Смекни!
smekni.com

Практическое пособие Борьба против пыток в правоохранительных органах: рекомендации правозащитным организациям (стр. 5 из 33)

В процессуальном законе есть понятие «неотложные следственные действия». Это следственные действия, которые необходимо провести срочно, сразу же после обнаружения признаков преступления. Срочность, неотложность таких следственных действий объясняется тем, что многие доказательства, которые можно получить незамедлительно (например, при осмотре места происшествия), станет невозможно добыть спустя какое-то время, так как они могут быть безвозвратно утрачены. Незамедлительность этих действий настолько важна для раскрытия преступления, что процессуальный закон допускает их проведение даже до того, как формально будет возбуждено уголовное дело.

Несмотря на то, что осуществление неотложных следственных действий является исключительной прерогативой органов следствия, само понятие кажется нам слишком удачным, чтобы отказаться от него в правозащитной практике.

Сотрудник НПО, получивший жалобу о применении пыток, оказывается перед необходимостью как можно быстрее выполнить определенные действия. От того, насколько оперативно и грамотно они будут выполнены, в значительной степени зависит успех расследования. К таким неотложным действиям можно отнести следующие:

1) направление потерпевшего на медицинское освидетельствование;

2) обращение в орган, уполномоченный провести проверку (расследование) и возбудить уголовное дело (в нашем случае это органы прокуратуры);

3) проведение развернутого опроса (интервьюирования) пострадавшего и очевидцев происшедшего.

Определить очередность этих действий вряд ли возможно. Все они должны быть выполнены в максимально короткий срок.

Медицинское освидетельствование

Одно из неотложных действий, которое должен предпринять сотрудник НПО, с целью расследования по жалобе о применении пыток, это помочь потерпевшему зафиксировать возможные телесные повреждения. Для этого пострадавшего нужно как можно быстрее направить в медицинское учреждение – больницу или травмпункт. Необходимо, чтобы сам пострадавший или сопровождающий его сотрудник НПО специально попросил врача максимально подробно зафиксировать все телесные повреждения, которые будут обнаружены, так как это даст возможность впоследствии, при проведении судебно-медицинской экспертизы, установить количество телесных повреждений, их локализацию, время и механизм их причинения. Кроме того, врач обязан подробно изложить со слов потерпевшего обстоятельства причинения ему телесных повреждений. Например: «со слов больного – избит сотрудниками милиции». В этом случае, медицинское учреждение, в которое вы обратились, обязано дать телефонограмму в орган внутренних дел или прокуратуру. Эта телефонограмма является основанием для проведения проверки в порядке ст.109 УПК РСФСР (ст.144 УПК РФ), в ходе которой решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

В тех случаях, когда потерпевший обратился в НПО уже после прохождения осмотра врачом в медицинском учреждении, сотрудник НПО должен решить вопрос о необходимости дополнительного медицинского осмотра. Показания для проведения такого осмотра могут быть следующие:

1) при осмотре в медицинском учреждении были зафиксированы не все телесные повреждения, либо телесные повреждения зафиксированы не достаточно подробно;

2) пострадавший рассказывает о применении пыток, последствия которых не выявлены и, соответственно, не зафиксированы при медицинском осмотре. Например, если пострадавшего пытали электротоком, подсоединяя клеммы к ушам, при этом нанесли ему несколько ударов по голеням ноги и по лицу, то, скорее всего, при медицинском осмотре врач зафиксирует гематомы на лице и ногах, но не станет обращать внимание на уши, где либо вообще может не быть никаких видимых повреждений, либо могут остаться т.н. электрометки, не требующие никакой обработки и исчезающие в течение двух-трех дней. Тем не менее, проведение специального обследования, биопсия поврежденных участков с последующим гистологическим исследованием дает возможность утверждать, что имела место электротравма. То же относится к повреждениям внутренних органов, костей и суставов.

Наиболее весомыми, доказательными, с точки зрения официального следствия и суда, будут являться заключения судебно-медицинской экспертизы. Поэтому, одновременно с подачей в прокуратуру заявления, можно сразу заявить ходатайство о направлении на судебно-медицинскую экспертизу. Задача сотрудников НПО объяснить пострадавшему, что при проведении экспертизы он должен максимально подробно объяснить экспертам, куда и чем наносились те или иные удары. В каких местах он испытывает или испытывал боль. Нужно настойчиво обращать внимание врачей на травмы, которые были получены, но не заметны при поверхностном осмотре.

