Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к (стр. 11 из 14)

Фрейдизм и неофрейдизм, экзистенциализм, персонализм о природе и сущности человека.

Проблема смысла человеческого бытия в истории мировой культуры. Идеалистические, материалистические, религиозные и другие концепции смысла бытия. Проблема смысла человеческого бытия в культуре XX века. С.Л. Франк, В. Франкл, Е.Н. Трубецкой о смысле человеческого бытия. Обретение человеческого в человеке и обществе как смысл бытия. Смысл жизни – непрерывный диалог человека с человеком, и трагедия потери смысла жизни.

Человек в разных гранях своей жизнедеятельности: созидатель и разрушитель, свободный и порабощенный, экономический субъект и субъект власти, субъект духа, субъект общения и познания, гендерный субъект, homo faber и homo ludens и др. Имманентная сложность, дисгармоничность разных измерений человека, напряженность человеческого бытия.

Основоположения человеческого бытия как всеобще-глубинные устремления человеческого духа: самосозидание, социо- и миросозидание — векторы человеческой жизни; творчество и свобода как высшие ценности. Трансцендентное и трансцендирование; беспредельность, неограниченность человеческих перспектив, мощь и совершенство человеческого духа. Абсолют и Бог.

Контрольные вопросы:

1. Раскройте содержание понятий человек, индивид, личность, индиви­дуальность.
2. Каково соотношение биологического и социального в человеке?

3. Какова структура личности?

4. Раскройте роль биологической и психологической подструктур в судь­бе личности.

5. Покажите роль семьи в воспитании детей.

6. Что такое коллективистическое самоопределение личности?

7. Как Вы понимаете свободу?

8. Бремя свободы. Феномен бегства от свободы.

9. В чем заключается проблема отчуждения человека?

Тема 12. Ценностный мир человека. Представление о совершенном человеке в различных культурах

1. Неоднозначность проблемы природы человека: физический, органический, социальный, психический, духовный уровни человека.

2. Описательная («полу-зверь, полу-человек») и нормативная («образ и подобие Бога», духовное существо) концепции природы человека.

3. Концепции человека (Греко-римская, христианско-иудейская, научная, декаданса, Сверхчеловека Ф. Ницше).

4. Ценности как предмет философского анализа. Проблема абсурда.

5. Проблема человека в трудах И. Канта, К. Маркса, З. Фрейда, Ж. Делёза, Ф. Гваттари, М. Шелера, А. Гелена и др.

6. Представление о совершенном человеке в различных культурах (перфекционизм, идеи Э. Фромма и др.)

7. Смысложизненный стержень человеческого бытия. Цель и смысл жизни человека и человечества.

Ключевые понятия: значение, смысл, гедонизм, эвдемонизм, Сверхчеловек, ценность, оценка, интериоризация, аскетизм, категорический императив, абсурд, антропологическая информация, насилие, ненасильственный мир, экологическое сознание, алармистское сознание, «философия надежды», «философия выживания», оптимология, оптимум, пессимум, перфекционизм, «человек – яппи», «человек Протея», добро и зло, смысл и бессмысленность, цель, симуляция

Литература:

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2000-2001.

2. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.

4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 (глава 1. – глава 31).

5. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

6. Барулин В.С. Социально-философская антропология. Человек и общественный мир / В.С. Барулин. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2007. – 600 с. – (Gaudeamus).

7. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. — М., 1989.

8. Гусейнов А.А. Великие моралисты. — М, 1995.

9. Демичев А.В. Дискурсы о смерти. Введение в танатологию. — СПб., 1997.

10. Камю А. Бунтующий человек. — М., 1990.

11. Кьеркегор С. Страх и трепет. — М., 1993.

12. Марков Б.В. Философская антропология. — СПб., 1997.

13. Мунье Э. Манифест персонализма. — М., 1999.

14. Новогородцев П.И. Об общественном идеале. — М., 1991.

15. Соловьев В.С. Оправдание добра // Собр., соч. т.1. — М., 1990.

16. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1994.

17. Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1990.

18. Фромм Э. Быть или иметь? — М., 1990.

19. Швейцер Альберт. Благоговение перед жизнью. — М., 1992.

20. Ясперс К. Философская вера. — М., 1992

Методические рекомендации:

Аристотель о телесных, вещных, духовных благах. А. Смит, И. Бентам, Дж.С. Милль о свободе и благе. Категорический императив И. Канта. Натурализм, психологизм, трансцендентализм, персонализм, культурно-исторический релятивизм, социологизм в подходе к ценностям. Религиозная трактовка ценностей в истории русской философии. Марксистская концепция ценностей.

Природа ценности, ценностного отношения, ценностного сознания. Система, иерархия человеческих ценностей. Экзистенциальные, социальные, политические, юридические, нравственные, эстетические ценности, ценности познания транссубъективных коммуникаций. Общечеловеческие ценности, ценности человека-индивида, ценности общества. Ценности, квазиценности, антиценности. Смыслообразующая и социально-регулятивная роль ценностей. Ценности как ядро культуры.

