Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к (стр. 12 из 14)

Культурно-цивилизационный подход О. Шпенглера и А. Тойнби, реализующий идею пре­рывности общественного развития, отсутствия кумулятивности в истори­ческом процессе.

Ушедший XX век ознаменовался, с одной стороны, идеей конца истории (Ф. Фукуяма), а с другой стороны, провозглашением грядущего столкновения цивилизаций (С. Хантингтон).

Анализ общества предполагает выделение его структуры. Следует обратить внима­ние на раскрытие специфических черт каждой из четырех сфер общества: материально-производственной, социальной, политической, духовной сферы общества (одна из них может объявляться основной в разных моделях общества).

Следует уметь отделить общественное сознание от суммы инди­видуальных сознаний и раскрыть структуру общественного сознания.

Контрольные вопросы:

1. Что такое общество?

2. Охарактеризуйте основные воззрения на природу общества и законо­мерности его развития.

3. В чем различие формационной и цивилизационной концепций анали­за общества?

4. Как следует понимать утверждение, что наука становится непосред­ственно материально-производительной силой общества?

5. Согласны ли Вы с мнением, что этнос есть нация?

6. Охарактеризуйте основных субъектов социальных отношений.

7. Назовите основные признаки государства.

8. Охарактеризуйте основные уровни общественного сознания.

9. Каковы отличительные признаки морали?

10. Что такое религия?

11. Имеет ли история смысл?

12. Знание – как ценность.

13. Социальная структура информационного общества.

Тема 14. Смысл и понимание направления исторического развития. Понятие цивилизационного развития

1. Цивилизационные теории развития. Циклический и линеарный смыслы истории.

2. Плюрализм исследовательских установок в философском осмыслении общественно-исторической реальности.

3. Теория исторического круговорота Вико: три эпохи (божественная, героическая, человеческая) в развитии каждой нации. Провиденциальность исторических законов, регулирующих и направляющих деятельность людей.

4. Марксистская модель общества, его целей и движущих факторов исторического развития.

5. Понимание целей исторического развития в современной философии.

Ключевые понятия: история, формация, телеология, осевое время, философская вера, метапаттерн, цивилизация, альтернативность, поливариантность, эсхатология, рок, провиденциализм, этногенез, пассионарии, революция, циклические и линеарные концепции истории

Литература:

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2000-2001.

2. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.

4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 (глава 1. – глава 31).

5. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

  1. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. М., 1980.
  2. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учеб. пособие. Волгоград, 1995. С.144-155.
  3. Вилъчек В.М. Алгоритмы истории: Филос.-социол. этюды. М., 1989.
  4. История как объект философского знания. М.: ИФ РАН, 1991.
  5. Поппер К. Нищета историцизма. М., 1993.
  6. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни // Соч.: В 2-х т. М., 1990, Т. 1. С.158-230.
  7. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. М., 1995. С. 26-49.
  8. Алтухов Н.А. Контуры неклассической общественной теории // Общественные науки и современность М., 1992,5.
  9. Вико Дж.Б. Основания новой науки об общей природе наций. М., 1940.
  10. Паншин В.И. Циклы и ритмы истории. Рязань, 1996.
  11. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
  12. Кондратьев НД. Проблемы экономической динамики. М., 1989.
  13. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М., 1994.
  14. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.
  15. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. Гештальт и действительность М, 1993

Методические рекомендации:

«Субстантивная» (поиск сущностей, разработка универсальных теорий) и аналитическая социальная философия. Позитивистская установка: методы и нормы естествознания как образцы для социально-гуманитарного познания. Феноменологическая установка: коррелятивное единство объекта и его смысла или жизненного значения; детерминация социального поведения человека не столько объективными факторами его жизненной среды, сколько тем, как он их понимает, каким смыслом наделяет. Постмодернистская установка: социальное как сеть (переплетение) языковых игр.

Античные источники понимания истории как вечного кругового движения (Платон, Аристотель). Дж. Вико типичный представитель циклической концепции исторического процесса в Новое время. Теория исторического круговорота Вико: три эпохи (божественная, героическая, человеческая) в развитии каждой нации. Провиденциальность исторических законов, регулирующих и направляющих деятельность людей.

Необходимо обратить внимание на основные идеи и подходы К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина к проблемам, перспективам и движущим факторам общественного развития, их системный и научный анализ общества.

Н.Я. Данилевский: культурно-исторические типы как носители исторической жизни.

Необходимо иметь представление об основных идеях К. Ясперса, высказанных в работе «Смысл и назначение истории» («прометеевская эпоха», понятие осевого времени (два этапа) и философской веры).

«Цикличность» философии истории О. Шпенглера. Мир как природа и мир как история. Цивилизация смерть культуры.

Теория цикличности А. Тойнби: всемирная история как сумма локальных цивилизаций, каждая из которых проходит в своём развитии стадии возникновения, роста, надлома, разложения и гибели; диалектика творческого меньшинства и «инертного большинства».

Циклически-волновой характер (восприятие, видение) общественного развития. Гипотеза больших (~ 50 лет) экономических циклов Н.Д. Кондратьева. Социально-историческое обобщение больших циклов Кондратьева.

Циклический контур этнологической концепции Л.Н. Гумилева. Понятие затухающей вибрации. Пассионарная энергия общественного развития, или жизни этноса.

Вечный круговорот как схема отождествления локально самостоятельных и независимых друг от друга цивилизаций. Циклическая реконструкция всемирной истории. Своеобразие повторяемости, необходимости и единства, удерживаемых концепцией циклического круговорота истории. Уподобление логики развития наций, культур, цивилизаций логике развития человека. Циклическая альтернатива европо- и любому другому центризму в истории. Отказ от идеи социального прогресса, оправдание периодических закатов истории. Оптимизм и пессимизм вечного круга истории.

Неоднозначность и многовариантность линеарного понимания истории. Перфективизм (Гречко П.К.): история как прямая прогрессивно восходящая линия развития, как движение ко все более и более совершенному состоянию общества. Рационалистическая теория общественного прогресса А.Р. Тюрго. М.Ж. Кондорсе: «способность человека к совершенствованию действительно безгранична».

Ноосферный вариант линеарной концепции истории. В.И. Вернадский о диалектике перехода от биосферы к ноосфере. Социально-историческая определенность ноосферы. Возрастание в ней роли и удельного веса разума. Роль субъективного фактора в переходе биосферы в ноосферу. Ноосфера как социально-экологическое направление общественного развития. Единство человечества важнейшее условие формирования ноосферы. Планетарное и космическое измерение ноосферы.

Христианское эсхатологическое видение будущих судеб человека и мира: мрачный и страшный судный день, пророчество великого дня гнева. Светские формы апокалипсического завершения истории: экологический катаклизм, демографическая катастрофа, термоядерный коллапс, информационный обвал. Футурошок - страх перед будущим. Будущее ностальгического прошлого.

Милленаризм, или линеарность со счастливым концом. Гегель: прогресс в сознании свободы, благополучно и полно воплотившийся в германском мире. Европа есть безусловно конец всемирной истории, а Азия её начало. Развитие гегелевской идеи конца истории Ф. Фукуямой. Общечеловеческая ценность и историческая универсальность (окончательность) демократии, рынка, частной собственности. Светлое будущее как вечное (западное) настоящее. Либерально-демократическая кульминация истории: за и против.

Миросистемное подтверждение линеарного метапаттерна истории. Глобалисты, цивилизационщики и миросистемники (миросистемщики): дискуссия вокруг нового исторического материализма.