Уже многие годы жизнь и творчество Максима Исповедника являются объектом пристального изучения. Последние годы внимание к нему особенно велико. В России начало изучения творчества Исповедника относится ко второй половине XIX в., почти одновременно с появлением работ западноевропейских ученых, и результаты исследований российских ученых многие годы занимали лидирующие позиции, как в отдельных вопросах, так и в систематическом изложении богословия Максима. Научный интерес к наследию богослова в России нельзя считать случайным. По характеристике А.И.Сидорова, Максим Исповедник всегда продолжал «жить» в русской культуре, являясь органичной её частью, поэтому его можно считать «одним из ярких примеров органической связи византийской и русской культур»5 . Максим Исповедник был известен и почитаем еще в Древней Руси 53, тогда же получили распространение и
49 Бриллиантов А.И. О месте кончины и погребения св. Максима Исповедника. Пг., 1918. С. 2-3.
50 Brock S. An Early Syriac Life... P. 332-335,340-341.
51 К ним относятся Ж.М.Гарриг и В.Лёзер (Garrigues J. M. La persorme composee du Christ d'apres saint Maxime le Confesseur // Revue Thomiste, 1974. T. 74. P. 184-185.; Loser W. Im Geiste des Origenes. Hans Urs von Balthasar als Interpret der Kirchenvater. Frankfurt am Main, 1976. S. 181-182.). широко привлекали данное житие и А.И.Сидоров (Сидоров А.И. Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество // Творения преподобного Максима Исповедника. Книга I. М., 1993. С.7 - 74.; Сидоров А.И. Некоторые замечания к биографии Максима Исповедника // ВВ. Т. 47. М., 1987. С. 109-124.) и Ж.-К. Ларше (Ларше Ж.-К. Преподобный Максим Исповедник - посредник между Востоком и Западом. М., 2004.).
52 Сидоров А.И. Некоторые замечания к биографии Максима Исповедника // ВВ. Т. 47. М., 1987. Прим. 2, с. 109.
53 Живов В.М. Исповедник // Живов В.М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. М., 1994. С. 35.
переводы некоторых из его трудов 54, особенно «Главы о любви». С IX века в Минеях была зафиксирована служба Максиму Исповеднику, совершаемая по традиции дважды в году в день смерти (13 августа) и день перемещения мощей (21 января)55, в состав «Великих Миней Четьих» митрополита Макария и св. Дмитрия Ростовского вошла славянская редакция жития Максима Исповедника. Кроме того, умер и погребен Максим был во входившей в состав Российской Империи Грузии56, где о нем сохранилась живая память. Пионером в изучении богословия Максима Исповедника в России, его своего рода «первооткрывателем» можно считать B.C. Соловьева57, упомянувшего богослова в нескольких словарных статьях: «Максим Исповедник»58, «Монофелитство»59, «Ориген» 60, а также в работах «Великий спор», «История и будущность теократии», «Россия и Вселенская Церковь». На протяжении XIX века были опубликованы и некритические переводы ряда творений Максима61. В 1888 году выходит фундаментальная монография И.К. Орлова62, где впервые была предпринята попытка
54 Соболевский А.И. Переводная литература Московской Руси XIV-XVII вв.. Библиографические материалы. Спб., 1903. С. 17, 20, 32, 272, 310; Сидоров А.И. Творческое наследие Максима Исповедника в Древней Руси (на материале Изборника Святослава 1073 г.) // Традиции древнейшей славянской письменности и языковая культура восточных славян. М., 1991. С. 201-208.; Буланин Д.М. Реконструкция древнерусского сборника XIII в. // Исследования по древней и новой литературе. Л. 1987.342—345.
55 Служба Максиму Исповеднику по новгородским Минеям конца XI—начала XII в. / Иссл., подг. слав, и греч. текстов Мурьянова М. Ф. // Мурьянов М. Ф. Гимнография Киевской Руси. М. 2003. С. 222—249.; Служба Максиму Исповеднику по новгородским Минеям конца XI—начала XII в. / Пер. Лисового Н. Н. // Мурьянов М. Ф. Гимнография Киевской Руси. М. 2003. С. 250-252.; Служба преп. Максиму Исповеднику. Август. Фототип. воспр. текста. (РГАДА, ф. 381, № 125, XI—XII вв., лл. 26 об.—29) // Мурьянов М. Ф. Гимнография Киевской Руси. М. 2003.439—146.
56 Выяснить точное место захоронения Максима пытался еще в начале XX века А.И. Бриллиантов. (О месте кончины и погребения св. Максима Исповедника. Пг., 1918.)
57 Сальников СВ. Максим Исповедник в исследованиях западных и отечественных патрологов // Вестник Челябинского университета. Серия 10. Востоковедение. Евразийство. Геополитика. № 2 / 2003. С. 110.
58 Соловьев B.C. Максим Исповедник // Энциклопедический словарь / Под ред. Ф.А. Брокгауза, И.А. Ефрона. Т. XVIII. С. 446 - 447.
59 Соловьев B.C. Монофелитство // Там же. Т. XIX. С. 788 - 789.
60 Соловьев B.C. Ориген//Там же. Т. XXII. С. 141 - 145.
