В ходе антитеррористической операции в Афганистане США широко применяли самое современное высокоточное оружие, в том числе и специальные шеститонные бомбы для поражения объектов находящихся глубоко в горах. По мнению некоторых ученых, катастрофическое землетрясение на севере Афганистана и в государствах Средней Азии, создавшее ЧС военного характера на огромных территориях, было спровоцировано именно этими бомбардировками.
Анализ показывает, что в современных войнах и военных конфликтах всё чаще инициируются ЧС военного характера, которые негативно воздействуют на все стороны жизнедеятельности населения.
Например, в период военных действий против Ирака (1991, 1998 годах) были преднамеренно разрушены на территории Ирака и территории Кувейта 80 % предприятий нефтяной промышленности, ряд нефтепромыслов, склады хранения нефтепродуктов, подожжены десятки нефтескважин.
Во время войны в море было вылито более 11 млн. баррелей нефти (1,75 млн. т.) Нефтяное пятно разлилось на 140 км, создав катастрофическое ЧС на огромной территории Персидского залива в виде экологической катастрофы.
Во время первого периода военной операции против Югославии только высокоточными крылатыми ракетами воздушного и морского базирования была полностью (100 %) разрушена нефтеперерабатывающая промышленность, 40 % нефтехранилищ.
В начале июня 1999 г. в устье реки Дунай находилось нефтяное пятно, размеры которого составляли 400 м в ширину и более 15 км в длину. В результате воздушных ударов по Югославии имело место несколько десятков инцидентов на химически-опасных объектах, связанных с утечкой чрезвычайно ядовитых веществ, что потребовало срочной эвакуации из опасных зон более 70 тысяч человек.
В концепции национальной безопасности Российской Федерации особое внимание уделяется своевременному обнаружению угроз и определению их источников, а также организации системы подготовки и принятия упреждающих решений по защите национальных интересов страны. К их числу безусловно должны быть отнесены более глубокие и серьёзные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области использования глобальных геофизических искусственных возмущений в качестве инструмента ГТ, а также включение этих вопросов в соответствующие учебные программы.
С.В. Субачев, канд. техн. наук, И.Н. Карькин, канд. физ.-мат. наук
ФГОУ ВПО «Уральский институт государственной противопожарной службы МЧС России»
ВАЛИДАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ «СИТИС: ВИМ»
МОДЕЛИРОВАНИЯ ПОЖАРА В ЗДАНИЯХ
Для расчета величины индивидуального пожарного риска зданий и сооружений общественного назначения фирмой «СИТИС» разработан комплекс необходимых компьютерных программ:
программа «СИТИС: Флоутек» – предназначена для определения времени эвакуации людей из зданий и сооружений;
программы «СИТИС: Блок» и «СИТИС: ВИМ» – предназначены для моделирования развития пожаров в зданиях и сооружениях и определения времени блокирования путей эвакуации опасными факторами пожара с использованием зонной модели пожара на основе расчётного модуля CFAST (Блок) и вероятностной интегральной модели пожара (ВИМ), разработанной в Уральском институте Государственной противопожарной службы МЧС России;
программа «СИТИС: Спринт» – предназначена для анализа результатов расчёта множества сценариев развития пожара и эвакуации людей и определения индивидуального пожарного риска на основе этих данных в соответствии с утверждённой методикой.
Более подробную информацию о назначении, области применения и математических моделях, используемых в программах можно ознакомиться в документации к этим программам, а в данной работе мы хотим представить результаты валидационных экспериментов программы «СИТИС: ВИМ».
Вероятностная интегральная модель пожара в здании разработана относительно недавно, точнее сказать, объединение известной интегральной модели пожара и новой вероятностной модели распространения пожара по площади, и сравнение результатов моделирования с данными реальных (натурных) экспериментов до настоящего времени не проводилось.
Для сравнения мы взяли результаты различных натурных экспериментов, проводимых научно-исследовательскими институтами и лабораториями США, которые приведены в документации по валидации полевой модели FDS (Fire Dynamics Simulator). Были отобраны те эксперименты, которые входят в область определения интегральной модели пожара.
Необходимо отметить, что под термином «валидация» («validation») обычно понимают процесс определения правильности допущений и основных уравнений модели, процесс определения того, насколько метод расчёта (моделирование) является точным отражением реального мира. Но кроме этого мы, как разработчики модели и соответствующей программы, включаем в это понятие ещё и процесс корректировки модели с целью построения алгоритмов, позволяющих получить максимально достоверные результаты.
Первую такую корректировку мы произвели после сравнения результатов моделирования с результатами экспериментов под наименованием «NBS_Multi-Room», которые были проведены Национальным бюро стандартов (ныне Национальный институт стандартов и технологий) США.
Экспериментальная инсталляция состояла из двух помещений, соединенных между собой коридором, имеющим один выход наружу. Источник тепловыделения (газовая горелка) мощностью 100 кВт, располагался в дальнем от выхода помещении. Замер температуры производился с помощью нескольких шлейфов термопар (по 10 шт. равномерно распределенных по высоте в каждом). Среднеобъёмное значение температуры мы определяли путем интегрирования показаний термопар в шлейфе по высоте.
По первым результатам моделирования стало понятно, что методика расчёта теплообмена требует уточнения. По упрощенной методике, предложенной М.П. Башкирцевым и ранее используемой в интегральной модели, температура стен определялась только исходя из температуры газовой среды. Это приводило к быстрой стабилизации параметров пожара и стационарному режиму горения (рис. 1, VIM_old).
Поэтому нами была реализована методика расчёта температуры ограждающих конструкций с учетом их постепенного прогрева. С увеличением температуры стен теплоотдача в них постепенно уменьшается, доля энергии, расходуемой на нагрев воздуха, увеличивается, и его температура возрастает (постепенно, в течение всего времени нагрева конструкций). За основу расчёта конвективного теплообмена была взята методика, описанная в главе 3.4.5 технического руководства двухзонной модели пожара CFAST с учётом отвода тепла в пол, стены и потолок.
При этом результаты моделирования качественно стали намного более схожими с экспериментальными данными, а в количественном отношении сходимость результатов стала лучше при увеличении коэффициента пропускания «виртуальных проёмов» в местах соединений частей, на которые разбит коридор в соответствии с методикой, в 2 раза
(рис. 1, VIM_new).
и уточнённой (VIM_new) методике расчёта теплообмена
Кроме этого нами была проведена большая работа по сравнению результатов моделирования с рядом других экспериментов («ATF_Corridors», «NIST_NRC», «WTC_Spray_Burner» и др.), однако описать их в рамках данной публикации не представляется возможным. Мы лишь ограничимся краткими выводами и озвучим направления дальнейшей работы по валидации интегральной модели на основе этих исследований.
1. В результате сравнения ряда экспериментальных данных выявлена необходимость увеличения коэффициента пропускания виртуальных проёмов в 2 раза. Эти «проёмы» должны пропускать воздушные потоки с меньшим сопротивлением, чем дверные или оконные проёмы, так как в них не наблюдается завихрение воздуха. Воздух по длине коридора распространяется равномерным, ламинарным потоком, и большое сопротивление излишне.
2. Необходимо уточнить тепловые характеристики различных строительных материалов, необходимые для расчёта теплообмена конвекцией, а также добавить расчёт теплообмена излучением, так как в случаях с интенсивным пламенным горением (например, в эксперименте «WTC_Spray_Burner» происходило горение газовых струй мощностью 2МВт) интегральная модель даёт большую погрешность.
3. Необходимо разработать и реализовать алгоритмы расчёта газообмена в горизонтальных (междуэтажных) проёмах не только за счёт разности давлений, но и за счёт разности температур воздуха.
Более подробную информацию о валидационных экспериментах можно будет получить в готовящемся к выпуску руководстве по валидации ВИМ.
Г.С. Ракитина, С.И. Долгов
ООО «Газпром ВНИИГАЗ»
МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЕЧНЯ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ
ОБЪЕКТОВ ДЛЯ БОЛЬШИХ СИСТЕМ ЭНЕРГЕТИКИ
Эскалация опасностей природного, техногенного и диверсионно-террористического характера делает актуальным вопрос превентивных мер защиты жизненно важных объектов для жизнеобеспечения населения и устойчивого функционирования экономики.
Большинство предлагаемых методик оценки народно хозяйственной значимости объектов экономики базируются на сравнении ряда статических показателей: стоимость основных фондов, объем выпуска продукции, численность работающих, прогнозируемое число пострадавших и погибших при возникновении аварии на объекте. Для больших систем энергетики, таких как Единая система газоснабжения России (ЕСГ), такой подход не применим.