Смекни!
smekni.com

Серия “страницы мировой философии” (стр. 76 из 76)

Первая материя (лат.) — первоначальный хаос, от которого алхимику предстоит пройти путь к духу, т.е. к “философскому камню” (см. прим. 51).

Тоху (древнееврсйск.) в русской Библии — те “воды”, над которыми носился Дух Божий, творя мир. Позднейшей традицией было осмыслено как символ первой, бесфор­менной материи; в каббалистическом трактате “Сефер Иецира” — линия, извивающаяся вокруг мира.

Тиамат — в аккадской мифологии богиня, воплощавшая первоначальный хаос; ее образ связывался с морем и драконом.

Макрокосмического сына (лат.) , т.е. меркурия (архетип младенца у Юнга). В ка­честве матери у алхимиков выступает первичный хаос, или первая материя.

Блаженной Девы (лат.). Девы Марии.

Спасителем макрокосма (лат.), т.е. мира стихий. См. прим. 65.

Философский сын (лат.), опять-таки меркурий.

Противоестественно (лат.).

Крайности сходятся (фр.).

Возможно, имеется в виду, что у некоторых алхимиков меркурий является как од­ним из трех принципов (начал) (соль, сера, меркурий), так и отдельной, четвертой сущ­ностью, “философским меркурием”, в которой первые три совпадают. Вообще число меркурия — 8.

Четырехугольный, квадратный (лат.).

Единое четвертое (греч.)

Т.е. перевода в сознание. Этот неологизм по-русски, может быть, звучит неважно, но зато ухватывает процессуальность, аналогичную алхимическому “деянию”.

“Великое дерево” — церковь как источник спасения. “Подвешены на излече­нии” — т.е. вынуждены идти по пути, предлагаемому психологией (и алхимией), чтобы достичь самости (“твердой опоры”) как спасения, ибо в религии они его уже не находят.

Следует указать на многозначность корня “heil-” в немецком языке. От этого корня образованы термины “процесс исцеления” (Heilungsvorgang) и “значение спасения” (Heilsbedeutung). “Неil”означает: I) целостность, неповрежденность; 2)здоровье, исцеленность; 3)святость; 4)спасение. Первично значение “целостность”. Родственно русско­му слову “целый”. Ср. “homo lotus”.

Согласие всех (лат.).

Сокрушение (лат.).

Раскаяние (лат.).

“Естественное сокрушение” (лат.)

“Первородного греха” (лат.).

Блажен виновный (лат.).

Харизма — благодать (греч.).

Католичностъ — всемирность, вселенство.

“Только верой” (спасется человек) — лозунг лютеранской Реформации, смысл ко­торого в эмансипации религиозной автономности субъекта: для спасения, “оправдания” нужно не внешнее служение, а вера в искупление греха крестной смертью Христа. Эта позиция существовала в христианстве задолго до Лютера (Тертуллиан, Августин, Бернар Клервоский). Противоположная ей зафиксирована в Новом Завете (Иак. 2:14; 2:17). Она выражает точку зрения католицизма, так что Юиг в этом важном вопросе как бы бо­лее консервативен, чем протестантские теологи (его противники и пациенты). Но по смыслу этой формулы он выходит за рамки обеих конфессий.

Камень (лат.), т.е. “философский камень” алхимиков. Поздний алхимик (XVIII в.) дает такое определение: “Камень мудрых есть небесная, духовная, всепроникающая устойчивая субстанция, которая делает совершенными все металлы, превращая их в чистое золото, и выдерживает (оно) любую пробу”. Алхимия формулирует свою цель как совершенствование, исцеление, излечение несовершенных по природе (боль­ных) субстанций (металлов), почему и называет себя часто медициной. (Кстати, этот медицинский аспект алхимии яснее всего выражен в столь любимой Юнгом восточной традиции. У даосских алхимиков выплавление “золотой пилюли бессмертия” (аналога “философского камня”) происходит непосредственно в теле человека. Цель этого процес­са, как явствует из наименования пилюли, — полное одухотворение и приобретение бес­смертия, т.е. приобщение к Богу). Здесь важно отметить три момента. Первый — неко­торая степень апофатизма в характеристике камня: он — камень и в то же время “не ка­мень”. Второй — то обстоятельство, что он, говоря словами того же алхимика, “есть в каждом человеке, и его можно найти в любое время и в любом месте”. Третий — то, что, в отличие от меркурия, которьотпосредничает между противоположностями, камень яв­ляется их актуальным совпадением, тождеством. У Юнга камень — архетип Самости.

“Алхимического деяния” (лат.).

“Духа металлов”, (лат.)

“Золото наше не есть золото толпы” (лат.). Часть алхимиков вообще настаивали на нерукотворное™ процесса.

“Темное (понимать, объяснять) через еще более темное” (лат.). “Краеугольный камень” (лат.) — еще одно название абсолюта алхимиков. “Божественная вода” (лат.) — философский Меркурий.

От лат. numen — Бог, Божество.

“Согласие всех” (лат.).

“Очисти умы наши от ужасных теней, зажги свет в мыслях!” (лат.).

