– запись осмотра представляется в системном изложении, максимально приближенном к протокольной форме;
– при описании телесного повреждения отмечается его особенности – МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ, РАЗМЕР, ФОРМУ, ЦВЕТ и ТИП (порез, ушиб, ожог и пр.), – и дается подробное описание. Например: «темно-синяя опухоль круглой формы, 4 см в диаметре, на внешней стороне правой руки, в десяти сантиметрах от локтя»;
– при описании размеров повреждения по возможности пользуйтесь линейкой, в противном случае можно определять размер на глаз путем сравнения с каким-либо стандартным предметом;
– фотографии, в том числе любительские, могут впоследствии оказаться полезными для экспертов. В идеальном случае они должны включать одно фото, в котором можно точно увидеть общее расположение телесных повреждений, и фотографии с более близкого расстояния, на которых видно в подробностях каждое отдельное повреждение. Эти фотографии должны включать какой-либо сравнительный указатель размера, предпочтительно линейку, хотя достаточно будет и обычного предмета, такого, как спичечный коробок. Также желательно указать дату.
Отдельно полезно сделать заметки по объяснениям потерпевшего, (включая дословные цитаты): какими предметами (орудиями) либо действиями были причинены те или иные повреждения, а также о симптомах, наблюдавшихся сразу после инцидента. Например: «три дня у меня была сильная тошнота и головокружение, и сейчас у меня сохраняется повышенное давление» или «неделю назад я не мог поднять руку, а сейчас могу ей двигать, но чувствую онемелость в руке».
Психологические доказательства.
Даже тяжкие формы пыток при умелом применении могут не оставить явных физических следов, однако вызывают серьезные психологические последствия. Это особенно характерно для тех случаев, когда жертва подвергалась изощренным физическим страданиям или психологическому воздействию.
Такие пытки, как пытки удушением, электротоком, могут не оставлять заметных физических травм, но, направленные на разрушение психики, влекут глубокие психологические травмы, заметные в поведении. Такие последствия имеют и нравственные страдания, причиняемые унижением, запугиванием, угрозой смерти потерпевшему или его близких, содержанием в условиях, причиняющих глубокое страдание (в тесных, душных и темных камерах, в воде).
Наблюдения за манерой поведения, речью, реакцией потерпевшего необходимо связывать со сделанным им описанием своих переживаний. Это могут быть описания кошмаров, мыслей о самоубийстве, страха и угнетенного состояния. Крайне важно следить, чтобы расспросы не причиняли излишнюю боль потерпевшему. Поэтому, в процессе беседы следует напоминать, что разговор можно прекратить в любое время.
Впоследствии свои наблюдения можно представить эксперту для интерпретации документированных признаков.
В качестве признаков психологических последствий пыток можно отметить следующие:
– Указывающие на источник стресса. Это мысли о повторно переживаемых травматических инцидентах, повторяющиеся навязчивые и беспокоящие воспоминания о происшедших событиях, постоянные беспокойные сновидения в связи с инцидентом, внезапные изменения поведения или ощущения того, что события снова повторятся.
– Стресс, связанный с событиями, которые символизируют пытки или похожи на них. Это проявляется, как настойчивые попытки избежать воздействий, ассоциируемых с травмой и общим эмоциональным онемением.
– Симптомы повышенного возбуждения. Например, проблемы с засыпанием, раздражительность и вспышки гнева, проблемы с сосредоточением. Интервьюер может отметить у интервьюируемого беспокойство, возбуждение или повышенную степень пугливости.
Учитывая субъективность описания психологических симптомов, важно получить подтверждающие доказательства от членов семьи или друзей. Подобного, например, типа: «Он просыпается в холодном поту посреди ночи и кричит из-за того, что ему снятся кошмары, в которых его пытают», – или – «Он очень легко выходит из себя. До ареста он был добродушным и спокойным», – или – «Она всегда избегает проходить мимо места, где ее арестовали».
Обращение в прокуратуру
Другим неотложным действием является подача официальной жалобы (заявления) в прокуратуру. С точки зрения закона (ст.108 УПК РСФСР, ст.140, 143 УПК РФ) поводом для возбуждения уголовного дела может являться как заявление пострадавшего, так и «информация о совершенном или готовящемся преступлении из иных источников», в т.ч. обращение общественной организации. Получив от гражданина заявление о применении пыток, правозащитники просто обязаны сделать заявление об этом в прокуратуру, так как применение пыток в любом случае является тяжким уголовным преступлением, а лица, имеющие информацию о совершенном, либо подготавливаемом преступлении обязаны сообщить об этом в правоохранительные органы.
