Данные технологии способствуют обеспечению социальной поддержки, поскольку без нее может наступить рецидив.
В исследовании проблемы профилактики наркомании в России выделяют ряд этапов. На первом этапе (конец XIX – 30-е годы XX века) изучались социальные причины наркомании и алкоголизма, бытовые и социально-гигиенические аспекты проблемы, выявлялась связь отклонений с другими формами девиантного поведения. Были разработаны методики обследования, пути и способы лечения и профилактики. Созданный в 1923 году Институт социальной гигиены Наркомздрава РСФСР осуществлял координацию исследований социальных проблем наркомании и разрабатывал проекты профилактической работы, основными направлениями которой были санитарное просвещение и проведение массовых мероприятий.
На втором этапе (30 – 50-е годы) исследования были прекращены, поскольку тема социальных отклонений перешла в разряд запретных.
На третьем этапе (конец 50 – 80-е годы) проблемы наркомании изучались в силу ряда причин в основном узкими специалистами – психиатрами, наркологами, юристами.
Четвертый этап (перестроечный период) ознаменовался резким всплеском интереса к проблемам девиантного поведения, однако исследования не всегда были подкреплены методологическим анализом девиаций как социального феномена [6].
Сегодня есть смысл говорить о начале пятого этапа. Профилактика детской, подростковой и юношеской наркомании становится одной из важнейших задач общества. Разработка и внедрение профилактических программ сталкивается с рядом проблем:
· неопределенностью в вопросе о том, какие ведомства должны заниматься реализацией антинаркотической работы, что приводит к распылению выделяемых государством средств, несогласованности проводимых мероприятий;
· отсутствием научно обоснованных программ первичной профилактики;
· сохранением «запугивающей» модели профилактической работы, которая оказывается неэффективной в современных условиях;
· стремлением к внедрению зарубежного опыта без достаточного осмысления и учета условий российской действительности, а также культурологического аспекта молодежной наркомании;
· отсутствием системного подхода в понимании наркомании как явления в медицине и психологии;
· недостаточной разработанностью педагогического аспекта профилактической работы [17].
Проблема профилактики наркомании решается в России на государственном уровне. В 1993 году Верховным Советом РСФСР принята «Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации», в которой признано необходимым как на федеральном, так и на региональном уровне последовательно осуществлять мероприятия по административному и финансовому содействию психопрофилактической работе с населением. Однако Концепция не была реализована.
Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту», разработанная на 1995–1997 гг. и пролонгированная до 2001 г., была в основном рассчитана на мероприятия, которые находятся в сфере компетенции правоохранительных органов. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» (1998 г.) посвящен в основном вопросам контроля за производством и оборотом наркотических препаратов. Вопросы профилактической работы затронуты в нем недостаточно.
Таким образом, можно констатировать, что на государственном уровне проблема наркомании разрабатывается в основном в контексте борьбы с незаконным оборотом наркотиков, организации просвещения в связи с потреблением наркотиков с точки зрения юридической ответственности и медицинского аспекта заболеваний. Приоритеты в работе по профилактике наркомании с населением должны найти отражение в поправках к Закону «Об образовании РФ» или в самостоятельном Законе «О государственной политике в области наркологического образования и просвещения».
В последнее время происходит переосмысление подходов к профилактике, поскольку рост наркологических заболеваний является свидетельством того, что использование психоактивных веществ происходит с целью «ухода» от проблем, затрудняющих социальную адаптацию индивида, т.е. имеет социальные предпосылки. Следовательно, профилактика ориентируется на укрепление личностных ресурсов человека, увеличение его адаптивных возможностей, создание оптимальных условий жизнедеятельности и гармонизацию окружающей природной и социальной среды.
Новые подходы в профилактике реализуются, в частности, в Международном проекте «Европейская сеть школ укрепления здоровья». Вопросы профилактики потребления наркотиков органично вплетены в данном проекте в работу учащихся, родителей, педагогов по улучшению школьной среды и развитию активности учащихся в общественно полезной и досуговой деятельности. Таким образом, профилактика наркомании проводится на фоне общего улучшения качества жизни.
