Смекни!
smekni.com

Практическое пособие Борьба против пыток в правоохранительных органах: рекомендации правозащитным организациям (стр. 1 из 33)

Нижегородская региональная общественная организация

«Комитет против пыток»

Региональная общественная организация

«Нижегородское общество прав человека»

Практическое пособие

Борьба против пыток

в правоохранительных органах:

рекомендации правозащитным организациям

Нижний Новгород

2002

«Борьба против пыток в правоохранительных органах: рекомендации правозащитным организациям». Практическое пособие. Н. Новгород. 2002 г. тираж 999 экз.

Авторский коллектив:

Каляпин Игорь Александрович – председатель КПП,

Сидоров Юрий Анатольевич – юрист КПП,

Шепелева Ольга Сергеевна – международный консультант НОПЧ,

Шимоволос Сергей Михайлович – исполнительный директор КПП.

Компьютерная верстка и дизайн:

Графов Алексей Евгеньевич – инф. менеджер НОПЧ.

Пособие выпускается при содействии

Института «Открытое общество» (Фонд Сороса).

ãКомитет против пыток (КПП)

ãНижегородское общество прав человека (НОПЧ).

Содержание

1. Введение......................................................................................................... 2. Определение понятия «пытка»......................................................................
3. Анализ причин и предпосылок практики применения пыток.......................
4. Мониторинг....................................................................................................
4.1. Сбор и анализ информации........................................................................
4.2. Эффективность мониторинга......................................................................
4.3. Мониторинг пыток (общая схема)..............................................................
5. Приведение в действие правовых механизмов борьбы с пытками...............
5.1. Введение......................................................................................................
5.1. Проверка жалоб – сбор доказательств........................................................
5.2. Правовой контроль......................................................................................
6. Реабилитация и компенсация.........................................................................
7. Как избежать угрозы пыток? Полезные Советы............................................
8. Чем может помочь международная защита...................................................
9. Общественная кампания 26 июня – День защиты потерпевших от пыток...
10. Приложения..................................................................................................
А. Программное заявление «Международной амнистии» ко Дню защиты жертв пыток (извлечение); - B. Образцы заявлений с комментариями; - C. Соглашение «О взаимодействии НРОО «Комитета против пыток» и Управления собственной безопасности Главного управления МВД России Приволжского федерального округа в целях обеспечения соблюдении прав человека и повышения доверия населения к органам внутренних дел» от 14 ноября 2001 г.; - D. Выдержки из УК РФ (ст. ст. 286, 302); - E. Конвенция против пыток ООН; - F. Формы жалоб в Комитет по правам человека ООН, в Комитет против пыток ООН, Европейский суд по правам человека; - G. Полезные контакты. 11. Информация об организации.

5


1. Введение

Применение пыток – одно из самых грубых, варварских нарушений прав человека, преступление против человечности. Запрет на пытки является безусловным. Виновные в этих преступлениях подлежат наказанию.

В России проблема применения пыток имеет чрезвычайную значимость. Масштабы и безнаказанность пыток и жестокого обращения со стороны органов правопорядка серьезно угрожают всей системе правосудия, основам гражданского общества и государственности.

Особую актуальность эта проблема приобрела с началом объявленной государством кампании «борьбы с преступностью», а позже – с наведением так называемого конституционного порядка на Северном Кавказе. Масштабные акции проверок паспортного режима, применения вооруженных спец. формирований в экономических спорах, нагнетание средствами массовой информации (СМИ) атмосферы насилия и жестокости под лозунгом войны с криминалом формируют нездоровое, опасное представление о верховенстве силы, а не закона.

Грубое попрание закона в угоду так называемым «государственным интересам» делает «правоохранителей» не менее опасными, чем преступники. В исследованиях общественного мнения отмечается, что большинство населения в равной степени опасаются насилия, как со стороны преступников, так и со стороны сотрудников милиции. И хотя МВД России поставило задачу формирования в общественном мнении положительного восприятия милиции, изменить отношение населения к правоохранительным органам возможно только при условии, что сами эти структуры будут соблюдать закон и бороться с его нарушителями в собственных рядах, привлекая к ответственности лиц, допускающих применение пыток.