Жизнь и смерть как ценности. К. Маркс о свободном, всестороннем развитии индивида.

Свобода, Истина, Добро, Красота, Правда — высшие духовные ценности человека и их жизнеутверждающая роль. Религиозные ценности. Антиномии свободы и предопределения, бескорыстной любви и воздаяния, греха и праведности в религиозной жизни. Бездуховность как источник консерватизма, социальной апатии, реакции. Общественные иллюзии и идеология. «Оборачивание» духовных ценностей в идолы сознания. Духовные координаты нашего времени, проблема бездуховности.

Свобода — фундаментальная ценность личности, ее самореализация в общественной и индивидуальной жизни. Имманентность свободы человеческому бытию. Несвобода в человеческой жизни. Свобода как «пространство» осознанного выбора в человеческой жизнедеятельности. Свобода как процесс развития форм и способов деятельности, позволяющих овладеть необходимостью превращать ее в условие собственного развития. Свобода внутренняя и внешняя. Свобода, воля, познание и самопознание. Проблема свободы в концепции психотрансмутации Гюрджиева Г.И. Экономические, социальные, политические, духовные условия и средства осуществления свободы. Свобода как основа человеческого творчества. Свобода и закрепощенность человека, свобода и отчуждение, «бремя свободы». Свобода «от» и свобода «для». Ответственность и свобода. Существование по типу бытия или обладания, подлинное и неподлинное бытие, проблемы и подходы.

Эстетические ценности. «Незаинтересованность суждений вкуса», «целесообразность без цели» (И. Кант). Соотношение прекрасного и полезного. Универсальность эстетических ценностей. Исторические, этнонациональные, религиозные истоки эстетических ценностей. Искусство — высшее проявление эстетических ценностей.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите цели и смыслы человеческой жизни в истории философии.

2. Перечислите протестантские ценности.

3. Раскройте сущность православных ценностей.

4. Укажите ценности традиционного общества, модерна и информационного общества.

5. Назовите отличия ценностей «восточной» и «западной» цивилизации современного мира.

6. Проблема теодицеи и антроподицеи в теологии.

7. Сущность духовных координат нашего времени.

8. Уровни духовности: индивидуальный, социальный, трансцендентный.

Тема 13. Общество как саморазвивающаяся сложная (гетерогенная) система: его структура, элементы, взаимосвязи, самоорганизация, уровни организации

1. Генезис историко-философских воззрений на общество. Понятие социальной парадигмы.

2. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества

3. Структура общества, её изменение в информационном обществе. Проблема маргинализации.

4. Субъекты и движущие силы исторического развития.

5. Современные модели общественного развития (модернизация, вестернизация, третий путь, «хорошее общество»)

Ключевые понятия: общество, смыслополагание, социальная норма, социальная парадигма, маргиналы, социальная стратификация, коммунитаризм, общественно-экономическая формация, страта, класс, цивилизация, прогресс, инволюция, критерии прогресса, футурология, утопия и антиутопия

Литература

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2000-2001.

2. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.

4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 (глава 1. – глава 31).

5. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

6. Барулин В.С. Социально-философская антропология. Человек и общественный мир / В.С. Барулин. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2007. – 600 с. – (Gaudeamus).

7. Спиркин А. Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. - М.: Гардарика, 2005. Гл.13-15.

8. Социальная философия. Лекции по курсу « Философия». М.: МГУК, 2002. Лекц. 2-3.

9. Тойнби А. Дж. Постижение истории. - М., 1991. Часть первая.

10. Философия истории: Учеб. пособие / под ред. проф. А. С. Панарина. -М., 1999. Раздел 1,П.

11. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: 000 « Издательство АСТ», 2003. Гл. 2, 8, 11

Методические рекомендации

Общество - обособившаяся от природы исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей. Существует много­образие воззрений на общество: в античности общество отождествлялось с государством, в Средневековье господствовала эсхатоло­гическая концепция, в которой природа и судьба общества объяснялись бо­жественным провидением, в Новое время к анализу общества все более при­влекают земные основания. Т. Гоббс выдвигает концепцию договорного возникновения государства, Ш. Монтескье дух народа и характер обще­ственного развития связывает с климатом, почвой и другими естественными факторами. Важную роль в становлении социальной философии сыграл Ге­гель свой идеей хитрого Разума. Гегель вводит в оборот понятие объективно­го закона общественного развития. Маркс гегелевской идее придает матери­алистический характер и выдвигает концепцию формационного развития общества, что оказало виляние на концепцию индустриаль­ного развития общества, которая была весьма популярна в 60-е годы XX века. Постепенно она трансформировалась в концепцию постиндустри­ального общества, где решающая роль отводится науке. В наши дни она постепенно переросла в информационное общество.