Модные объекты – это любые объекты, которые оказываются «в моде». Каждый из них существует исключительно как элемент и средство реализации модного стандарта, т.е. определенного способа поведения. Вообще одни и те же объекты могут включаться в различные модные стандарты.
Существуют «безобъектные» модные стандарты, которые вообще никак не отделены от тела человека, например, жесты, мимика или танцы. Иногда модный стандарт состоит в отказе от использования каких-то, некогда модных объектов, к примеру, отказ от ношения головного убора, галош, веера, галстука, зонта, муфты, от восприятия каких-то художественных произведений и т.д.
Те или иные стандарты и объекты становятся модными, оказываются «в моде» тогда и только тогда, когда они обладают модными значениями, т.е. выступают в качестве знаков моды. В свою очередь выражение «выступают в качестве знаков моды» означает, что эти стандарты и объекты замещают и указывают на какие-то ценности, которые в обществе или социальных группах воспринимаются как модные.
В качестве последнего компонента моды выделим поведение участников моды, т.е. такое поведение, которое ориентировано на отмеченные другие компоненты: стандарты, объекты и ценности моды.
В ходе дальнейшего изложения мы рассмотрим последовательно каждый из выделенных компонентов. Ценности оказываются «структурообразующим» компонентом моды; именно через его описание можно определить и представить остальные компоненты.
Культурные образцы, или социальные правила поведения, имеют две стороны. Первая сторона состоит в том, что им надо следовать, вторая – в том, что им хотят следовать. В первом случае эти правила, или образцы, выступают как социальные нормы, во втором – как социальные ценности. В одних правилах доминирует нормативная сторона, в других – ценностная. Иногда эти две стороны в одних и те же правилах настолько тесно переплетаются, что невозможно зафиксировать, где кончается одна и начинается другая; это две стороны одной медали. Повсеместно и единодушно разделяемая ценность нередко приобретает нормативный, обязательный характер, а интериоризованная, «внутренняя» норма становится ценностью, желаемым благом. Иными словами, то, чего когда-то всем хотелось, со временем может становиться обязательным, и наоборот.
В моде, как и во многих других социальных регуляторах, присутствуют оба начала: нормативное и ценностное. Но преобладает в ней начало ценностное. Ведь как бы ни были строги предписания моды, санкции за их нарушение не очень суровы и несопоставимы по жесткости с санкциями за нарушение многих нравственных и тем более правовых норм. Если же такие санкции становятся жесткими или даже репрессивными, это означает, мода либо умерла, уступив место другому регулятору, либо вообще не рождалась в данной социальной ситуации. Вот почему мы выделили в качестве отдельного элемента структуры моды не нормы, а ценности, учитывая при этом, что в них вплетено и нормативное начало.
Функционирование самой моды – процесс постоянный. Существует некоторое ценностное ядро, создающее самотождественность и постоянство моды. Это ядро, составляющее набор основных модных ценностей, обозначается как атрибутивные, или внутренние, ценности моды. Выделенные посредством процедуры идеализации, они, тем не менее, представляют собой реальные регуляторы поведения участников моды. Лишь в том случае, когда какие-либо стандарты и объекты обозначают весь набор этих внутренних для моды ценностей, можно говорить о том, что они обладают модными значениями, т.е. попросту являются модными. К этим ценностям относятся современность, универсальность, демонстративность и игра.
Следуя тем или иным стандартам, действуя с определенными объектами, участники моды руководствуются в своем поведении не только этим явным, лежащим на поверхности регулятивным уровнем, но и скрытыми за ним ценностями, перечисленными выше. Причем ориентация на атрибутивные («внутренние») ценности моды у отдельных ее участников может быть как осознанной, так и неосознанной.
Напротив, если поведение ориентировано только непосредственно на некие стандарты, которые ничего не означают, кроме самих себя, то здесь нет ситуации моды. Не существует стандартов поведения и объектов, которые были бы изначально, «по природе», вследствие своих внутренних свойств, модными, но они становятся ими тогда, когда наделяются модными значениями. Очевидно, что одни классы стандартов и объектов больше подвержены знаковой модной функции (например, одежда), другие – меньше, но в любом случае без этой функции нет моды.
Внешние (денотативные) ценности моды. Если модные стандарты обозначают атрибутивные («внутренние») ценности, то последние, в свою очередь, выступают как знаки по отношению к демонстративным ценностям моды.
В отличие от неизменных атрибутивных ценностей денотативные ценности бесконечно многообразны и разнообразны. Они носят ситуативный характер, хотя эту ситуативность надо понимать как относящуюся и к большим социальным системам, и к длительным периодам. Атрибутивные ценности в той или иной форме разделяются всей массой участников моды, хотя значимость и удельный вес каждой из них, очевидно, различны для разных групп и индивидов. Что же касается денотативных ценностей, то они заведомо различны и даже бывают противоположными в разных системах поведения. Этот факт в значительной мере объясняет противоречивость трактовок моды в истории культуры.
