Студент является основным участником образовательных отношений, и, следовательно, главным элементом правового регулирования в этой сфере. Вуз в процессе выполнения своих основных социальных функций формирует различные категории обучающихся, однако именно студенты составляют ядро, стержень отношений в системе высшего образования. Ради них запускается весь механизм реализации конституционного права граждан на ВПО.
Статус студента дает картину тесной взаимосвязи норм различных отраслей права как относительно самостоятельных частей единой системы действующего права. Длительное время господствовало мнение, что студент - объект административно-правового регулирования, то есть "публичного" интереса. Следствие этих подходов можно наблюдать сегодня на практике: в вузах в известной степени сохраняется ориентация на государственное регулирование даже тех вопросов, которые охватываются понятием академических свобод или вузовской автономии, то есть должны регламентироваться самими вузами. Наряду с этим возможности и академические свободы студентов вводятся в жесткие рамки локального регулирования, множественных нормативных предписаний, в то время как многие принципиальные вопросы, наоборот, не регламентируются, учебная администрация и преподаватели следуют обычаям и традициям вуза, собственной привычке, исповедуя авторитарный дух организации обучения. Так, наряду с известными Положениями - о курсовых экзаменах и зачетах, о курсовых, магистерских работах, о рейтинговой системе оценки студентов в вузе и др., в вузах существует неписаное правило писать диплом только на выпускающей кафедре, не допускается изменение темы дипломной работы или смена руководителя, экзаменаторы требуют конспект лекций на экзаменах; как правило, не существует четкого регламента работы ГАК, часто не разрешается пересдача на повышенную оценку и т. п.
Зачастую студент из активного участника образовательного процесса превращается в пассивного потребителя-исполнителя, что противоречит и целям образования, и принципам политики властей в молодежной сфере. Демократичный по сути своей, государственный образовательный стандарт в приложении к студенту конкретного вуза превращается в жесткие рамки учебного плана и графика учебного процесса. С учетом сложившейся ситуации следовало бы нормативно закрепить права студентов в учебно-воспитательном процессе, а также развить различные возможности выбора в рамках государственного образовательного стандарта (ГОС) в процессе обучения, вплоть до перерывов в учебе, набора зачетных единиц и т. д.
Поскольку правовой статус является сердцевиной нормативного выражения основных принципов взаимоотношений между личностью и государством, представляет по сути своей систему эталонов, образцов поведения, поощряемых и защищаемых государством от нарушений и, как правило, одобряемых обществом , в статусе студента должна найти отражение демократизация всех сфер общественной жизни, в том числе образования.
В последние годы возникла концепция образовательного права как комплексной отрасли, регулирующей отношения в сфере образования путем привлечения, через определенную трансформацию, норм других отраслей. Полагаем, что создание универсальной многомерной модели статуса студента в рамках образовательного права позволит обеспечить надлежащую всестороннюю гарантированность реализации конституционного права граждан на ВПО.
Только сочетание прав, обязанностей и ответственности позволяет обеспечивать личные и публичные интересы. В этом плане образовательные отношения особенно показательны. Образование, особенно высшее, - важнейший фактор экономического и социального прогресса общества. Не случайно право на образование относят к общественному долгу , проблемы образования рассматриваются в контексте национальной безопасности. Свобода осуществления субъективного права на образование упирается в ответственность носителя этого права за его надлежащую реализацию, за собственные действия в процессе обучения, общежития, иных форм социализации.
Многие авторы (Д.Н.Бахрах, С.В.Барабанова) справедливо полагают, что государство в условиях рынка не может быть единственным субъектом, полностью обеспечивающим реализацию и защиту всех социально-экономических прав, в том числе и права на образование. Государство создает все многообразие условий для развития человека — формирование социокультурного пространства, стимулирование творческого роста, использование его талантов и возможностей, проведение в жизнь принципов социальной справедливости и т.д. И далее это уже задача самого человека — использовать предоставленные ему возможности, включиться в систему социокультурных отношений, реализовать свое право на высшее профессиональное образование.
В этой ситуации возрастает роль вуза как структуры, непосредственно обеспечивающей возможность получения высшего образования. Однако из содержания действующего образовательного законодательства юридическая связь вуза и студента не очевидна. Студенты, обучающиеся с оплатой стоимости обучения, заключают договор - но здесь важно не впасть в другую крайность, сведя их отношения к обычному гражданско-правовому договору. Представляется целесообразным использовать аналогию с трудовым договором и ввести в законодательство понятие "образовательный договор", имея в виду обязательное заключение договора между вузом и студентом, устанавливающего конкретные права, обязанности и взаимную ответственность сторон в течение всего срока обучения. Несмотря на название "образовательный договор", в нем должны быть отражены все стороны вузовской жизнедеятельности - кроме учебного процесса, это и участие в научных исследованиях, воспитательный процесс, проблемы поддержания правопорядка и обеспечения сохранности имущества, возможности трудоустройства как во время обучения, так и по окончании вуза, социальные права (культурно-массовые мероприятия, льготные путевки и проч.), меры юридической защиты и т. д.
Статус студента во многом обусловлен процедурами и условиями его вхождения в административный коллектив. Именно на стадии приема, в процессе возникновения и формирования образовательных отношений определяются дальнейший объем прав, обязанностей, их возможные ограничения. Правовые основания возникновения прав и свобод, обязанностей и ответственности студента (зачисление в вуз и все, что этому предшествует, - сложный юридический состав) также должны рассматриваться как элемент его правового статуса. Таким образом, сложная конструкция статуса студентов с переплетением прав и обязанностей, свобод и ответственности начинается с правовых оснований возникновения статуса и логично должна быть завершена гарантиями реализации этого статуса.
Объем правосубъектности, или конкретное правовое положение студента зависит от различных обстоятельств. В его основе лежат общие права, обязанности и ответственность обучающегося, закрепленные в законодательстве и иных нормативно-правовых актах об образовании. Также его обуславливают такие факторы, как статус вуза - государственный или негосударственный (аккредитованный или нет); ведомственная принадлежность вуза; источник финансирования обучения - средства бюджета, физических или юридических лиц; наличие договора на обучение - между вузом и органами местного самоуправления, иных договоров, допустимых Порядком приема, двух- или трехстороннего договора с участием работодателя; целевой характер обучения; индивидуальные способности студента и предшествующий уровень его образования; право на льготы (сиротам, участникам боевых действий, жертвам аварии на ЧАЭС, студентам из семей с низким доходом и др.) и т. д.
Статус студента включает базовую и факультативную части. Базовая часть - это общие права и обязанности, обусловленные его добровольным вхождением в административный коллектив, то есть "коллективные" права, общие для любого члена этого коллектива. Это неизменный для всех категорий обучающихся блок, статичное ядро - минимальный (хотя и довольно значительный) набор прав, обязанностей и ответственности, а также гарантии, его обеспечивающие. Они определяются законодательными и иными нормативными актами, прежде всего, Законом РФ "Об образовании" (ст. 50). В то же время следует подчеркнуть изначальную недостаточность существующей правовой регламентации - нормы носят слишком общий характер и содержат частые отсылки к уставу учебного заведения. В устав можно не внести ничего более конкретного, решая все возникающие вопросы методом оперативного реагирования - приказами и распоряжениями по вузу. Тем самым студенты лишаются стабильной правовой основы своего пребывания в вузе и конкретных гарантий своего статуса.
Проведен анализ более 100 действующих уставов государственных вузов различной ведомственной подчиненности (преимущественно Минобразования России) и разных видов; изучен ряд уставов муниципальных и негосударственных вузов. Можно сделать однозначный вывод о том, что вузы, несмотря на предоставленную нормативными актами возможность (а для негосударственных вузов это их обязанность - ст. 11-1 закона РФ "Об образовании", п. 10 ст. 16 ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"), не уделяют достаточного внимания проблеме локальной регламентации статуса студента. Формулировки уставов, посвященные правам студента, просто копируют нормы названных законов и Типового положения о вузе. Вузы, подчиненные одному министерству - образования, культуры, здравоохранения и т.д., в основном копируют друг друга в части установления прав и обязанностей студентов. Это касается, например, условий перевода с платного обучения на бесплатное, порядка и срока восстановления лиц, отчисленных по неуважительным причинам, процедур дисциплинарного производства и др. В уставах негосударственных вузов конкретики в этой части также очень мало, формулировки носят самый общий характер. Следовательно, при существующей практике, необходимо просто ввести в закон четкие предписания, и вузы, в том числе негосударственные и муниципальные, с готовностью их воспроизведут в своих уставах.