На современном этапе профилактика потребления наркотиков опирается на две концепции антинаркотической политики. Концепция «снижения риска» предполагает достижение снижения нелегального оборота и распространенности наркотиков и, в конечном итоге, полного прекращения их немедицинского употребления под лозунгом «Жизнь, свободная от наркотиков». Достижение этой цели авторы концепции видят в уменьшении предложения и снижении спроса на них населения путем использования жестких ограничительных и репрессионных мер (законодательных, административных и медицинских). Следовательно, программы профилактики должны включать меры, направленные на снижение «спроса» на наркотики (массовые антинаркотические кампании, санитарное просвещение, работа в группах риска и др.) [3]. В этой области существует несколько концептуальных моделей [22].
Так, например, модель морализирования основана на утверждении того, что религиозным постулатам противоречит одурманивание, являющееся греховным и безнравственным. Модель запугивания проводит идею опасности потребления наркотиков. Фактически информационная (познавательная) модель ставит своей задачей предоставление взвешенной и объективной информации о действии психоактивных веществ и риска их потребления. Однако в данной модели отсутствует развитие привычек и поведенческих навыков. Аффективно-просветительская модель преследует формирование знаний, убеждений, эмоционального отношения к потреблению наркотических веществ, чувства самоуважения, системы личностных ценностей. Модель укрепления здоровья основана на формировании привычек, способствующих здоровому образу жизни [спорт, активный досуг и др.]. Как одна из разновидностей этой модели, модель укрепляющих факторов («коппинг-стратегия») подчеркивает у здоровых людей наличие ресурсов, дающих возможность справиться со стрессогенными факторами внутренней среды, не применяя при этом наркотических средств.
Безусловно, каждая из предложенных моделей имеет место, выбор той или иной модели определяется условиями ее применения и характером проблем, требующих решения. Эффективность моделей предполагает их комплексное использование: создание информационного поля, формирование поведенческих навыков, установок, гармонизацию окружающей среды.
Концепция снижения вреда получает все большее распространение в тех странах, которые критически переосмыслили деятельность по борьбе с наркотиками. Эта концепция имеет более умеренный характер и предполагает, наряду с ограничительными, применение более либеральных и мягких социальных мер, включающих поиск компромиссов, достижение максимальной прозрачности в деятельности наркопотребителей. Таким образом, она направлена на снижение вреда от потребления наркотиков и сокращение потенциально вредных форм их потребления. Вместе с тем концепция снижения вреда, не предполагая полного уничтожения наркотиков и изоляции наркоманов, преследует следующие цели профилактики:
· нейтрализация факторов, способствующих приобщению человека к психоактивным веществам;
· формирование убеждений, позволяющих отказаться от пробы наркотиков;
· создание условий к тому, чтобы первая проба наркотиков или алкоголя, если это неизбежно, происходила как можно более осознанно, в зрелом возрасте;
· оказание консультативной и медицинской помощи лицам, злоупотребляющим ПАВ, не только с целью прекращения их приема, но и снижения вреда от употребления путем выбора менее вредных веществ или форм употребления;
· осуществление поддержки наркозависимых путем помощи в разрешении их жизненных проблем;
· защита населения от проблем, связанных с соседством с наркопотребителями.
В этом направлении в Швеции и Голландии были созданы так называемые «метадоновые» программы, смысл которых заключается в легализации употребления легкого наркотика (метадона). Таким образом, у наркоманов не возникает необходимости в совершении преступлений с целью покупки наркотиков, снижается риск распространения СПИДа, кроме того, наркомафия начинает терять сверхдоходы. Однако наряду с положительными, следует отметить несколько отрицательных моментов:
· наркомафия будет бороться за свои доходы путем нажима на правительственные решения и подкупа чиновников;
· законы рынка не действуют применительно к наркотикам, поскольку потребитель находится в зависимости от психоактивного вещества;
· потребность в наркотиках вследствие фиксации всех сфер личности на ее удовлетворение полностью подавляет волю человека;
· официально доступный наркотик не всегда удовлетворяет потребность человека в отношении количества или силы действия, вследствие чего он вновь обращается к услугам наркодельцов [9].
Профилактика оказывается ориентированной не на отказ от наркотиков, а на цели, выполнимые для больных с различной степенью наркотической зависимости. Естественно, в таких условиях невозможно изолировать подрастающее поколение от влияния распространителей и потребителей наркотиков, в связи с чем задачей профилактики становится формирование отношения к наркотикам и их потреблению. Следовательно, адресатом профилактической работы становится не только индивид и система здравоохранения, но и управленческие органы разного уровня и общество в целом.