Смекни!
smekni.com

Серия “страницы мировой философии” (стр. 56 из 76)

Я глубоко убежден, что это не пустые аналогии. Есть слишком мно­го тех, для кого фрейдовская психология дороже Евангелия, а больше­визм означает нечто большее, чем гражданская добродетель. И все же они — наши братья, ибо в каждом из нас слышен отголосок их речей, поскольку в конечном счете есть одна душа, охватывающая всех нас.

Неожиданным результатом такого развития является уродливый лик мира. Он стал столь безобразным, что никто не может любить его; мы не в состоянии любить даже самих себя, а во внешнем мире нет ни­чего, что могло бы отвлечь нас от реальности внутренней жизни. В этом значение такого развития. В конце концов чему хочет научить нас теософия своей доктриной кармы и перерождения, как не тому, что этот мир видимости есть лишь лечебница для морально несовершен­ных? Теософия обесценивает внутреннюю ценность наличного мира не менее радикально, чем современное мировоззрение, но прибегает к иной технике: она не чернит наш мир, но оставляет ему лишь относи­тельный смысл, обещая иные, высшие миры. Результат в обоих случа­ях один и тот же.

Я готов признать, что все эти идеи не укладываются в рамки акаде­мических дискуссий; суть дела в том, что они затрагивают современно­го человека там, где он менее всего это осознаёт. Является ли простым совпадением то, что современная мысль пришла к теории относитель­ности Эйнштейна и ядерной теории, уводящих нас от детерминизма и граничащих с чем-то невообразимым? Не удивительно поэтому, что современный человек обращается к реальности душевной жизни и ожидает от нее достоверности, утраченной им в мире. ; Духовная ситуация Запада неустойчива, и опасность тем больше, чем сильнее наша слепота к безжалостной истине об иллюзорности •красот нашей души. Западный человек живет в густом облаке фимиама, воскуряемого им самим так, что в этом дыму ему не разглядеть собственного отражения. Но какое впечатление вызывает оно у людей с другим цветом кожи? Что думают о нас Индия и Китай? Какие чувст­ва мы вызываем у черного человека? У всех тех, у кого мы отняли их земли, тех, кого мы уничтожаем ромом и венерическими заболевания­ми?

У меня есть друг, американский индеец, вождь племени пуэбло. Во время конфиденциального разговора о белом человеке он сказал мне: “Мы не понимаем белых. Они всегда хотят чего-то, всегда беспокоятся, что-то высматривают. Как это понимать? Мы не знаем. Мы не можем их понять. У них такие острые носы, такие тонкие, жесткие губы, та­кие линии у них на лицах. Мы думаем, что все они сумасшедшие”.

Мой друг распознал, не умея назвать, арийского коршуна с его не­насытной жаждой быть властелином во всех землях, даже в тех, до ко­торых ему вовсе нет дела. Он заметил и нашу манию величия, застав­ляющую нас полагать среди всего прочего, что христианство — единст­венная истина, а белый Христос — единственный искупитель. Вогнав в хаос нашей наукой и технологией весь Восток, требуя с него за это дань, мы посылаем наших миссионеров даже в Китай. Комедия, разыг­рываемая христианством в Африке, является самой жалкой. Уничто­жение полигамии, конечно, чрезвычайно любезное Богу, способство­вало такому распространению проституции, что только в Уганде еже­годно тратится 20 тыс. фунтов на предохранение от венерических забо­леваний. А добрый европеец платит своим миссионерам за эти вдох­новляющие достижения! Нужно ли вспоминать о бедствиях в Полине­зии или о благословлении торговли опиумом?

Вот так выглядит европеец, если лишить его облака воскурении. Не удивительно, что раскопки души напоминают прокладку канализации. Только такой идеалист, как Фрейд, мог посвятить всю жизнь этим не­чистотам. Но дурной запах распространяет не он, а мы сами — вообра­зившие себя такими чистыми и порядочными в силу полнейшего неве­жества и грубейшего самообмана. Поэтому наша психология, знаком­ство с нашей собственной душой начинаются с самого отвратительного, т.е. со всего того , что мы предпочитаем не видеть.

Но если бы душа была полна одним лишь злом, то никакой земной властью не удалось бы сделать ее привлекательной для нормального человека. Вот почему люди, видящие в теософии только жалкую по­верхность ума, а во фрейдовской психологии одну лишь сенсацию, предсказывают этим движениям скорый и бесславный конец. Они упу­скают из виду тот факт, что такие движения получают всю свою силу от очарования, прелести души. Это она выражает себя в таких фор­мах — пока им на смену не пришли иные, лучшие. Они являются переходными или эмбриональными стадиями, которые послужат появле­нию более зрелых форм.

