Смекни!
smekni.com

А. Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения (стр. 2 из 91)

РАЗДЕЛ V. ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Приоритеты российского образования в условиях инновационного

развития экономики

Соавтор А.А. Саламатов

Если высыпать содержимое кошелька себе в
голову, его уже никто у вас не отнимет.

Б. Франклин

В XXI веке для благополучия России наша экономика должна производить и продавать на мировых рынках товары и услуги, отвечающие требованиям постиндустриального общества, то есть такие, которые воплощают инновации и высокопрофессиональное умение. Чтобы осуществить модернизацию такого рода, необходимо привлечь в страну огромные инвестиции, финансовые и интеллектуальные, причем их привлечение и производство должно осуществляться параллельно, так как окупаемость интеллектуального ресурса требует гораздо больше времени, однако в конечном итоге результат оказывается на порядок выше.

Россия не обделена природными богатствами – нефть, газ, металлы конкурентоспособны и к тому же не требуют развития образования, но эти товары будут приносить доходы лишь в той мере, в какой на них будет спрос на мировых рынках. А поскольку, по словам профессора Е.Г. Ясина [2], мировая экономика будет расти быстрее, чем на 3–4 % в год, а спрос на сырье и энергию – медленнее в силу ресурсосбережения, подстегиваемого инновациями, возможности роста российской экономики при энергосырьевой ориентации экспорта в перспективе не будут превышать 2–3 %.

Реальное положение в мире таково, что основным капиталом в XXI веке становится не природно-ресурсный потенциал страны и даже не финансы, а интеллектуальный – научно-образо­вательный – потенциал. Если мы хотим добиться стабильного процветания, сравнимого с другими развитыми странами, нам необходимо научиться производить такие конкурентоспособные продукты, которые делают страну участником мирового технологического и экономического прогресса. Но без высокого уровня образования и науки это невозможно, что подтверждено множеством закончившихся крахом экономических реформ, оставивших без внимания сферы производства интеллектуального ресурса страны.

Таким образом, образование в XXI веке – это мощная общественная сила, ока­зы­ва­ю­щая непосредственное влияние не только на развитие науки и культуры, но и на экономику, социальные и политические процессы, на качество жизни каждого конкретного человека.

В России все основополагающие задачи в сфере образования, которые человечеству удалось реализовать в ХХ веке, были разрешены в полном объеме. За короткие сроки в нашей стране была ликвидирована неграмотность и создана разветвленная сеть учебных заведений, от дошкольных до высших.
В прошлом веке в России была создана кадровая и материальная база одной из лучших в мире систем образования. Мощный скачок в образовании позволил России занять лидирующие мировые позиции в области науки и техники. Благодаря интеллектуальному богатству, при безоговорочной поддержке системы образования, наша страна по многим показателям опережала ведущие мировые державы. Надо признать, что даже сегодня мы живем благодаря инерционному движению этой мощной системы.

Таким образом, у нашего образования свои традиции, свои наработанные основы, цели и задачи. Многими его чертами мы можем гордиться. Однако каждому новому поколению приходится решать новые задачи, которых не знало поколение предыдущее. Не все поэтому оказывается пригодным для последующего восприятия и передачи. Тем не менее, изменять наше образование необходимо, но по законам наследования, преемственности (оставить все лучшее и заменить негодное), не меняя его целиком, и уж тем более не разрушая систему образования до основания для того, чтобы выстроить новую.

В связи с этим вызывает определенную настороженность пересмотр в настоящее время структуры стандарта общего образования не с целью его обновления с потребностями современной жизни, а с целью устранения из него «Обязательного минимума». Оставляя в стандарте только «Требования к уровню подготовки выпускников», по сути целиком выпадает из внимания сам педагогический процесс, его организация в профильной школе, равно как и вопрос объективной оценки качества образования.

Поэтому одним из центральных вопросов остается вопрос совершенствования учебного плана и неразрывно связанная с ним модернизация стандартов образования. Проблем остается очень много: как, например, добиться оптимального соотношения гуманитарного и естественнонаучного образования, предусмотреть вариативность образования, надлежащим образом отразить в учебном плане содержание образования в области экологии, экономики, граждановедения, права, сохранив при этом фундаментальность образования, как сохранить здоровье детей в школе и т.д.

