Смекни!
smekni.com

А. Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения (стр. 4 из 91)

Несмотря на сложность, противоречивость становления познавательных интересов учащихся старших классов, исследования показали:

• познавательные интересы более чем у половины выпускников оказывают влияние на их жизненные планы;

• источником своих познавательных интересов выпускники считают школу, учителей;

• высокий познавательный потенциал уча­щихся сочетается с их активной коллективной общественной дея­тельностью.

Формирование у старшеклассников познавательных интересов требует совершенствования системы учебно-воспитательного процесса по формированию личности молодых. Это предполагает:

• глубокое изучение интересов учащихся, развитие у них социальных, гражданских, коллективных, нравственных мотивов;

• повышение ответственности учителей за состояние преподавания гуманитарных предметов в старших классах с учетом интереса старшеклассников к философско-мировоззренческим проблемам;

• приобщение юношества к методам научного познания, способствующим углублению интереса к учебе;

• увеличение количества творческих работ с предпочтением их свободного выбора;

• воспитание культуры умственного труда, развитие активных форм самостоятельной самообразовательной деятельности (факультативы, УНО, дискуссии по проблемам науки, труда, нравственности, искусства);

• привлечение старшеклассников к организации школьной жизни, направленной на развитие гражданского отношения к образованию, труду во всей системе школьной жизнедеятельности (радиопередачи о новом в науке и жизни, политинформации о научных и трудовых достижениях, проведение конкурсов, олимпиад, организуемых старшеклассниками).

Анализ истории развития человечества показывает, что иностранный язык – это объективная потребность общества, без которой оно не может полноценно функционировать и развиваться.

Иностранный язык, как и родной, не существует в обществе изолированно и не может жить обособленной жизнью. Он тесно связан со всеми сферами жизнедеятельности общества – экономикой, политикой, обороной, искусством и т.д.

Иностранный язык, как и родной, выполняет две важнейшие функции – познания и общения. Однако различие состоит в том, что иностранный язык служит средством не только межличностного, но и межнационального, межгосударственного, международного общения. Кроме того, с помощью иностранного языка происходит познание того, что познать на родном языке адекватно и своевременно нельзя.

Функции иностранного языка порождаются и приводятся в действие теми процессами, которые происходят в экономической, духовной, внешнеполитической деятельности государства.

Одним из важнейших условий социально-экономического развития нашего общества является активизация деятельности людей. Перед школой, как никогда, остро встает задача воспитания людей принципиальных, с активной жизненной позицией. Такая позиция молодого поколения приобретает огромное значение.

Процесс обучения иностранному языку, построенный на коммуникативной основе, расширяет возможности предмета в решении этой задачи. Коммуникативное обучение ориентировано на личность и строится таким образом, что непосредственная деятельность учеников, их опыт, мировоззрение, учебные и внеучебные интересы и склонности, их чувства не остаются за порогом школы, учитываются при организации общения на уроке. Обучение строится не на прохождении учебных тем, изучении готовых текстов, а на обсуждении актуальных жизненных проблем. При этом ученики получают возможность обсуждать собственные дела и поступки, текущие события из жизни класса, школы, города, страны, планеты, учатся высказывать свое отношение к происходящему, обосновывать и отстаивать собственное мнение.

Иностранный язык как учебный предмет вносит заметный вклад в культуру умственного труда школьников. У них развиваются такие специфические учебные умения, как умение пользоваться словарями, грамматическими справочниками, памятками по рациональному выполнению учебных заданий. Все это учит детей работать самостоятельно, создает предпосылки для развития потребности в самообразовании.

В учебном процессе на уроке каждый источник познавательного интереса выступает не обособленно, не изолированно, а во взаимной обусловленности. Поэтому динамика познавательного интереса учащихся на уроке зависит, во-первых, от связи стимулов между собой; во-вторых, от их места в структуре учебного процесса (стимул может выступить в нем несвоевременно, нарушить логику учебного процесса); в-третьих, от решительной нейтрализации «серости», свойственной урокам тех учителей, которые не проявляют заботы о поддержании интереса учащихся на уроке. Эта «серость» разрушает живую атмосферу учебной деятельности бедностью, бесцветностью содержания, стереотипностью и шаблоном надоевших приемов, рассчитанных лишь на заучивание готовых истин, уничтожающих у детей стремление к самостоятельным действиям и оценкам, творческим проявлениям себя, препятствующим формированию интереса к учению.