Следуя одним и тем же стандартам через посредство одних и тех же атрибутивных ценностей, различные категории участников моды в зависимости от тех или иных факторов, в конечном счете, на денотативном уровне могут быть ориентированы на различные и даже противоположные этические, эстетические, политические и прочие ценности. Это могут быть такие ценности, как социальное равенство и элитарность, красота и польза, конформность и неконформность и т.д. Вообще набор денотативных ценностей в принципе бесконечен.
Очевидно, что сами по себе стандарты и объекты также выступают как особые ценности в глазах участников. Если бы это было не так, то и вышеназванные ценностные компоненты моды не могли бы проявляться и оказывать воздействие на поведение. Модные стандарты и объекты представляют собой зримое внешнее воплощение атрибутивных и денотативных ценностей. Однако внутри модных стандартов и объектов необходимо четко различать ценность собственно «модности», связанной с отмеченными модными значениями, и ценность других, «немодных» (т.е. не опосредованных атрибутивными ценностями) качеств: пользы, красоты, высокой стоимости объекта и т.д. Так, дорогостоящая вещь (т.е. вещь с высокой экономической ценностью) может быть совершенно немодной, т.е. обладать нулевой ценностью в своем собственно модном аспекте. Таким образом, в структуре моды существуют три ценностных уровня:
1) ценностный аспект стандартов и объектов;
2) уровень атрибутивных («внутренних») ценностей;
3) уровень денотативных («внешних») ценностей.
Модные стандарты («моды») выступают как прямые (т.е. непосредственно обозначающие), ситуативные (т.е. обозначающие повсюду и постоянно) знаки этих атрибутивных ценностей моды и косвенные (обозначающие через посредство атрибутивных ценностей) ситуативные (в зависимости от включенности в определенные контексты поведения) знаки денотативных ценностей. Ценности и значения существуют, разумеется, не сами по себе, но реализуются в поведении людей – участников моды.
Библиографический список
1. Большая советская энциклопедия. – 3-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1974. – Т. 16.
2. Гофман, А.Б. Обычай как форма социальной регуляции / А.Б. Гофман, В.П. Левкович // Советская этнография. – 1973. – № 1.
3. Грекова, Е.И. Развитие личности ребенка на основах национальной культуры / Е.И. Грекова // Начальная школа. – 1997. – № 5.
4. Левада, Ю.А. Статьи по социологии / Ю.А. Левада. – М., 1993.
5. Макарцева, В.Н. Духовные ценности русской народной педагогики / В.Н. Макарцева // Педагогика. – 1998. – № 1.
6. Неменский, Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1981.
7. Петров, Л.В. Мода как общественное явление: Анализ в социально-коммуникативном аспекте / Л.В. Петров. – Л.: Знание, 1974.
8. Пушкин, А.С. Евгений Онегин / А.С. Пушкин. – М., 2004.
9. Словарь иностранных слов. – М., 1998.
10. Толстых, В.И. Мода как социальный феномен / В.И. Толстых // Мода: за и против. – М.: Искусство, 1983.
11. Этерлей, Е.Н. Неизвестное в известном: рассказы о словах / Е.Н. Этерлей, О.Д. Кузнецова. – Л.: Наука, 1979.
Вестник института развития образования и воспитания
подрастающего поколения при ЧГПУ. Сер. 3. Актуальные проблемы
образования подрастающего поколения. – 2004. – № 26.
Образование сегодня и завтра
14–15 января в Москве, в Кремлевском Дворце съездов, состоялось совещание работников образования Российской Федерации, участником которого был и ректор нашего университета А.Ф. Аменд. Мы попросили его рассказать читателям о том, какие цели ставились перед участниками встречи, какие вопросы выносились на обсуждение.
– Совещание было представительным. Об этом говорит уже то, что на нем присутствовали Председатель Правительства РФ В.В. Путин, министр образования В.М. Филиппов, представители других министерств; вела совещание и в первый, и во второй день зам. Председателя Правительства В.И. Матвиенко. На встрече были представлены работники всех сфер образования: ректоры государственных и, частично, негосударственных вузов (а таких сейчас в России около 400), руководители органов образования областного масштаба, заместители губернаторов из всех областей, директора и работники школ, внешкольных и дошкольных учреждений, преподаватели вузов, учителя школ. Нелишним будет заметить, что совещание это было плановое, о том, что оно состоится, было известно почти два месяца назад, и предположения о том, что оно каким-то образом связано с изменениями, произошедшими в руководстве страны, не имеют под собой оснований.