Смекни!
smekni.com

Серия “страницы мировой философии” (стр. 71 из 76)

Но все-таки, спросит кто-нибудь, что же приблизит аналитическую психологию к центральной проблеме художественного создания, к тай­не творчества? В конце концов, ничто из до сих пор сказанного не вы­ходит за рамки психической феноменологии. Поскольку “в тайники природы дух сотворенный ни один” не проникнет, то и нам от нашей психологии тоже нечего ожидать невозможного, а именно адекватного разъяснения той великой тайны жизни, которую мы непосредственно ощущаем, сталкиваясь с реальностью творчества. Подобно всякой нау­ке, психология тоже предлагает от себя лишь скромный вклад в дело более совершенного и глубокого познания жизненных феноменов, но она так же далека от абсолютного знания, как и ее сестры.

Мы так много говорили о “смысле и значении художественного про­изведения”, что всякого, наверное, уже подмывает усомниться: а дей­ствительно ли искусство что-то “означает”? Может быть, искусство вовсе ничего и не “означает”, не имеет никакого “смысла” — по край­ней мере в том аспекте, в каком мы здесь говорим о смысле. Может быть, оно — как природа, которая просто есть и ничего не “обозначает”. Не является ли всякое “значение” просто истолкованием, которое хочет обязательно навязать вещам жаждущая смысла рассудочность? Можно было бы сказать, что искусство есть красота, в красоте обретает свою полноту и самодостаточность. Оно не нуждается ни в каком “смысле”. Вопрос о “смысле” не имеет с искусством ничего общего. Когда я смотрю на искусство изнутри, я волей-неволей должен подчи­ниться правде этого закона. Когда мы, напротив, говорим об отноше­нии психологии к художественному произведению, мы стоим уже вне искусства, и тогда ничего другого нам не остается: приходится раз­мышлять, приходится заниматься истолкованием, чтобы вещи обрели значение, — иначе мы ведь вообще не можем о них думать. Мы обяза­ны разлагать самодовлеющую жизнь, самоценные события на образы, смыслы, понятия, сознательно отдаляясь при этом от живой тайны. Пока мы сами погружены в стихию творческого, мы ничего не видим и ничего не познаем, мы даже не смеем познавать, потому что нет вещи вредней и опасней для непосредственного переживания, чем познание. Но находясь вовне творческого процесса, мы обязаны прибегнуть к его познанию, взглянуть на него со стороны — и лишь тогда он станет об­разом, который говорит что-то своими “значениями”. Вот когда мы не просто сможем, а будем обязаны повести речь о смысле. И соответст­венно то, что было раньше чистым феноменом, станет явлением, озна­чающим нечто в ряду смежных явлений, — станет вещью, играющей определенную роль, служащей известным целям, оказывающей ос­мысленное воздействие. А когда мы сможем все это разглядеть, в нас проснется ощущение, что мы сумели что-то познать, что-то объяснить. Проснется тем самым потребность в научном постижении.

Говоря выше о художественном произведении как о дереве, расту­щем из своей питательной почвы, мы могли бы, конечно, с не меньшим успехом привлечь более привычное сравнение с ребенком в материн­ской утробе. Поскольку, однако, все сравнения хромают, то попробуем вместо метафор воспользоваться более точной научной терминологией. Я, помнится, уже называл произведение, находящееся in statu nascendi13, автономным комплексом. Этим термином обозначают про­сто всякие психические образования, которые первоначально развива­ются совершенно неосознанно и вторгаются в сознание, лишь когда на­бирают достаточно силы, чтобы переступить его порог. Связь, в кото­рую они вступают с сознанием, имеет смысл не ассимиляции, а пер­цепции, и это означает, что автономный комплекс хотя и воспринима­ется, но сознательному управлению — будь то сдерживание или произ­вольное воспроизводство — подчинен быть не может. Комплекс прояв­ляет сврю автономность как раз в том, что возникает и пропадает тогда и так, когда и как это соответствует его внутренней тенденции; от со­знательных желаний он не зависит. Это свойство разделяет со всеми другими автономными комплексами и творческий комплекс. И как раз здесь приоткрывается возможность аналогии с болезненными душев­ными явлениями, поскольку именно для этих последних характерно появление автономных комплексов. Сюда прежде всего относятся ду­шевные расстройства. Божественное неистовство художников14 имеет грозное реальное сходство с такими заболеваниями, не будучи, однако, тождественно им. Аналогия заключается в наличии того или иного ав­тономного комплекса. Однако факт его наличия сам по себе еще не не­сет в себе ничего болезненного, потому что нормальные люди тоже временами и даже подолгу находятся под властью автономных комп­лексов: факт этот принадлежит просто к универсальным свойствам ду­ши, и нужна уж какая-то повышенная степень бессознательности, что­бы человек не заметил в себе существования какого-нибудь автоном­ного комплекса. Итак, автономный комплекс сам по себе не есть нечто болезненное, лишь его учащающиеся и разрушительные проявления говорят о патологии и болезни.

