Смекни!
smekni.com

Предупреждение. Спасение. Помощь. Материалы (стр. 38 из 49)

Качество жизни аналог национальной идеи. С 1833 года и по 1917 в России основным идеологическим концептом было «Православие, самодержавие, народность». Его сформулировал граф Уваров Сергей Семенович. В советский период национальная идея заключалась в строительстве социализма и движении в светлое будущее. В современной России идет активный поиск национальной идеи, и сегодня имеют место попытки, но не очень успешные, реализовать идеологический концепт «Религиозность, Патриотизм, Государственность». По нашему мнению, необходимо в первую очередь создать условия для развития человека и общества, то есть создать высокий уровень качества жизни. Что и может стать новой национальной идеей России в ХХI веке.

Качество жизни – комплексная интегральная характеристика степени удовлетворенности материальных или духовных потребностей индивида или группы, на основе объективных и субъективных показателей.

Первый подход – качество жизни, как попытка числового выражения особенностей социально – экономической среды жизни людей (объективные показатели).

Второй подход – сущность качества жизни выражается в неколичественных характеристиках (субъективных показателях), полученных при социологических опросах.

Третий подход – интегративный. Этот подход менее остальных разработанный, но наиболее перспективный. По нашему мнению, он должен базироваться на системе философского знания, как наиболее универсальной системе знания [2].

Качество жизни – путь в шестой технологический уклад. Согласно теории «экономических циклов» [3], позднее развитой в теорию «технологических укладов» [4], заложенной Н.Д. Кондратьевым, Россия на данный момент находится в четвертом технологическом укладе, развитые страны – в пятом. Причем, нам не просто будет трудно их догнать, а практически невозможно. Однако, Россия может пойти по другому пути и оказаться среди лидеров сразу в шестом технологическом укладе, минуя пятый. Данный уклад характеризуется достижениями в био- и нанотехнологиях, генной инженерии, мембранных и квантовых технологиях, фотонике, микромеханике, термоядерной энергетике. Катализатором для быстрого перехода к новому укладу, по заявлению разработчика теории «технологических укладов» С.Ю. Глазьева, должен выступить высокий уровень качества жизни населения.

Литература

1. Послание Президента Российской Федерации Д.А. Медведев Федеральному собранию. // Гарант. Информационно – правовой портал. http://www.garant.ru/news/288822/

2. Савченко Т. Н., Головина Г. М. Субъективное качество жизни: подходы, методы оценки, прикладные исследования. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. – 170с.

3. См.: Кондратьев Н. Д. Мировое хозяйство и его конъюнктуры во время и после войны. – М., 1922, он же. Большие циклы конъюнктуры. – М., 1925.

4. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного экономического развития. – М.: ВлаДар, 1993.

А.Х. Созранов, канд. воен. наук, участник войны во Вьетнаме

ФГОУ ВПО «Академия гражданской защиты МЧС России»

СКРЫТАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕРРОРА

КАК ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ С ОТДАЛЁННЫМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ

Государственный терроризм (ГТ) в настоящее время не имеет чёткого и однозначного определения. Есть смысл считать ГТ применение средств (не только оружия) массового поражения (СМП) государством против населения другого государства без официального объявления войны.

Давний интерес военных к использованию управляемых геофизических процессов в литосфере, гидросфере, атмосфере и околоземном космическом пространстве вызван следующими обстоятельствами:

во-первых, активные воздействия на природные процессы позволяют создать простейшие и наиболее экономичные СМП, которые дадут результаты, оставляющие далеко позади все виды оружия массового поражения;

во-вторых, их применение позволит снизить отрицательное влияние природных условий на ведение боевых действий своими силами и изменить ход естественных процессов для нанесения ущерба (поражения) войскам или мирному населению противостоящей стороны, дезорганизации и под­рыва ее экономики, психологического воздействия и созданий условий, за­трудняющих или делающих невозможным не только ведение ими боевых действий, но и нормальную жизнедеятельность;

в-третьих, природные условия обладают возможностью скрытного проведения воздействия на них дистанционно на значительных расстояниях от места проявления, что дает определенные возможности для ведения тай­ной экологической войны;

в-четвертых, страны, в которых технология активных воздействий на среду в военных целях достаточно развита, могут осуществлять политику «экологического шантажа» по отношению к странам, где такие технологии не разрабатываются и не создаются средства контроля и противодействия.

Применение метеорологического оружия сегодня уже не является гипотетической возмож­ностью. Элементы метеорологической войны были опробованы во время локальных войн в Индокитае (Камбоджа, Лаос), в Ираке, в Югославии и Афганистане.

