Смекни!
smekni.com

А. Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения (стр. 78 из 91)

По мнению доктора юридических наук А.М. Нечаевой, говоря о несовпадении терминов «беспризорный» и «безнадзорный», следует учитывать, что безнадзорность в основном определяется с помощью правил педагогики. Не случайно ее сущность, признаки входят в сферу педагогической науки, обращающей внимание на правильно понимаемый надзор за несовершеннолетним, который не сводится к контролю за его поведением, времяпрепровождением, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи с ребенком, такой связи, которая позволяет сохранять даже на расстоянии контакт родителей или заменяющих их лиц со своим воспитанником [4, с. 57–58].

Несовершеннолетние, предоставленные самим себе, оказываются неподготовленными к жизненным ситуациям, легко попадают под влияние уличных группировок с асоциальной направленностью, употребляют алкоголь, наркотики, втягиваются в аморальную деятельность вплоть до преступной. В результате у детей появляются негативные и антиобщественные привычки и интересы, формируется отклоняющееся поведение, трудновоспитуемость, педагогическая запущенность. Опасным следствием безнадзорности является свойственное подросткам стихийное проявление побуждений, связанных с недостаточно сформированным представлением о ценности жизни, с ослабленным чувством риска. Безнадзорные дети наиболее часто попадают в критические ситуации, становятся жертвами транспортных происшествий, получают травмы, участвуют в жестоких развлечениях и экспериментах над другими и даже над собой. В результате безнадзорности несовершеннолетние приобретают опыт жизни вне нормального коллектива, у них создается ложное ощущение самостоятельности и независимости от взрослых. В свою очередь родители, часто ссылаясь на мнимую взрослость детей, прикрывают свое неумение установить с ними доверительные отношения и тем самым усиливают изоляцию детей в семье [7, с. 75].

Отсутствие надзора чревато всякого рода неприятностями, иногда вовсе не безобидными, даже трагическими, когда возникают проблемы правового характера, в том числе связанные с детской беспризорностью. Определить, как скоро это произойдет и произойдет ли вообще, практически невозможно. На этот счет можно лишь делать предположения, прогнозируя будущее ребенка. Таким образом, между безнадзорностью и беспризорностью, несомненно, существует прочная связь, поскольку безнадзорность служит благоприятной почвой для беспризорности. Еще в 20-е годы П.И. Люблинский заметил, что беспризорность, подобно длительному недугу, проходит через несколько стадий развития. Начальную стадию этой социальной болезни как раз и составляет безнадзорность, а окончательную – беспризорность как таковая, определяющая положение и своеобразный социальный статус несовершеннолетнего.

К отличительным признакам, позволяющим считать ребенка беспризорником, А.М. Нечаева относит:

· полное прекращение всякой связи с семьей, родителями, родственниками;

· проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья;

· добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство и т.п.);

· подчинение неписаным законам, продиктованным признаваемым среди беспризорников авторитетом [4, с. 58].

Беспризорный – это не обычный здоровый ребенок, растущий в условиях спокойной семьи или благоустроенного детского учреждения. Он обитает там, где человек не живет и жить не может (на свалках, необитаемых чердаках, в канализационных трубах, подвалах, вокзальных помещениях и т.д.). Е.Г. Слуцкий отмечает, что основные психофизиологические свойства детей, формирующиеся в условиях бездомной жизни, – это результат раннего включения ребенка в жестокую уличную борьбу; при этом отсутствует воспитывающая помощь взрослых и нормальная детская среда. У беспризорных очень развит инстинкт самосохранения, что не характерно для других детей того же возраста. Выражена эмоциональная возбудимость, которая часто развивает привычку к наркотикам, алкоголю, азартным играм. Чувственные проявления половой жизни возникают раньше обычных физиологических возрастных норм. Наблюдаются авантюристические устремления, взращиваемые уличной жизнью, что резко увеличивает трудовую неустойчивость и недисциплинированность [9, с. 118].

