Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к (стр. 10 из 14)

В связи в этим необходимо помнить ранее изученную тему 7, посвященную науке вообще. Специфика технических наук определяет и критерии соответствующего знания: не только их истинность, но и эффективность, поскольку оно создаётся специально для использования в технике и инженерной деятельности. Поэтому очень важно разобраться с такими процессами как проектирование (с использованием систем автоматизированного проектирования САПР) и конструирование и их связью с инженерной деятельностью.

Обладая спецификой, тем не менее, технические науки связаны и взаимодействуют с естественными, социальными и гуманитарными науками.

В соответствии с тем, на какой базе возникли, технические науки подразделяются на два типа: классический тип (базируется на одной естественной науке) и неклассический (комплексный), если на базе нескольких естественных наук.

Техника как восполнение недостаточности человека и реализация принципиально новых возможностей. Человек и машина. Проблема технического прогресса. Техническое и органическое. Человек как машина. Комплексы технизированного человека.

Эколого-гуманистическая, телеологическая, цивилизационная детерминанта как факторы развития технико-технологических наук.

Контрольные вопросы:

1. Что является идеальным инженерным устройством?

2. Понятие техносферы

3. Сущность техногенной цивилизации.

4. Современные концепции техники.

5. Понятие цивилизации и культуры.

6. Научно-техническая революция, её роль в развитии общества.

7. «Инженерное» мышление в контексте информационно-компьютерной революции.

8. Постиндустриальная цивилизация, её характеристики.

9. Понятие техники. Наука и техника.

Тема 10. Природа как предмет философского осмысления. Взаимодействие природы и общества

1. Исторические формы отношения человека к природе.

2. Жизнь как ценность.

3. Понятия «естественная природа», «квазиприрода», «артеприрода».

4. Современные экологические проблемы и проблемы коэволюции.

5. Идея ноосферы в концепции устойчивого и безопасного развития.

Ключевые понятия: экосистема, биосфера, ноосфера, природа, коэволюция, устойчивое развитие, алармистское сознание, «Гея-гипотеза» Дж. Лавлока.

Литература:

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2000-2001.

2. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.

4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 (глава 1. – глава 31).

5. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

6. Барулин В. С. Социальная философия: Учебник. - М., 1999, Гл. IX.

7. Вернадский В. И. Открытия и судьбы. - М., 1993.

8. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. - М., 1990.

9. Печчеи А. Человеческие качества. - М., 1985.

10. Философия: Учебник для вузов. Под общей ред. В.В. Миронова. -М.: Норма, 2005. Разд. VП.

11. Социальная философия. Лекции по курсу « Философия», М.: МГУК, 2002. Лекц. 1.

12. Философия природы: коэволюционная стратегия. - М., 1995.

13. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992. Ч. 2, Гл. XXI.

Методические рекомендации

Вопрос о взаимоотношении общества и природы является ключе­вым для человечества. В разные исторические эпохи он имел разное звуча­ние. Студент должен показать как исторически менялось отношение чело­века к природе, начиная с античности и кончая сегодняшним днем, различать потребительски миграционный и постоянно продуцирующий тип взаимоотношений общества и природы. Различие между живой и неживой природой носит фундаменталь­ный характер. Студент должен знать основные признаки живого. В резуль­тате эволюции Земли возникла биосфера, включающая в себя верхнюю часть земной коры и нижнюю часть атмосферы. Существование биосферы является непременным условием сохранения жизни на Земле. В связи с этим неплохо поразмышлять над провозглашенным А. Швейцером принципом благоговения перед жизнью.

Современные экологические проблемы настоятельно требуют пере­хода человека от идеи господства над природой к идее партнерских отно­шений. Во весь голос потребность в новой ценностной переориентации че­ловечества по отношению к природе зазвучала благодаря деятельности Римского клуба. Студенту желательно знать основные этапы становления этой международной общественной организации. Глобальный, планетар­ный характер экологических проблем рождает новые формы международ­ного сотрудничества для сохранения жизни на Земле. Студент должен ори­ентироваться в этом вопросе.