Дополнительной мерой, которая позволит получить доказательства, может быть осмотр, самостоятельно организованный и проведенный сотрудниками НПО. Иногда этот способ может оказаться единственно возможным, (например, когда пострадавшего осматривают в условиях заключения и нет возможности привлечь к осмотру врача, либо врач находится под давлением администрации и не может объективно свидетельствовать.)

Здесь мы приводим некоторые рекомендации, для проведения осмотра, однако необходимо помнить, что лучше привлечь для этой работы специалиста, обладающего специальными знаниями. Необходимо помнить, что оценивая достоверность предоставленных вами сведений, полученных в результате осмотра пострадавшего, следователь (а позже – суд) будут учитывать медицинскую квалификацию того сотрудника, который производил осмотр и документирование. Поэтому крайне важны не только опыт и знания, но и профессиональный статус медика, привлеченного для проведения осмотра. Например, в штате Нижегородского Комитета против пыток, эту работу выполняет врач, имеющий высшую категорию, прошедший специализацию по судебной медицине и имеющий соответствующий сертификат.

Экспертиза в ходе следствия может не быть проведена, либо (что часто случается) будет проведена спустя значительное время, когда уже невозможно точно установить время и характер полученных повреждений, а многие следы пыток исчезнут бесследно. Но свидетельства специалиста, составленные им при осмотре документы, фотографии либо видеозапись, окажут бесценную помощь в установлении и доказывании истины.

Неотложный характер проведения медицинского осмотра и экспертизы определяется тем, что повреждения на теле человека могут быстро зажить или измениться таким образом, что невозможно будет точно определить время и обстоятельства, при которых они были получены. В некоторых случаях, например при пытках током, счет может идти буквально на часы.

Здесь следует сделать еще одно немаловажное замечание. Нередко в ходе следствия возникает вопрос о том, действительно ли зафиксированные повреждения были получены при обстоятельствах, о которых рассказывает пострадавший. Например, гражданин С., избитый сотрудниками Сормовского районного управления внутренних дел (РУВД) Нижнего Новгорода, был отпущен на свободу и обратился к врачу на следующий день. Прокуратура района, проведя проверку его заявления, отказала в возбуждении уголовного дела. В отказе, в частности, было указано, что между временем освобождения С. (около 9 часов утра) и временем медицинского осмотра (около 11 часов следующего дня) прошло достаточно много времени, что дает основания предположить, что травмы, зафиксированные при медицинском осмотре, были получены уже после освобождения С. из под ареста. Эта ситуация является достаточно типичной. Поэтому необходимо по возможности сократить «временной разрыв» между временем происшествия и медицинским осмотром. Если есть возможность, нужно заполнить этот разрыв присутствием других людей. Например, в описанной выше ситуации, избитый милиционерами С. отправился к своему приятелю, где и находился до следующего дня. Вместе с приятелем они на следующий день приехали в больницу. Вызвав в качестве свидетелей этого приятеля и членов его семьи, удалось заполнить временной разрыв и доказать, что С. не получал травм после освобождения. Если бы он провел эти сутки в одиночестве, исключить версию милиционеров было бы невозможно. Однако, было бы еще лучше, если бы С. сразу же после освобождения взял такси и отправился к врачу. В этом случае и временной разрыв был бы минимальным, и водителя такси можно было бы привлечь в качестве свидетеля того, что С. сел в машину около РУВД уже избитым и вышел из машины рядом с медицинским учреждением, где был проведен осмотр.

Рекомендации для проведения медицинского осмотра[3]

Физические доказательства.

Документирование телесных повреждений проводится в порядке визуального осмотра. Такой осмотр, безусловно, можно проводить только с согласия потерпевшего, полученного после пояснения, зачем такой осмотр проводится.

При осмотре важно получить объяснения потерпевшего о том, что и как с ним происходило. Это позволит зафиксировать больше малозаметных признаков причинения телесных повреждений. Особо следует обращать внимание на:

– любые заметные телесные повреждения, такие, как гематомы (опухоли, ушибы), ожоги, порезы или содранная кожа;

– любые затруднения в движении, например, при ходьбе, сгибе локтевых и коленных суставов, наклонах или сидении;

– любые отклонения формы или положения спины, рук или ног (например, ноги, опухшие в результате длительного пребывания в камере, наполненной водой);

– внешние признаки плохого самочувствия: отеки, нездоровый цвет кожи, затрудненное дыхание и т.п. (такие признаки могут иметь последствие применение пыток, к примеру, – удушением).

При документировании обнаруженных признаков необходимо учитывать следующее: