Непрерывность и неразрывность процесса газоснабжения от газового промысла до потребителя, разветвленность и наличие кольцевых маршрутов в газотранспортной сети (ГТС), позволяющие диверсифицировать потки газа, наличие территориально рассредоточенного резерва газа в подземных хранилищах, а также наличие запаса газа в трубах – делают невозможным оценить значимость отдельных объектов ЕСГ или участков ГТС путем простого сравнения технологических или эксплуатационных характеристик этих объектов.
Критически важными для ЕСГ являются такие объекты и участки ГТС, выход из стоя которых, не смотря на все компенсационные возможности системы, приведет к резкому снижению объемов поставок газа потребителям, а при одновременном выходе из строя этих объектов (или чисти из них) может привести к расчленение ЕСГ на отдельные локальные подсистемы.
Для выявления в составе ЕСГ объектов, критически важных для устойчивого и непрерывного газоснабжения объектов экономики и коммунально-бытового сектора, необходимо использование потоковых алгоритмов, позволяющих в наибольшей мере учесть особенности ЕСГ, как большой организационно- производственной системы, функционирующей в едином согласованном и непрерывном технологическом режиме и обладающей сложной внутренней топологией сети.
Решение задачи по выявлению критически важных объектов ЕСГ осуществляется в несколько этапов.
Разрабатывается потоковая модель ЕСГ, представляющая собой граф [1]. Ребрам графа ставятся в соответствие агрегированные участки газотранспортных коридоров между компрессорными станциями (КС), объектам добычи и подземного хранения газа. Узлы графа соответствуют компрессорным станциям КС, точкам ветвления ГТС и потребителям газа.
Нарушение технологических циклов при снижении или прекращении поставок газа промышленным потребителям разных отраслей и разных производств имеет разные масштабы последствий (от малозаметных до фатальных). При распределении газа в условиях дефицита газоснабжения это должно учитываться моделью [2]. С этой целью с использованием методологии причинно-следственного анализа на базе территориально-отраслевой структуры газопотребления разрабатывается ранговая модель потребителей газа, которая интегрируется с потоковой моделью [3].
Далее в соответствии с методологией теории графов осуществляется поиск минимальных разрезов в графе, моделирующем ЕСГ. По результатам поиска формируется предварительный перечень объектов ЕСГ – кандидатов на включение в перечень критически важных объектов. Для объектов предварительного перечня составляется набор возможных сценариев снижения производительности объектов и для этих сценариев на потоковой модели проводятся оценки объемов недопоставок газа. Объекты ЕСГ, снижение производительности которых приводит к существенному (более 50 %) снижению поставок газа на экспорт или более, чем в два Субъекта Федерации, включаются в перечень критически важных объектов.
Данная методология ориентирована в первую очередь на объекты нарушение работы, которых приводит только к снижению поставок газа и не представляющие химической и радиационной опасности для населения и территорий.
Литература
1. Харари Ф. Теория графов / (пер. с англ. В.П. Козырева) – М.: Издательство «Мир», 1973.
2. Яковлев Е.И. Казак А.С., Брянских В.Е. и др. Методика расчета сложных газотранспортных систем / Мингазпром, ВПО Тюменгазпром. – М.: МИНХ и ГП, 1982. – 72 с.
4. Антонов Г.Н., Черкесов Г.Н., Криворуцкий Л.Д. и др. Методы и модели исследования живучести систем энергетики / Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1990. – 285 с.
5. Карасевич А.М. и др. Модели и методы разработки стратегии развития Единой системы газоснабжения. Обзорн. инф. / М.: ООО «ИРЦ Газпром», 2006. – 100 с.
Ю.Н. Тарабаев, канд. воен. наук, доц.
ФГОУ ВПО «Академия гражданской защиты МЧС России»
К ПРОБЛЕМЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ
ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Две параллельные системы защиты населения и территорий со сходными целями и функциями, существующие до настоящего времени в России (РСЧС и ГО), действующие в мирное и в военное время.
За последнее десятилетие наибольшее развитие получила РСЧС в силу вполне объективных причин: именно специалисты различных профилей этой системы принимали участие в ликвидации многочисленных ЧС природного, техногенного и военного характера. Применение же сил ГО, в силу определенной специфики, было достаточно ограничено (в основном привлекались войска ГО, так как привлечение других сил ГО связано с призывом требуемых специалистов через военкоматы, что в современных экономических условиях достаточно затруднительно).