Однако, исходя из практики, подача заявления от имени пострадавшего необходима. Одновременно НПО может от своего имени обратиться в прокуратуру с заявлением, приложив к нему жалобу пострадавшего. Нередко бывает, что добросовестность и оперативность, с которой работники прокуратуры будут проверять заявление потерпевшего, зависят именно от того, что это заявление находится «на контроле» в общественной организации, которая способна (если конечно способна) обеспечить пострадавшему квалифицированную юридическую и финансовую помощь (например, бесплатно предоставив адвоката), привлечь интерес СМИ и т.д. Итак, задача сотрудников НПО, в данном случае, помочь пострадавшему подать заявление в прокуратуру и направить туда же свое собственное заявление.
За время практической работы по проверке жалоб сотрудникам Комитета пришлось прочитать не одну тысячу жалоб и заявлений. Приходилось присутствовать при рассмотрении таких заявлений работниками правоохранительных органов. Исходя из этого опыта, можно дать несколько универсальных советов по составлению заявления.
Во-первых, заявление должно быть предельно лаконичным. В заявлении необходимо указать кем, когда и где против потерпевшего были совершены противоправные действия. В чем именно эти противоправные действия заключались. Если речь идет о применении пыток сотрудниками правоохранительных органов, необходимо указать, что потерпевшего пытали именно работники милиции. Не имеет смысла перегружать заявление перечислением мелких подробностей, которые возможно и являются важными для расследования, но сообщать их именно сейчас нет необходимости. И чего уж совсем не нужно делать, так это заполнять заявление своими собственными оценками и эмоциями. Иногда заявление больше похоже на некий трактат на тему несправедливого общественного устройства. В нем есть все – и рассуждения о правовом государстве, и о правах человека, и о повальной коррупции, – вот только непонятно кто, кого, когда и при каких обстоятельствах пытал. Проверять такие заявления сложней, так как необходимую информацию приходится получать в ходе опросов, которые требуют дополнительного времени, и которых можно было бы избежать. Следовательно, такие заявления имеют меньше шансов достигнуть цели. Нужно понимать, что для сотрудника прокуратуры, рассмотрение подобных заявлений это каждодневная, рутинная работа. И чем больше в вашем заявлении будет «воды», тем больше вероятность того, что на что-то действительно важное сотрудник прокуратуры не обратит внимания. Не исключено, что озабоченный своими тяжкими обязанностями сотрудник прокуратуры вообще не дочитает вашего заявления до конца. Заявления не следует писать объемом больше одной страницы. Из тех же соображений заявление лучше напечатать. Этим вы упростите и ускорите работу с ним. Образцы заявлений, которые могут быть использованы на практике, представлены в приложении.
Правозащитная организация, направляя заявление в прокуратуру, безусловно, должна исходить из того, что изложенные в жалобе пострадавшего факты требуют проверки. Пострадавший, даже не имея доказательств, имеет право утверждать: «Меня били, меня пытали», и – это происходило с ним и он это знает. НПО на этой стадии, как правило, не имеет доказательств того, что пытки действительно применялись. Поэтому, утверждать в своем заявлении, что факт имел место – безответственно. Необходимо сослаться на жалобу пострадавшего и указать: «…со слов заявителя нам стало известно… и т.д.» Некорректно заканчивать свое заявление требованием или просьбой привлечь кого-либо к уголовной ответственности, либо возбудить уголовное дело. Это был бы безусловный признак вашей необъективности. Вполне возможно, что ваш заявитель лжет, либо добросовестно заблуждается относительно обстоятельств дела. Гораздо более грамотно предложить сотрудникам прокуратуры провести проверку фактов, изложенных в заявлении пострадавшего в порядке ст. 109 УПК РСФСР (ст.144 нового УПК РФ) и принять меры в соответствии с законом. Делать выводы, просить или требовать что-либо у сотрудников прокуратуры можно и нужно, но только после того как вас появятся для этого аргументы, основанные на законе и доказанных фактах.
Куда подавать жалобу? Этот вопрос, казалось бы, не должен вызывать никаких затруднений ни у пострадавших, ни у правозащитников. И, тем не менее, на практике мы очень часто сталкиваемся с тем, что зря потеряны время, силы, возможности добывания доказательств только из-за того, что заявление пострадавшего очень долго бродило по бесчисленным инстанциям различных государственных органов, которые не смогли, да и не могли его рассмотреть. В процессуальном законе есть понятие «подследственность». Статья 126 УПК РСФСР (ст.151 УПК РФ) четко указывает, какому органу по подследственности надлежит рассматривать конкретную жалобу (заявление) о совершенном преступлении, принимать решение о возбуждении уголовного дела, проводить предварительное следствие. В нашей практике это почти всегда прокуратура первого звена. Например, для г. Нижнего Новгорода это районные прокуратуры, для городов Нижегородской области, это городские прокуратуры. Именно эти органы могут и должны рассматривать заявления, проводить проверки, возбуждать уголовные дела и проводить предварительное следствие.