Библиографический список

1. Божович, Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения / Л.И. Божович. – М.: Учпедгиз, 1955. – 256 с.

2. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе: пособие для учителя / под. ред. Е.И. Пасова, В.Б. Царьковой. – М: Просвещение, 1993. – 127 с.

3. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. – М.: Знание, 1979. – 186 с.

4. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся / под ред. Т.И. Щукиной. – М.: Педагогика, 1988. – 208 с.

5. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1971. – 230 с.

Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. Сер.3. Акту­альные про­бле­мы

образова­ния и воспита­ния подрастаю­щего поколе­ния. – 2001. – Вып. 8.

К вопросу о научном осмыслении моды

Соавтор Н.В. Черушева

Пути формирования эстетического вкуса достаточно сложны. Одним из них может быть мода. «О любви не говори: о ней все сказано», – поется в одной старой песне. Такой же совет можно было бы дать и тем, кто говорит о моде. Кажется, все, что можно было сказать о моде, уже сказано. С весьма давних пор о ней высказывались не только знаменитые модельеры, но и многие выдающиеся писатели, философы, искусствоведы, социологи, да и кто о ней только не говорил. Мы постоянно сталкиваемся с проявле­ниями моды. Тем не менее, существующие суждения о моде зачастую не только расходятся между собой, но и прямо противоречат друг другу, оценки этого явления (а стремление оценить, как правило, предшествует стремлению понять) диаметрально расходятся: попросту говоря, по одним оценкам, мода – это зло, по другим – благо. Одни утверждают, что мода продукт и источник социального неравенства и элитарности, другие, напротив, что она – результат и фактор развития социального равенства и демократии. Одни настаивают на том, что мода заведомо вредна для художественного творчества, другие – что она действует на него благотворно. Одни рассказывают, что мода подавляет индивидуальность, другие – что она способствует развитию индивидуальности.

Мода и сегодня по-прежнему остается явлением в значительной мере уловимым и далеко не познанным, несмотря на множество высказанных в разное время глубоких, оригинальных и верных идей и мыслей о ней.

Мода – явление в высшей степени интересное. В самом деле, разве не любопытно, почему огромные массы людей время от времени изменяют что-то в своем внешнем, да и не только внешнем, облике даже тогда, когда вроде бы ничто их к этому не понуждает, каждый раз, при этом считая, что изменения эти к лучшему? Разве не интересно попытаться понять, почему люди, утверждавшие некогда одно, под влиянием моды изменяют свою точку зрения и с течением времени говорят совершенно иное, иногда даже не замечая происшедшей с ними метаморфозы? Почему одежда, еще сравнительно недавно казавшаяся человеку такой красивой, перестает ему нра­виться, и через какое-то время вновь вызывать его восхищение?

Из-за чего такими странными, необычными представляются нам иногда внеш­ний облик, костюм, прическа людей, изображенных в живописных произведениях, на фотографиях или в кино?

Очевидно, что понятие моды сформировалось не в сфере науки, оно взято из повседневного языка и продолжает «жить» в нем. Это обстоя­тельство оказывает большое влияние на научное истолкование рассмат­риваемого нами явления. В отличие, скажем, от таких понятий, как «квант», «биоценоз» или «хромосома», понятие «мода» неизбежно свя­зано с самыми различными значениями, интерпретациями, ассоциациями ненаучного, обыденного характера. И это вполне естественно, так как в гуманитарных науках (а именно их объектом, прежде всего, и является мода) вообще собственно научное знание теснейшим образом перепле­тается с житейским; нередко они проникают друг в друга.

Тем не менее, и в гуманитарных науках обыденные и научные понятия не совпадают, так как последние составляют результат специальной работы. Научные понятия, в отличие от житейских, обыденных, не складываются «сами собой»; они искусственно конструируются, с тем чтобы в исследуе­мых явлениях действительности выделить и зафиксировать наиболее зна­чимые, существенные свойства и отношения и отбросить второстепенные, которые непременно присутствуют в обыденном сознании и в так называ­емых «естественных» языках, сформированных этим сознанием.