Мы еще не вполне осознали, что теософия есть любительская, по­истине варварская имитация Востока. Мы начинаем заново открывать для себя астрологию, являющуюся на Востоке хлебом насущным. На­ши исследования сексуальной жизни, начатые в Вене и в Англии, не идут ни в какое сравнение с индийскими учениями по этому поводу. Восточные тексты тысячелетней давности дают нам образы философ­ского релятивизма, а идея индетермизма, только что появившаяся на Западе, является фундаментом китайской науки. Что до наших откры­тий в психологии, то Рихард Вильгельм показал мне, что некоторые сложные психические процессы были описаны в древнекитайских тек­стах. Сам психоанализ и возникшие вместе с ним направления мыс­ли — мы считаем их специфически западным явлением — представля­ет собой лишь усилия новичка в сравнении с искусством, существую­щим с незапамятных времен на Востоке. Параллели между психоана­лизом и йогой проводились еще Оскаром Шмицем.

В то самое время как мы переворачиваем вверх дном материальный мир на Востоке нашими техническими средствами, Восток со своими высшими психическими навыками приводит в смятение наш духовный мир. Мы никак не постигнем, что, завоевывая Восток извне, мы позво­ляем ему все крепче схватывать нас изнутри. Эта идея кажется чуть ли не безумной, поскольку нам заметны лишь очевидные каузальные свя­зи и мы не видим, что должны были бы возлагать вину за смятение в рядах нашего интеллектуального среднего класса на Макса Мюллера, Ольденберга, Дейссена, Вильгельма и им подобных. Чему учит нас пример Римской империи? После завоевания Малой Азии Рим стано­вится азиатской державой; Европа была заражена Азией и остается та­ковой до сих пор. Из Киликии пришел митраизм, религия римских ле­гионов, и распространился с ними от Египта до туманной Британии. Есть ли нужда напоминать об азиатском происхождении христиан­ства?

У теософов есть забавная идея, будто некие Махатмы, восседающие где-то в Гималаях, вдохновляют и направляют умы всех жителей ми­ра. Столь сильным оказывается влияние восточной веры в магию, что находящиеся в здравом уме европейцы уверяли меня, будто бы все мною сказанное есть результат действия Махатм, а мои собственные устремления не имеют никакого значения. Этот миф о Махатмах, получив­ший широкое хождение на Западе и сделавшийся религиозным верова­нием, не есть бессмыслица. Подобно любому мифу, он содержит важ­ную психологическую истину. Верно и то, что в глубине тех духовных перемен, с которыми мы сегодня имеем дело, лежит Восток. Но этот Восток — не тибетский монастырь, полный Махатм, — он в нас самих, это наша собственная душа, постоянно творящая все новые духовные формы и силы, которые могут помочь нам обуздать безграничное хищ­ничество арийца. Возможно, он позволит нам сузить горизонт внешней деятельности. На Востоке это привело к сомнительному квиетизму, но также к той стабильности, каковую обретает человек, когда требова­ния духа становятся столь же императивными, как и нужды социаль­ной жизни. Но в наш век американизации мы по-прежнему далеки от всего этого; мне кажется, что мы едва ступили на порог новой эпохи духа. Я не хотел бы изображать из себя пророка, но вряд ли удастся очертить проблему души современного человека без упоминания его стремления к покою в период беспокойства, стремления к безопасности в век опасностей.

Сущность духовной проблемы сегодняшнего дня содержится для ме­ня в том очаровании, которое вызывает душа у современного человека. Пессимисты назовут это знамением упадка, оптимисты увидят предве­стие далеко идущих духовных перемен на Западе. В любом случае это значимый феномен. Он заслуживает еще большего внимания, посколь­ку коренится в глубинных социальных стратах, затрагивает то ирраци­ональное, те неисчислимые психические силы, которые, как показыва­ет история, преображают жизнь народов и цивилизаций, преображают непредвиденно и непредвидимо. Эти силы, по-прежнему невидимые для глаз большинства, лежат в основании сегодняшнего интереса к психологии. Зачарованность душою никоим образом не есть болезне­творное извращение. Притяжение души столь сильно, что даже отвра­тительные ее стороны не заставят очарованного отпрянуть.

Всё кажется опустошенным и изношенным на столбовых дорогах мира. Современный человек инстинктивно покидает протоптанные пу­ти, чтобы найти обходные тропы и проходы. Подобно человеку греко-римского мира, отбрасывавшему своих умерших богов и обращавше­муся к мистериям, мы под давлением нашего инстинкта поворачиваем­ся к иному, к восточной теософии и магии. Современный человек идет к внутреннему, к созерцанию темных оснований души. Это происходит с тем же скептицизмом и такой же безжалостностью, с какими Будда был принужден смести два миллиона богов, чтобы достичь единственно достоверного изначального опыта.

Теперь нам нужно задать последний вопрос. Верно ли то, что я гово­рил о современном человеке, либо это очередная иллюзия? Что бы ни думали миллионы образованных жителей Запада о приведенных мною фактах, считая их неадекватными и нелепыми, они не вызывают ни малейших сомнений. Разве утонченный римлянин думал иначе, когда смотрел на распространение христианства среди рабов? Сегодня Бог Запада еще жив для множества людей, как и Аллах по другую сторону Средиземного моря; один верующий считает другого еретиком, которо­го, за неимением других средств, нужно жалеть и терпеть. Хуже того, просвещенные европейцы придерживаются мнения, будто религия хо­роша для масс и для женщин, но малозначима в сравнении с экономи­ческими и политическими вопросами дня.