Практика показывает, что пытки чаще всего применяются сотрудниками МВД. Однако МВД не может самостоятельно решать эту проблему. Применение пытки – тяжкое уголовное преступление. Адекватной реакцией на это преступление со стороны государства может быть только уголовное преследование. Эту функцию от имени государства обязаны выполнять органы прокуратуры. Но если в МВД в последнее время предпринимаются робкие шаги к искоренению этой практики, то «работу» органов прокуратуры по борьбе с пытками в целом можно расценивать как саботаж.

В этих условиях огромное значение приобретает работа НПО. Деятельность НПО должна быть направлена на три объекта: милицию, которая применяет пытки, прокуратуру, которая не выполняет своих обязанностей по выявлению виновных и привлечению их к ответственности, и общество, которое терпимо относится к практике применения пыток.

Данное пособие представляет собой попытку обобщить пятилетний опыт такой работы, проводимой группой нижегородских правозащитников. В нашей работе встречались приятные неожиданности, когда прокуратура самостоятельно проводила эффективное расследование жалоб на применение пыток. Но в этом пособии мы будем исходить из ситуации, которая, к сожалению, является стандартной: потерпевший искалечен, милиционеры, на которых он показывает пальцем, категорически отрицают свою вину, а прокуратура прекращает уголовное дело «за отсутствием состава преступления».

Пособие затрагивает различные аспекты проблемы применения пыток, но остается во многом незавершенным. Это обстоятельство объективно: многое, с чем мы сталкиваемся в нашей работе, мы делаем самостоятельно, впервые, на свой страх и риск, не имея возможности использовать схожий опыт. Кроме того, ситуация меняется и нам необходимо учитывать новые возможности и осложнения. Так, например, вступает в силу новый УПК, с новыми процессуальными нормами, подписано соглашение о сотрудничестве с управлением собственной безопасности МВД Поволжья.

Авторский коллектив будет благодарен за отзывы и замечания по содержанию брошюры, которые мы просим направлять по адресу: torture@sandy.ru. Дополнительную информацию Вы можете получить на нашем сайте www.pytki.ru.


2. Определение понятия «пытка»

Термин «пытка» встречается в двух статьях действующего Уголовного кодекса (ст. 117 – истязание, ст. 302 – принуждение к даче показаний), но не в качестве самостоятельного состава преступления, а в качестве отягощающего признака. При этом, определение этого термина вообще отсутствует. По этой причине мы рекомендуем правозащитникам пользоваться определениями, данными в международных документах, ратифицированных Российской Федерацией.

Наиболее полное определение термина «пытка» содержится в Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания (1984 года ст. 1, часть 1):

««Пытка» означает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно (преднамеренно) причиняются сильные боль и страдания, будь то физические или душевные, в таких целях как получение от него или от третьего лица информации или признания, наказание его за действие совершенное им или третьим лицом, или за действие, в совершении которого подозревается он или третье лицо, или запугивание или принуждение его или третьего лица, или по любой причине, связанной с дискриминацией любого рода, если такая боль или такое страдание причиняется государственным служащим или другим лицом, действующим в официальном качестве, или по наущению, или с согласия, включая молчаливое или неохотное согласие, такого служащего или такого другого лица».

В ст. I резолюции 3452 (XXX), принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 9 сентября 1975 г., определение понятия «пытка» изложено в более лаконичной форме: «Пытки представляют собой усугубленный и преднамеренный вид жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания».

Аналогичная интерпретация термина дана в решении Европейского суда по правам человека по делу Ирландия против Великобритании[1]: «Пытки представляют собой усугубленный и преднамеренный вид жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания».

В практике Европейского суда пытками признается физическое воздействие, выражающееся в причинении физического ущерба. Судом квалифицированы как пытки такие методы жестокого обращения, применяемые органами дознания и следствия, администрацией мест лишения свободы, как: лишение пищи и воды, шумовое воздействие, лишение сна, стояние у стены (длительное принуждение к неудобным позам). Вместе с тем, Суд неоднократно обращал внимание на то, что психологическое давление также может рассматриваться в качестве пытки исходя из возраста, пола, состояния здоровья и психологических особенностей жертвы.

Принятое Европейским судом толкование понятия «пытки» в части применения статьи 3 «Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод», согласно статье 32 Протокола 10, также является обязательным для применения Россией. А, в соответствии с п.4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные нормы международного права и международные договоры инкорпорированы в правовую систему России и имеют силу непосредственного применения.