Беспризорные дети не включаются в систему ценностей общества, становятся лишь наблюдателями чужой жизни, теряют свое прошлое, не обретая определенного будущего. Условия бездомной среды рано ставят ребенка в положение реальной жизненной ответственности, что ведет к формированию ряда социально-биологических качеств. К таковым относятся хорошая биологическая закалка организма, реализм и точность восприятия окружающего мира, жизненная гибкость, активность, групповая солидарность. Постоянный страх перед физической расправой со стороны взрослых и сверстников, голодом, болезнью, правоохранительными органами порождает в детях агрессивность, стремление найти защиту в каких-либо группах (шайках, бандах и т.п.). В этих группах, часто находящихся на службе у мафии, дети подвергаются эксплуатации (в том числе и сексуальной), втягиваются в преступную деятельность.

Несовершеннолетние, долгое время ведущие асоциальный образ жизни, вырабатывают свою философию жизни и субкультуру, специфически переосмысливают многие нравственные понятия (верность, долг, честь, совесть и др.). Негативные воззрения, усвоенные в подростковом возрасте, закрепляются на всю жизнь и становятся одной из основных причин рецидивного преступного поведения. Личность несовершеннолетних преступников характеризуется ослаблением чувства стыда и вины. Для них характерно равнодушие к страданиям других, несамокритичность и желание видеть только в окружающих источник собственных безнравственных поступков. Многие из них несдержанны, жестоки, эмоционально неуравновешенны, обладают акцентуированными чертами характера, т.е. устойчивым сочетанием неблагоприятных особенностей, имеющих тенденцию к перерастанию в психические аномалии [8, с. 187].

Социальная и личностная характеристики беспризорника, бесспорная его принадлежность к группе социального риска объясняют опасность беспризорности для современного и будущего общества. Дальнейшее ее развитие чревато весьма плачевной перспективой вырождения нации, поэтому крайне важно иметь представление о причинах детской беспризорности как крайне опасного социального явления. В решении Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ от 07 июля 1998 года отмечено, что «детская беспризорность и безнадзорность – следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, дистанцированием школы от детей с трудной судьбой, криминализацией среды…» [4, с. 60]. Справедливости ради надо сказать, что данная проблема стоит не только перед Россией, но и перед всем миром, и среди общих для всех стран причин беспризорности специалисты выделяют следующие:

1. Войны и социальные потрясения вынуждают людей покидать места обитания, в результате чего дети разлучаются со своими родителями и родственниками. Там, где идут военные действия, распространены и голод, и эпидемии. Нам не сообщают, сколько детей осталось без родителей в «горячих точках», но, судя по данным, согласно которым за все время террористической деятельности бандитских формирований только в Чечне погибло около 80 тыс. мирных жителей [9, с. 120], цифры окажутся неутешительными.

2. Экономический кризис, безработица являются следствием бедности широких слоев населения, характеризующейся не просто нехваткой денег, но и недоеданием, голодом, болезнями, неграмотностью и незащищенностью. По данным Программы развития ООН, прожиточные средства 1/5 населения мира составляют менее доллара США в день. Что касается России, то отсутствие средств к нормальному существованию, угроза безработицы, неполноценное питание, рост цен на продукты питания, товары, услуги приводят к ухудшению психологического климата, казалось бы, в благополучных семьях. Ежедневно в Российской Федерации регистрируется 1534 развода. В результате без одного родителя остаются 1288 детей, в дома ребенка передаются 30, «отбираются» у нерадивых родителей 32, убегают из дома 237 [9, с. 120].

3. Структурные изменения в семьях. Урбанизация и техническая цивилизация вызвали миграцию сельского населения в города, их разрастание, а отсюда – неуправляемость городской инфраструктуры. Наблюдается повсеместное отступление от семейных устоев, большие сельские семьи превратились в городские нуклеарные, отсюда – семейная бездуховность, тяжелое положение женщины, изменение ее роли в воспитании детей. Из-за роста безработицы заметно падает авторитет мужчин, оказавшихся не в состоянии содержать семью. Семьи стали менее защищенными, так как родственники и соседи, успешно выполнявшие функцию социальной защиты в прежние годы, ее утратили.

По сути, семья – основной социальный институт, контролирующий поведение ребенка. К глубокому сожалению, неблагополучная семья – типичное явление для современной России. Степень и причины ее неблагополучия разные, начиная от внутрисемейных конфликтов, отравляющих жизнь несовершеннолетним, и до полной потери родителями материнского, отцовского инстинкта, стопроцентной деградации личности матери, отца, порожденной, как правило, хроническим алкоголизмом, наркоманией.