61 Например: Максим Исповедник. О любви в четырех сотнях. М. 1845. (Переиздание. СПб. 1991.); О любви. // Добротолюбие. М. 1889. 3. 177-246. Слово подвижническое. Перевод Феофана Затворника. // Добротолюбие. М. 1889. 3. 149-176.; Послание к Иоанну Кубикуларию о любви. // ХЧ. 1846. № 3. С. 387 ел.; Максим Исповедник. Мистагогия. // Писания св. отаев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. СПб. 1855. 1. 293-352.; Преп. о. н. Максима Исповедника Толкование на молитву «Отче Наш». И его же Слово постническое по вопросу и ответу. М. 1853.; Истолкование молитвы Господней словами святых отаев (Толкование на молитву Господню. Перевод Феофана Затворника). // Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. М. 1888 С. 441-600.; Умозрительные и деятельные главы, выбранные из семи сот глав Греческого Добротолюбия (Перевод Феофана Затворника)// Добротолюбие. М. 1889. 3.247-307.
62 Орлов И.К. Труды святого Максима Исповедника по раскрытию догматического учения о двух волях во Христе. СПб., 1888.
систематически изложить один из аспектов богословия Максима - его христологию, имеющую непосредственную связь и с антропологией, поскольку Максим затрагивал вопросы соотношения божественной и человеческой природ и воль Христа. Монография И.К.Орлова и ныне является не утратившим своего значения обстоятельным исследованием. Необходимо упомянуть также работы П.М.Минина63, еп.Алексея (Дородницына)64 обратившихся к изучению аскетическое учения и мистики. К его творчеству обращался и А. И. Бриллиантов при создании своего сочинения об И.С. Эриугене65.
Решающий шаг в изучении богословия Максима Исповедника был сделан ученым Киевской Духовной Академии Сергеем Леонтьевичем Епифановичем (1886-1918), посвятившим богослову свою двухтомную магистерскую диссертацию, которая была защищена в 1917 г. К сожалению, этот труд, уже набранный, так до сих пор и не увидел свет в связи с первой Мировой войной, начавшейся революцией и последовавшей вскоре скоропостижной смертью молодого ученого, считалось даже, что рукопись безвозвратно утрачена. Однако, рукопись диссертации С.Л.Епифановича была обнаружена в архиве Киевской духовной академии, и в настоящее время ведется работа по её публикации. При жизни же ученого, из объемного исследования ему удалось издать лишь часть, под названием «Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие» 66, которая по мнению автора должна была стать приложением ко II тому сочинения о Максиме Исповеднике 67. Большая часть исследования в настоящее время, к сожалению, утрачена. Однако, даже по неполному изложению можно судить о подлинном объеме личности и творений Максима.
Ученый изложил всю богословскую систему святого, включающую онтологию, космологию, сотериологию, эсхатологию, христологию и аскетику и раскрыл глубину его богословского синтеза. Были охарактеризованы и антропологические взгляды Максима,
63 Минин П.М. Главные направления древнецерковной мистики. // Богословский вестник. 1911. № III. С.823-838; 1913. № II. С.151-172; 1914. № II. С.304-326; № III. C.42-68. Переиздание: Минин П.М. Главные направления древнецерковной мистики // Мистическое богословие. Киев, 1991. С. 385-390.
64 Алексий, епископ. Преподобный Максим Исповедник, представитель древнехристианской мистики // Вера и разум. Харьков, 1905. № 3. С. 124-139.
65 Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. СПб., 1912. С. 212-234.
66 Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. Киев, 1915. Переиздание: Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996.
67 Сидоров А.И. С.Л. Епифанович и его книга о преподобном Максиме Исповеднике: Вступ. ст. // Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1995. С.7, прим. 1.
занимающие важное место в его богословии. Автор раскрыл взгляд Максима на творение мира и человека, где проявляются представления святого отца о высокой творческой роли человека в мироздании, призванного объединить с Творцом всё творение68. Подробно проанализировал автор и трактовку Максимом человеческой природы в трех её состояниях, отраженных в патристике: первоначальное состояние до грехопадения, после грехопадения и после достижения единения с Богом, то есть обожения человека, употребляя богословскую терминологию69. С.Л. Епифанович проделал, пожалуй наиболее полный и обстоятельный анализ аскетического учения Максима, опирающийся
на данные антропологии, прежде всего, изучение души и страстей человека . Несомненным вкладом С.Л. Епифановича является то, что он рассмотрел творчество Максима Исповедника на широком культурном фоне седьмого века и предшествующих эпох. Характеризуя значение творчества богослова исследователь писал: «Обладая необычайной силой творческого синтеза, он словно предназначен был к тому, чтобы объединить и связать те разнообразные течения, которые сама жизнь преднамечала к органическому слиянию. Одинаково сильный и как богослов-философ, и как аскет-мистик, и как полемист, он мог взять в свои руки все отрасли византийского богословия и, как творческий ум, претворить все богатое содержание его в единство целостной системы, и мог сделать это со всей силой своего оригинального духа, безмерно возвышаясь над маленькими богословами - эксцерпторами своего времени, еле успевавшими намечать контуры своих скромных по замыслу и исполнению компилятивных произведений» 7|. К сожалению, успешно начавшиеся исследования были прерваны смертью ученого в 1918 г. С.Л. Епифанович начал также переводить на русский язык и комментировать сложные богословские произведения св. Максима. Им были частично переведены и изданы «Вопросоответы к Фалассию» 72 - одно из главных произведений богослова, а также целый корпус малых произведений Максима и произведений, приписываемых ему73. М.Д. Муретов осуществил перевод и публикацию различных редакций жития
68 Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996. С. 58-59.
69 Там же. С. 59-68.
70 Там же. С. 84-108.
71 Епифанович С.Л. Византийское богословие и прп. Максим Исповедник. С. 49-50
72 Преп. Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию / Пер. С.Л. Епифановича // Богословский вестник. 1916, 1917.
73 Епифанович С.Л. Материалы к изучению жизни и творений преп. Максима Исповедника. Киев, 1917. Данная книга как и исследование «Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие» является извлечением из магистерской диссертации С.Л. Епифановича.