Поэтому достаточно остро встал и сегодня обсуждается на всех уровнях управления вопрос об объединении этих двух систем в единую систему гражданской защиты. Причем теоретическая основа такого объединения сегодня в основном разработана, так как проблема была сформулирована еще в конце 90-х годов прошлого века.
Основными предпосылками, по которым возможна интеграция РСЧС и гражданской обороны и создание РСГЗ, являются:
сходство воздействия на людей и объекты экономики и инфраструктуры поражающих факторов опасных природных явлений, аварий, катастроф и применяемого оружия;
единство целевых функций систем на мирное и военное время (предотвращение бедствий, снижение возможных потерь и ущерба от них, ликвидация их последствий);
сходство задач мирного и военного времени, обусловленных единством целевых функций;
возможность решения задач мирного и военного времени практически одними и теми же органами управления, силами и средствами;
сходство методологии и организации наблюдения, контроля, оценки обстановки и ликвидации последствий различных воздействий в мирное и военное время.
Создание РСГЗ позволит:
создать по возможности единое нормативно-правовое, организационное, информационное и методическое поле по вопросам организации гражданской защиты на всей территории страны, выработать единую идеологию в области гражданской защиты;
иметь единые органы управления, системы связи и оповещения, силы и средства на мирное и военное время (это обеспечит более качественную заблаговременную подготовку к ведению гражданской защиты в военное время и, при необходимости, плавный переход системы с мирного на военное время, а также даст определенную экономию средств на содержание (функционирование) системы;
сосредоточить усилия федеральных и территориальных сил и средств РСЧС и гражданской обороны на решении совместных задач, сформировать единые оперативно-технические (тактико-технические) требования по созданию (модернизации) различных технических, в том числе автоматизированных систем и средств для решения задач гражданской защиты.
В состав сил РСГЗ могут войти:
спасательные воинские формирования МЧС России;
аварийно-спасательные службы и формирования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений;
подразделения ФПС;
военизированные горноспасательные части;
специализированные формирования, создаваемые на военное время.
Для решения задач гражданской защиты могут создаваться и использоваться следующие резервы и запасы:
резервный фонд правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва;
единые резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти на мирное и военное время;
единые резервы финансовых и материально-технических ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и объектов на мирное и военное время.
Таким образом, создание единой Российской системы гражданской защиты позволит в целом повысить ее эффективность за счет исключения дублирующих функций, повышения уровня квалификации и опыта специалистов, меньших затрат на содержание и функционирование системы, повышения оперативности реагирования на ЧС различного характера, комплексного применения при необходимости всех имеющихся сил и средств.
А.П. Токарев, А.А. Жирков
ФГОУ ВПО «Академия гражданской защиты МЧС России»
РАСЧЕТ СИЛ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ
В ЗОНЕ ВОЗМОЖНОГО КАТАСТРОФИЧЕСКОГО ЗАТОПЛЕНИЯ
Как показал опыт Саяно-Шушенской ГЭС угроза разрушения объектов экономики (ОЭ) от разрушения гидротехнических сооружений будет актуальна постоянно.
Учитывая характер чрезвычайной ситуации и условия, мешающие производить работы по восстановлению ОЭ, следует отметить, что аварийно-восстановительные работы будут проводиться после спада уровня воды, но не более 5-ти суток.
1. Определение сил восстановления магистральных линий электропередач обеспечивающих работу предприятия:
а.т.к.где, а.т.к. – аварийно-восстановительные команды;
– количество аварийно-технических команд восстановления ЛЭП; 375 – трудоемкость восстановления 1 км разрушенной ЛЭП, чел.-ч; – протяженность разрушенных ЛЭП, приходящихся на один затопленный населенный пункт (lrazлэп »1,5 – 2,5 км/зат.н.п.). Принимаем = 2; – количество затопленных населенных пунктов. Принимаем = 18; n = 2 – количество смен; nлс – численность одной аварийно-технической команды (nлс=25 человек); Т – время ведения аварийно-восстановительных работ. В мирное время данные работы проводятся до 5-ти суток [11]; принимаем Т = 72 часа.