Серьезного внимания заслуживает проблема повышения статуса учителя, повышения его заработной платы. Убогая, нищенская заработная плата в системе образования – это позор государства. Такое государство не способно к развитию. Сейчас профессор российского университета получает меньше, чем швейцар в коммерческой фирме. Заработная плата российских ученых реально в 5 раз меньше, чем в 1990 г., и примерно в 50 раз меньше, чем получают ученые в странах Запада.

Несколько лет назад в моду вошел тезис: «Нет кризиса в образовании – есть кризис в финансировании образования». Однако полагаем, это не совсем так. Дело обстоит гораздо хуже: кризис и в образовании, и в его финансировании. Очевидна глубокая внутренняя связь двух вопросов: судьба России и судьба российского образования. Нам не поднять экономику без процветающего образования, ибо экономику делают люди, и то, как они работают, во многом определяется их общей и профессиональной образованностью.

В настоящее время перед нами порочный круг: для сильной поддержки образования нужна богатая экономика, но последняя может возникнуть только при процветающем образовании. Однако история показывает, что подобные порочные круги всегда размыкаются, если есть обоснованное политическое решение. Такое политическое решение должно быть четко обозначено в документах Минобрнауки РФ и Правительства РФ.

Остро стоит вопрос профессиональной подготовки педагогических кадров. За последние годы приблизительно в 2 раза сократилось число педагогических институтов и университетов за счет их объединения с классическими университетами. Рискуя заслужить упрек в профессиональной предвзятости, беремся утверждать, что ни один классический университет не сможет в полной мере обеспечить такой подготовки учителя, как педагогический вуз, потому что помимо учебной составляющей в педагогическом вузе традиционно большое внимание уделяется воспитанию будущего учителя, развитию его нравственных качеств и соответствующих ценностных ориентаций.

Падение идеологической системы ни в коем случае не должно отменять системы воспитания в системе дошкольного, школьного и даже вузовского образования. Такая отмена приведет к расцвету криминальной системы воспитания, к национальной катастрофе. Нам не хватит ни тюрем, ни денег на содержание преступников, мы сами сядем на их место, так как править будут они, если мы не вытянем из кризиса наше образование и тем самым не поможем воспитать честных, порядочных людей. Поэтому воспитание должно стать не просто полноправным, а главным компонентом образования.

Однако опять же придется решать двойную проблему: необходимо разработать программы и методики формирования у нового поколения системы ценностей порядочного человека, способного уважать чужие верования и традиции, любящего свою страну, культуру, гордящегося достижениями своих предков, необходимо подготовить соответствующие кадры, но и необходимо, чтобы государство, которое в первую очередь заинтересовано в поря­дочных гражданах, предоставило достойную заработную плату педагогам-воспитателям. Воспитание – это не коммерческая сфера деятельности, не рыночный продукт, на реализации которого можно заработать деньги, его финансирование должно всецело обеспечиваться государством. Но для этого нужно политическое решение.

Другое дело – обучение в системе образования. Государство в полной мере не может содержать систему образования, потому как объемы средств, обращающихся в бюджетной системе страны, составляют лишь порядка ¼ от ВВП, т.е. денег у правительства существенно меньше, чем у населения. Образовательные учреждения уже приобрели к настоящему времени некоторый опыт привлечения дополнительных средств: устанавливают шефские отношения с богатыми предприятиями, участвуют в конкурсах на получение грантов под различного рода разработки, вводят имущественный ценз и оплату состоятельными родителями обучения ребенка и т.д.

Однако это не значит, что государство должно самоустраниться от решения данной проблемы. В настоящее время есть острая необходимость в разработке пакета документов, облегчающих образовательным учреждениям все виды привлечения денежных средств для поддержания учителей, преподавателей, профессоров, привлечения в школы и вузы лучших педагогических кадров: необходимы проекты законов о введении платы за обучение детей согласно имущественному цензу родителей, за целевую подготовку специалистов для крупных предприятий и богатых фирм, о налоговых льготах за благотворительную деятельность в пользу учреждений образования и др.

Рассмотрим другой немаловажный аспект образования подрастающего поколения. По оценкам экспертов, если в богатой природными ресурсами России ввести за счет финансовых рычагов режим достаточно строгой экономии энергетических, водных и других ресурсов, то без всякого ущерба для производства и для бытовых нужд населения их расход может быть сокращен вдвое. Поэтому эколого-экономическое образование должно стать одной из первостепенных задач российской системы образования. Практическая экология и экономика должна пронизывать каждый предмет и в общеобразовательной школе, и в профессиональных образовательных учреждениях.