Представление о жизни как определенной стадии эволюции не толь­ко Земли, но и космоса формировалось в начале XX в представителями русского космизма К. Циолковским, П. Флоренским, В. Вернадским, А. Чижевским. Эта идея наиболее полно воплотилась в творчестве В. Вернад­ского, который рассматривал в единстве природную (космическую) и че­ловеческую (социально-гуманитарную) реальности, исследовал проблему перехода биосферы в ноосферу.

Контрольные вопросы:

1. Как менялось отношение к природе в ходе исторического процесса?

2. В чем отличие живой природы от неживой?

3. Как Вы понимаете принцип благоговения перед жизнью?

4. С чем связано обострение противоречий в системе общество-приро­да в современную эпоху?

5. Охарактеризуйте основные идеи Римского клуба.

6. В чем актуальность идеи В. И. Вернадского о ноосфере?

7. Вычлените социально-философский и этико-гуманистический аспек­ты экологических проблем.

Тема 11. Человек – главный предмет истории философии и науки. Современные течения философии о проблемах человека

1. Концепции человека в истории философии: греко-римская, иудейско-христианская, научная, концепция декаданса, концепция сверх-человека Ницше.

2. «Человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Биоло­гическое и социальное в человеке.

3. Структура личности.

4. Закономерности формирования личности.

5. Свобода и ответственность личности.

Ключевые понятия: личность, индивид, эгоизм, альтруизм, индивидуальность, одиночество, отчуждение, гуманизм, антроподицея, теодицея, антропоцентризм, космоцентризм, генотип.

Литература:

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2000-2001.

2. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.

4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 (глава 1. – глава 31).

5. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

6. Абдульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личнос­ти. - М., 1980. Гл. 5.

7. Карпинская Р.С, Никольский С. А. Социобиология: Критический анализ. - М., 1988.Гл.II.

8. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. - М., 1998. Раздел «Так на­зываемое зло. К естественной истории агрессии».

9. Социальная философия. Лекции по курсу « Философия». М.: МГУК, 2002. Лекц.4.

10. Спиркин А. Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. - М.: Гардарика, 2005. Гл. 10.

11. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994. Часть третья.

12. Холл Кэлвин, С. Холл, Линдсей Гарднер. Теории личности. - М., 1999.

Методические рекомендации

Необходимо различать понятия: человек, индивид, индивиду­альность, личность. Че­ловек – как родовое понятие, с помощью которого отличают людей от всех остальных видов живого. Индивид – единичный элемент рода. Личность - конкретный человек в единстве его биологических, психологических и социальных ха­рактеристик. Индивидуальность (единственность) - то особенное, что отличает каждого из нас, совокупность качеств, присущих данному человеку.

При рассмотрении человека встает проблема соотношения социально­го и биологического в нем.

Проблема структуры личности также многовариантна, в ней выделяют биологическую и психологическую подструк­туры, а также подструктуры, выражающие уровень социализации личнос­ти и ее направленность. В единстве этих подструктур только и можно раскрыть суть личности.

Формирование личности начинается в семье. Формирование личности опосредовано социальной средой. Важнейшее влияние оказывают различные социальные общности, среди которых заслуживают внимания первичные коллективы. В них проходит ограничение детского эгоизма и вос­питывается способность к коллективистическому самоопределению личнос­ти (В. А. Петровский). В этом случае сила механизмов социально-психоло­гического воздействия не имеет самодавлеющего характера и личность развивается как свободный самодостаточный субъект социальных отноше­ний.

Естественно, встает проблема свободы и ответственности личности. Свобода - это способность осуществлять такую самодетерминацию, кото­рая ограничивает деструктивные проявления внешней детерминации и при­вносит в существующую реальность черты нового, конструктивного, от­вечающие родовой сущности человека. Мерой свободы в таком случае выступает ответственность личности. Необходимо знать основные подходы С. Кьеркегора, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартра, К. Маркса, А. Камю, Н. Бердяева, В. Соловьёва и других к пониманию человека.

Эволюция социально-философских взглядов на природу и сущность человека. Христианская идея Богочеловека. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Марксистская концепция сущности человека и ее противоречия. Природа и сущность человека в христианской антропологии B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, Л. Шестова, С. Л. Франка и др.