 1973.

Дополнительная:

  1. Античность как тип культуры. М., 1988.
  2. Античная цивилизация. М., 197311.
  3. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.,1957.
  4. Лосев А.Ф. История античной эстетики. т.1-4, М., 1963-74.
  5. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Соч. в 2-х тт. т.1, М., 1990.
  6. Словарь античности. М., 1989
  7. Татаркевич В. Античная эстетика. М.,1977

Неделя 4:

Тема: Эстетика эллинизма.

Эллинизм как синтез культур. Учение стоиков о природе как о космическом художнике. Учение о симметрии как основе и сущности красоты. Скептики о невозможности существования объективных критериев науки об искусстве. Витрувий и его учение об архитектуре.

Неоплатонизм (Плотин, Прокл).

Литература.

Обязательная:

  1. Апулей. Метаморфозы. М., 1956.
  2. Вергилий. Энеида. М-Л., 1933
  3. Витрувий Десять книг об архитектуре. М.,1936
  4. Наука любви. М.1990
  5. Секст-Эмпирик. Сочинения в двух томах. М.,1975-1976
  6. Прокл. Первоосновы теологии. Тбилиси,1972

Дополнительная:

  1. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т.У., М., 1979.
  2. Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика I-II вв.н.э. М.,1979.
  3. Бычков В.В. Эстетика поздней античности. II-III вв. М., 1981.
  4. История римской литературы. Т.1, П.М., 1952-54 .
  5. Искусство Древнего Рима. Т.1, П. М., 1985.
  6. Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. М.-Л., 1950
  7. Тарн В. Эллинистическая цивилизация. М., 1949
  8. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977.
  9. Тацит К. Соч., т.1, П. Л., 1969.

Неделя 5:

Тема: Эстетика Средневековья.

Поздняя античность. Изменение эстетического идеала под влиянием христианской идеологии. Западная патристика. Эстетические идеи в концепциях Августина, Фомы Аквинского.

Литература.

Обязательная:

  1. Августин М.А. Исповедь. М., 1991.
  2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.М.,1989.
  3. Данте А. Божественная комедия. М..1969
  4. Данте А. Малые произведения. М.,1968
  5. Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике. С-П., 2003

Дополнительная:

  1. Бычков В.В. Эстетика поздней античности П-Ш века. М., 1981.
  2. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.,1972
  3. Идеи эстетического воспитания. т.1-2. М.,1974
  4. Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
  5. Музыкальная эстетика Западной Европы западноевропейского средневековья и Возрождения. М.,1966
  6. Ястребицкая А.П. Западная Европа ХI - XIII вв. М., 1978.

Неделя 6:

Тема. Эстетика Возрождения.

Гуманистические идеалы искусства Ренессанса, отражение их в эстетике Альберти, Пико дела Мирандола, Леонардо да Винчи. Проблема прекрасного в эстетике Возрождения. Проблемы теории искусства в ренессансной эстетике. Эстетика маньеризма.

Литература

Обязательная

  1. Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве, т1-2., М.,1935
  2. Альберти Леон Батиста. Сборник статей. М.,1977
  3. Вельфин Г. Ренессанс и барокко. С-П.,2004
  4. Леонардо да Винчи. Книга о живописи. М.,1934
  5. Леонардо да Винчи. Избранные произведения, т-1-2, М.-Д,1935
  6. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.
  7. Пико дела Мирандола. Речь о достоинстве человека.//Эстетика Ренессанса. М.,1981.,Т.1

Дополнительная

  1. Аллем Г.фон. Ренессанс в Италии. М., 1916.
  2. Баскин М.П. Об эстетических теориях европейского средневековья и Возрождения. – Из истории эстетической мысли древности и средневековья. М,1961
  3. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.
  4. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. Его связь с современными духовными и интеллектуальными движениями. М., 1973.
  5. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. М.,1977
  6. Буркгард Я. Культура Италии эпохи Возрождения. СПб.,1904-1906
  7. Вазари Дж. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения. СПб., 1992.
  8. Вельфлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. Л., 1934.
  9. РутенбургВ.И. Титаны Возрождения. СПб., 1991.

Неделя 7: