Смекни!
smekni.com

Защита детей как аспект международного гуманитарного права (стр. 5 из 7)

Другое значимое событие — вступление в силу 1 июля 2002 года Римского статута Международного уголовного суда, признающего призыв и принятие на службу добровольцев до 15 лет военным преступлением.

Помимо международно-правовых актов все общества могут опираться на свои собственные местные системы ценностей, включая те нормы, которые регулируют гражданские отношения и применяются в вооруженных конфликтах. Во все века общество признавало за собой особую обязанность защищать детей от какого бы то ни было вреда.

Однако сегодня, особенно в периоды затяжных конфликтов, мы все чаще сталкиваемся с крушением традиционных норм и социальных кодексов поведения, что влечет за собой самые ужасные последствия для гражданского населения. В образующемся «нравственном вакууме» возможно все. Здесь уже не проводится никаких различий между мирными жителями и комбатантами. Жертвами в борьбе одержимых властью становятся все: дети, женщины, старики.

В таких ситуациях Специальный представитель поощряет возрождение крайне важных местных систем ценностей — ценностей, которые отвечают интересам обеспечения прав, защиты и благополучия детей. В частности, следует поддерживать и укреплять роль тех институтов и общинных структур, которые в норме обеспечивают формирование нравственных устоев, таких, как родители, более широкий круг родственников, старейшины, учителя, школы и религиозные институты.

2.2. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

За последние 50 лет страны мира разработали впечатляющую совокупность международных правозащитных и гуманитарных документов. Некоторые из них посвящены обеспечению прав, защиты и благополучия детей. Наиболее важными из них в этом отношении являются Всеобщая декларация прав человека,[19] Конвенция о правах ребенка,[20] Конвенция о запрещении применения накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении (Оттавская конвенция), которая вступила в силу в марте 1999 года; а также Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные протоколы к ним 1977 года.

Однако результативность этих документов на местах по-прежнему является ничтожно низкой. Слова на бумаге не могут спасти детей и женщин, находящихся в опасности. Специальный представитель необходим, чтобы международное сообщество перенаправило свою энергию с задачи разработки правовых норм на политическую деятельность по обеспечению их применения и соблюдения на местах. Этого можно добиться, если международное сообщество проявит готовность использовать для этого свое значительное коллективное влияние.

Чтобы оценить деятельность Специального представителя и ее влияние на складывающуюся ситуацию необходимо рассмотреть случаи вооруженных конфликтов с участием детей и предпринимаемых мер в связи с этим.

Судан.

Специальный представитель посетил Судан в июне 1998 года и в марте 1999 года, где проводил обсуждения с представителями правительства и Народно-освободительного движения Судана.

Во время этих двух посещений страны правительство подтвердило свою приверженность выполнению своего обещания относительно оказания содействия в предпринимавшихся усилиях по обеспечению освобождения детей, которые были похищены группами угандийских повстанцев в северной части Уганды.

· В течение 1998 года в сотрудничестве с правительством Судана были освобождены и репатриированы в Уганду две группы похищенных детей.

Обязательства, взятые на себя правительством:

Правительство Судана подтвердило свое политическое и юридическое обязательство не вербовать и не использовать в военных действиях детей, не достигших 18 лет.

· По имеющейся информации, регулярные и нерегулярные правительственные войска, планируя крупные наступления, вербуют школьников младше 18 лет.

В ходе обоих посещений Специальный представитель настоятельно призывал правительство выполнить свое обязательство по допущению группы по оценке гуманитарной ситуации в удерживаемые Народно-освободительным движением Судана (НОДС ) районы в Нубийских горах.

· В июне 1999 года межучрежденческая группа Организации Объединенных Наций по оценке гуманитарной ситуации смогла выполнить эту миссию.

Во время второго посещения правительство приняло на себя обязательство не применять противопехотные мины в южной зоне конфликта и сотрудничать с Организацией Объединенных Наций и соответствующими НПО в осуществлении программ информирования о минной опасности и операций по разминированию на юге страны. В 2002 году было учреждено Национальное управление по разминированию.

· Правительство успешно сотрудничает в проведении деятельности по разминированию в восточной части страны и в районе Нубийских гор. Однако противопехотные мины по-прежнему применяются в оборонительных целях в южных регионах страны.