Метеорологическое оружие как СМП применялось США во время войны во Вьетнаме, что также можно отнести к скрытому виду ГТ. Программа воздействия на облака во время войны в Индокитае вы­полнялась в течение семи лет. Искусственная трансформация свойств атмосферы в военных целях непрерывно нарастала. Так в арсенале средств войны появляется новый термин – «метеорологическая война». Именно США взяли на вооружение особо опасные явления природы.

Решение об использовании искусственно вызванного дождя в воен­ных целях было принято высшим американским командованием, с целью остановить наступление партизан. Тогда с помощью рассеивания йодистого серебра и йодистого свинца в дождевых облаках провоцировались проливные дожди, затрудняющие перемещение боевой техники и войск, затопление значительных территорий, ухудшающие условия существования населения. В довершение всего объектом многочисленных атак с воздуха стала система защитных дамб вдоль рек и морского побережья Северного Вьетнама с целью вызвать массовые наводнения в сезон дождей. С целью вызвать наводнения в низинных районах Северного Вьет­нама и создания ЧС в рамках операции «Голубой Нил» США 177 раз преднамеренно бомбили и обстреливали гидротехнические и ирригацион­ные сооружения. Действия американской авиации привели к существенному измене­нию условий жизнедеятельности населения и боевого применения войск оборонительного характера. За весь оперативный период было совершено более 2600 самолето­вылетов с целью искусственного вызывания дождя для затруднения передвижения войск. Полученные во Вьетнаме результаты ведения метеорологической войны позволили США применить «погодную» войну на Кубе – засев облаков с целью создания засухи в 1970 году.

В последние годы войны во Вьетнаме испытывались химические со­единения, вызывающие дождь с кислотной реакцией, которые оказывали существенное воздействие на ракеты и радиолокационное оборудование, используемое для наведения ракет класса «земля-воздух».

Массированное применение гербицидов и дефолиантов (операция "Рэни хэнд") создавала ЧС на огромной территории Вьетнама, что подрывало систему жизнеобеспечения в обширном регионе. Химические вещества применялись как СМП гражданского населения. Американцы начали заливать джунгли так называемым «оранж-коктейлем» (ядохимикатами), уничтожая всё живое, включая растительность. Особенно активно «заливались» дефолиантами и гербицидами районы базирования «Вьетконга» и «тропа Хо Ши Мина», включая районы Лаоса и Камбоджи.

За время войны на землю Вьетнама сброшено 94 тысяч тонн герби­цидов и 8 тысяч тонн отравляющих веществ, прошли испытания 15 различ­ных химических рецептур для уничтожения посевов и растительности.

Уничтожено 25 тыс. км2 лесных массивов (11 % территории), потеря­но более 20 млн. м3 деловой древесины.

Пострадало от 40 до 100 % посевов бананов, риса, сладкого картофе­ля, помидоров, 70 % кокосовых плантаций, поражено 60 % (около 4 млн. га) джунглей и 30 %(более 100 000 га) равнинных лесов, погибли почти все плантации каучуконосов. Общая площадь подвергнутая воздействую хи­микатами составила около 50 тыс. км2.

Журнал «Сайентифик америкэн» писал: «Американ­ская авиация с 1965 по 1972 годы сбросила на Индокитай 13 миллионов тонн бомб (по количеству высвобожденной энергии это равно 450 атомным бомбам типа той, которая взорвалась над Хиросимой)». Для сравнения: все воюющие страны за весь период второй Миро­вой войны сбросили около 2,3 млн. тонн бомб, т.е. в 6 раз меньше и с гораздо меньшим эффектом поражения.

В большом количестве применялся напалм, один килограмм напал­ма полностью уничтожал все живое на площади 6 м2, земля превращалась в окалину.

В ходе боевых действий во Вьетнаме, впервые в истории войн, объектом поражения стали не только люди, но и среда их обитания, ле­са, сельскохозяйственные угодья, гидротехнические сооружения. США в Индокитае вели широкомасштабную экологическую войну, испыты­вали новейшее оружие, основанное на новых физических принципах, создавая сложные чрезвычайные ситуации на огромных территориях.

По мнению американских военных специалистов, война во Вьетна­ме ознаменовала начало нового этапа – войн, основанных на применении сверхсложного высокоточного и метеорологического оружия.

Одним из направлений работ по активному воздействию на метеоро­логические процессы и явления, которому за рубежом, прежде всего в США, уделяется пристальное внимание, является изучение возможности модифи­цирования тропических циклонов в военных целях по программе "Stormfury", что в переводе означает "Разъярённый шторм".

Тропические циклоны на современном этапе – объект при­стального внимания и изучения ученых потому, что тайфуны, обладая огромной энергией, наносят значительный ущерб эконо­мике различных государств, приводя к человеческим жертвам, а также за­трудняют действия кораблей военного и гражданского назначения.