“Чернота” (лат.). Нигредо — первая стадия на пути превращений алхимической субстанции, сублимации — диссолюция (растворение) тела, когда “грубое становится тонким”. Этот процесс описывается как столкновение и последующее сочетание (“хими­ческая свадьба”), но также и как смерть (уничтожение, “гниение” тела), и по достиже­нии субстанцией полной черноты постепенно идет к белизне, альбедо (одухотворению субстанции). Алхимики подчеркивают, что именно на стадии нигредо, как нигде, от адепта требуются мужество, терпение и выдержка, чтобы не прийти к сомнению и не по­губить все дело, потому что процесс идет так же медленно, как наступление ночи. Для достижения полной темноты нужно сорок дней. Ср. “выжидание” у Юнга.

Меланхолия по-гречески “черная желчь” (см. гравюру А.Дюрера).

“Сошествие в преисподнюю” (лат.). Оно равнозначно не столько всему “деянию”, сколько нигредо.

“Творец” (лат.), т.е. адепт-алхимик.

Следует добавить, что некоторые алхимики прямо заявляли, что алхимия — “бла­городное искусство познавать себя самого” и что причина неудач на этом пути — “извра­щенные аффекты”.

Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству

Этот доклад К.Г. Юнга был прочитан им в мае 1922 г. на собрании цюрихского Общества немецкого языка и литературы. Перевод выполнен В.В.Бибихиным по изданию: }ung C.G. Oberdie Bcziehungen der analytischen Psychologic zum dichterischen Kunstweric // Jung C.G. Obcrdas Phanomcn des Geistes in Kunst und Wisscnschaft. Olten; Freiburg i. В., 1960. S. 75-96. Перевод сверен А.В. Михайловым.

Имеется в виду механистически-рационалистический позитивизм XIX в., ассоции­рующийся с именами Л.Бюхнера и Я.Молешотта. Юнг относил к этой традиции также и Фрейда.

“Способ выражения” (фр.).

Сам Юнг, конечно, относится к “слишком человеческому” без чрезмерного благого­вения, следуя в своей радикальной критике современного сознания за Ницше, филосо­фию которого он считал лучшей “подготовкой к современной психологии”. Ницше в пре­дисловии 1886 г. к книге “Человеческое, слишком человеческое” (1878) назвал свое фи­лософствование “специфически немецким способом заниматься тем же самым, что су­ществует под названием психологии во Франции и в России*.

4Гете .B. Фауст. М., 1975. 4.1. С. 74 (строки 2031—2032, пер. Б. Пастернака).

“Скандальная хроника” (фр.). “Сексуальная психопатия” (лат.).

Нарциссизм был “открыт” психоаналитиками в 1911—1914 гг. Было обнаружено, что многие импульсы, исходящие на первый взгляд от “я”, диктует либидо, которое на­правляется на саму личность, уподобляющуюся, таким образом, самовлюбленному Нар­циссу. Поскольку в состоянии творчества художник остается наедине с самим собой, он ярко выраженный “нарцисс”. С другой стороны, поскольку художник создает образы, выходящие по своему значению за пределы его личности и способные к самостоятельно­му существованию, он уже не “нарцисс”, а “Пигмалион”. Это противоречие в рамках психоанализа, по Юнгу, неразрешимо.

Книге “Так говорил Заратустра” (1883—1884) писалась Ницше уже во время бо­лезни, ранние симптомы которой вынудили его уйти в отставку с кафедры классической

филологии Базельского университета в 1879 г. о

Подразумевается миф Платона о темной пещере, в которой томятся люди-пленни­ки, не отваживаясь вырваться из чрева Земли к Солнцу (Государство, VII. 514—517).

Концепция личности (Personlichkeit) у Юнга двойственна. В данном контексте личность понимается как “личина” (персона), “маска”, или “социальная кожа” человека, его поверхностная социальная роль. В других случаях Юнг называет личностью “са­мость” (das Selbel), т.е. высшую полноту человеческого существа.

“Самость” автора и его сознание тут как бы ничего не знают друг о друге и дейст­вуют автономно. Однако это имеет место только у рядового человека, который из страха перед мощным голосом своей сокровенной природы силится подавить ее в себе, распла­чиваясь за это психическими комплексами. Гений позволяет своей “самости”, или, что для Юнга то же самое, своей подлинной личности, “прорасти” сквозь маску личности на­носной. “Невроз есть защита, выставленная против объективной внутренней деятельно­сти души, т.е. довольно-таки дорого оплаченная попытка заглушить в себе внутренние голоса с их диктатом. За всяким невротическим извращением кроется призвание, кото­рому человек изменил, его судьба, становление его личности, осуществление врожден­ной индивиду жизненной воли. Человек без апюг fati (преданности своему року (лат.). — В.Б.) есть невротик; он упускает самого себя...” Uuns C.G. Gesammelte Werke. Bd. 17. S. 207—208).

Ницшевский отшельник говорит: “Вокруг меня всегда на одного человека больше, чем нужно... Ведь всегда один на один — это получается в конце концов два!” (Nietzsche F. Werke. In 6 Banden Munchcn; Wien, 1980. Bd. 3. S. 320).

“В состоянии возникновения” (лат.). Выражение из платоновского диалога “Ион”, где собеседники замечают, что одер­жимые божественным вдохновением рапсоды “совсем не в своем рассудке” (535 d).

“Понижение умственного уровня” (фр.).

Образами коллективного бессознательного Юнг называет универсальные архети­пы, присущие национальной, расовой и, наконец, всечеловеческой психике. В силу своей надиндивидуалыюй природы архетипы не являются самонаблюдением и иденти­фицируются лишь задним числом из наблюдения повторяющихся символических струк­тур.