Как же возникает автономный комплекс? По тому или иному пово­ду — более пристальное исследование завело бы нас здесь слишком да­леко — какая-то ранее не осознававшаяся область психики приходит в движение; наполняясь жизнью, она развивается и разрастается за счет привлечения родственных ассоциаций. Потребная на все это энергия отнимается соответственно у сознания, если последнее не предпочтет само отождествить себя с комплексом. Если этого не происходит, на­ступает, по выражению Жане, abaissement du niveau mental . Интен­сивность сознательных интересов и занятий постепенно гаснет, сменя­ясь или апатической бездеятельностью — столь частое у художников состояние, — или регрессивным развитием сознательных функций, то есть их сползанием на низшие инфантильные и архаические ступе­ни, — словом, нечто вроде дегенерации. На поверхность прорываются элементарные слои психических функций: импульсивные влечения вместо нравственных норм, наивная инфантильность вместо зрелой обдуманности, неприспособленность вместо адаптации. Из жизни мно­гих художников нам известно и это. На отнятой у сознательно-лично­стного поведения энергии разрастается автономный комплекс.

Из чего состоит творческий автономный комплекс? Этого вообще невозможно знать заранее, пока завершенное произведение не позво­лит нам заглянуть в свою суть. Произведение являет нам разработан­ный образ в широчайшем смысле слова. Образ этот доступен анализу постольку, поскольку мы способны распознать в нем символ. Напро­тив, пока мы не в силах раскрыть его символическую значимость, мы констатируем тем самым, что по крайней мере для нас смысл произве­дения лишь в том, что оно явственным образом говорит, или, другими словами, оно для нас есть лишь то, чем оно кажется. Я говорю “кажется” — потому что, возможно, наша ограниченность просто не дает нам пока заглянуть поглубже. Так или иначе в данном случае у нас нет ни повода, ни отправной точки для анализа. В первом случае, наоборот, мы сможем припомнить в качестве основополагающего тезис Герхарта Гауптмана: быть поэтом — значит позволить, чтобы за словами про­звучало Праслово. В переводе на язык психологии наш первейший вопрос соответственно должен гласить: к какому праобразу коллек­тивного бессознательного можно возвести образ, развернутый в данном художественном произведении?

Такая постановка вопроса во многих аспектах требует прояснения. Я взял здесь, согласно вышесказанному, случай символического про­изведения искусства, притом такого, чей источник надо искать не в бессознательном авторской личности, а в той сфере бессознательной мифологии, образы которой являются всеобщим достоянием человече­ства. Я назвал эту сферу соответственно коллективным бессознатель­ным, ограничив ее тем самым от личного бессознательного, под кото­рым я имею в виду совокупность тех психических процессов и содер­жаний, которые сами по себе могут достичь сознания, по большей час­ти уже и достигли его, но из-за своей несовместимости с ним подверг­лись вытеснению, после чего упорно удерживаются ниже порога созна­ния. Из этой сферы в искусство тоже вливаются источники, но мутные, которые в случае своего преобладания делают художественное произ­ведение не символическим, а симптоматическим. Этот род искусства мы, пожалуй, без особого ущерба и без сожаления препоручим фрей­довской методе психологического промывания.