Обязательства со стороны (НОДС), принятые в марте 1999 года:

НОДС одновременно с правительством обязалось не применять противопехотные мины в южной зоне конфликта и сотрудничать с Организацией Объединенных Наций в осуществлении программ информирования о минной опасности и проведении мероприятий по разминированию на юге. В данные программы входит также обязательство сообщать месторасположения противопехотных мин.

· НОДС сотрудничало с ООН и другими организациями по проведению на занимаемой ими территории деятельности, связанной с сообщением месторасположения противопехотных мин. После 1999 года была учреждена Вторая суданская неправительственная организация по проведению противоминной деятельности. В 2002 году в Судане начала свою деятельность Служба ООН по противоминным мероприятиям. Существуют доказательства того, что СНОД выполняет свои обязательства не использовать противопехотные мины, о чём неоднократно было сделано публичное заявление.

Специальный представитель получил гарантии со стороны руководства НОДС о предупреждении разграбления гуманитарной помощи местными командирами НОДС, путем назначения новых политических и военных руководителей.

В начале 1999 года состоялась конференция по обсуждению проблемы незаконного присвоения командирами гуманитарной помощи. В конференции приняли участие представители из числа гражданских и военных лиц НОДС, различные учреждения ООН, неправительственные организации, представители гражданского общества Судана. Хотя присвоение гуманитарной помощи всё ещё продолжается, масштабы данного явления в 2002 году определённо не такие большие, как 1998 году и в начале 1999 года.

Шри-Ланка.

Специальный представитель посетил Шри-Ланку в мае 1998 года. В то время он провел переговоры с представителями правительства и имел встречу с руководством организации «Тигры освобождения Тамил-Илама» (ТОТИ).

Обязательства со стороны правительства:

Правительство вновь подтвердило свое обязательство придерживаться политики отказа от призыва на военную службу детей в возрасте до 18 лет.

· После визита Специального представителя никаких сведений о том, что правительством были завербованы дети младше 18 лет, не поступало.

· Правительство согласилось изучить соответствующие процедуры в целях ускорения процесса утверждения и распределения необходимых поставок гуманитарной помощи и пересмотреть перечень предметов ограниченного пользования, имеющих хождение в зоне конфликта.

· Правительство согласилось ускорить процедуры выдачи разрешений на передвижение населения в затронутых районах.

· В результате визита правительство выполнило свои обязательства.

Обязательства, принятые на себя ТОТИ:

Руководство ТОТИ обязалось не использовать в боевых действиях детей в возрасте до 18 лет и не вербовать детей в возрасте до 17 лет.

· Во время мирных переговоров с правительством в 2002 году ТОТИ публично заявили о своём обязательстве и передали ЮНИСЕФ несколько детей-солдат.

· Руководство ТОТИ обязалось не препятствовать поставкам грузов гуманитарного назначения, предназначенных для распределения среди пострадавших групп населения.

· В результате визита обязательство было выполнено.

Руководство ТОТИ обязалось не препятствовать передвижению перемещенных групп населения, которые изъявили желание возвратиться в районы, находящиеся под контролем правительства.

· Во время мирных переговоров с правительством в 2002 году ТОТИ публично заявили о данном обязательстве.

Организация ТОТИ пообещала не препятствовать возвращению в родные места групп мусульманского населения, перемещенных в результате предыдущих вспышек боевых действий.

· Данный вопрос обсуждается на мирных переговорах между правительством и ТОТИ.

Специальный представитель выразил серьезнейшее беспокойство в связи с совершаемыми нападениями на гражданское население и объекты на всей территории страны. Руководство ТОТИ согласилось с тем, что это — важная проблема, вызывающая законную озабоченность, и обязалось пересмотреть свою стратегию и тактику в этом вопросе.

· Проблема стала ключевым элементом в Соглашении между правительством и ТОТИ по прекращению военных действий, подписанном в марте 2002 года. В результате визита гражданское население и жилища перестали быть объектами нападения.

Российская Федерация и Северный Кавказ 17-24 июня 2002 года.

С 17 по 24 июня 2002 года Специальный представитель посетил Российскую Федерацию, включая три республики — Чечню, Ингушетию и Северную Осетию-Аланию. На него произвело впечатление то гостеприимство, которое ингушский народ и его правительство оказали чеченским вынужденным переселенцам, а также разумные условия и услуги, оказываемые вынужденным переселенцам в Ингушетии. Он также с оптимизмом воспринял тот факт, что наличие в регионе различных конфессий не является фактором конфликтов на Северном Кавказе.