Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к (стр. 2 из 14)

Такое понимание философии порождает различные варианты основного вопроса философии. Это может быть отношение бытия и сознания (Ф. Энгельс). Это может быть поиск ответа на следующие четыре вопроса: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеться? Что такое человек? ( И Кант). Он может быть сформулирован и в драматической, почти трагической форме: «Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой или она этого не стоит – значит ответить на основной вопрос философии». (А Камю).

Предметом философии явля­ется всеобщее в системе «мир – человек». Так как в истории философии выделялись различные аспекты этого отношения, то это приводило к раз­витию и углублению предмета философии («я», «не я» и отношения между ними).

Философия раскрывает и конкретизирует свою сущность с помощью различных функций: мировоззрен­ческой, методологической, онтологической, социальной, гуманистической.…

Следует обратить особое внимание на взаимосвязь философии и науки в их историческом развитии.

Контрольные вопросы

1. Каковы духовные и социальные предпосылки возникновения философии?

2. Что такое философия? Можно сказать, что философия больше, чем наука, и что под эти понимается?

3. Как соотносятся философия и мировоззрение?

4. Что является предметом философии?

5. В чем смысл основного вопроса философии?

6. Охарактеризуйте основные функции философии.

7. Роль философии в информационном обществе

8. Зачем нужна философия современному специалисту?

Тема 2. Особенности философских проблем и различные способы их решения в истории философии. Современная философия.

2.1 Зарождение и специфика философии Древнего востока

1. Вечная философия Древнего Востока и современность («осевое время» К. Ясперс).

2. Древнекитайская философия: основные школы, направления, проблемы

3. Философские взгляды Конфуция (« я передаю, а не создаю» комментарий к более древним текстам): исправление имён, этическое учение (основные качества «благородного мужа»).

4. Учение даосизма (основатель школы Лао-Дзы – «старый мудрец» или «старый ребёнок», старший современник Конфуция), о Дао (как сущности Бытия, великом пути, которым следует Вселенная, или Космическом Законе, и одновременно субстанции всего сущего) и Дэ (как проявления Дао) и Бытии, и Небытии, недеяние как основный принцип этики даосизма.

5. Древнеиндийская философия, ортодоксальные и неортодоксальные школы, их общая характеристика.

1. Ортодоксальная школа:

Миманса («размышление», учение об освобождении)

Ньяя (основоположник школы- мудрец Гоутама, I век)

Вайшешека (различие, особенность, основатель – мудрец Улука по прозвищу Канада, IV век до н.э.)

Учение об освобождении Я от боли и страданий и о Бытии и Небытии

Санкхья («число», «расчет», основатель – мудрец Капила, VII век до н.э.)

Йога («соединение», «созерцание», основатель – мудрец Патанджали, II век до н.э.) Учение о пути освобождения и восьми вспомогательных средствах для очищение и просветления читты

2. Неортодоксальная школа:

Философия буддизма – основатель – Сиддхартха Гаутама, получивший прозвище Будда, т.е. «Просветлённый», «Постигший истину» учение об освобождении от страданий как главная практическая задача, (12 звеньев цепи страдания, 4 благородные истины и восьмеричный путь спасения Будды)

Джайнизм – религиозно-философское учение VI-V вв. до н.э. Основатель – Вардхаман, VI в. до н.э., известный под именем «Махавира» - великий герой.

Чарвака (синоним термина «материалист», единственная материалистическая школа в Древней Индии) раннее название «Локаята» (от «Лока» - этот мир). Основатель школы – мудрец Чарвака или мудрец Брихаспати

Ключевые слова: священная философия, Дао, Дэ, Инь и Ян, Бытие и Небытие, Ци, сансара, карма, нирвана, пуруша, рита, пракрити, Гуны, Ахапкары, дхарма.

Литература:

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2000-2001.

2. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.

4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 (глава 1. – глава 31).

5. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

6. Антология мировой философии: В 4 томах. М., т. 1

7. Древнеиндийская философия. Начальный период. М.,1963

8. Древнекитайская Философия в 2 т. М., 1972-1976

9. Радхакришнан С. Индийская философия: в 2 томах, М., 1994

Методические указания: Происхождение философии. Особенности генезиса предфилософии и философии на Западе и Востоке: в Шумеро-Вавилонии, Египте, Древней Греции, Древней Индии, Древнем Китае. Гносеогенная, мифогенная и гносеомифогенная концепции происхождения философии. Цивилизационная и историческая периодизация философии в ее развитии.

Исторические типы и направления философии. «Запад», Ближний и Дальний «Восток» в их цивилизационной и культурно-исторической специфике.

2.2 Греко-римская философия (античность)

1 Три основных этапа развития античной философии (досократики, классический и эллинистический ) и их общая характеристика.

2 Зарождение античной философии (Милетская школа, Гераклит, Пифагор, элеаты, Демокрит).

3 Сократ.

4 Философское учение Платона.

5 Философия Аристотеля – венец античной философской мысли.

6 Эллинистический этап развития философии.

Ключевые слова: Космос, хаос, «фюзис», природа, логос, София, архэ, хора, материя, абсолютное бытие, апории, эпистема, мистерии, гедонизм, эвдемонизм, душа, гилозоизм, пневма, первооснова, субстанция, Ум – Демиург, эйдосы, истина.

Литература:

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2000-2001.

2. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.

4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 (глава 1. – глава 31).

5. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

  1. Кузнецов В.Н. Европейская философия XVIII века. – М.: - Изд. «Академический проект». - Серия «Gaudeamus». – 2006. – С.544.
  2. История философии/ Колл. авт. Лекции. – М. 2000. Лекция № 1 .
  3. Мареев С. Н., Мареева Е. В. История философии (общий курс). Учеб­ное пособие. М.: Академический проект, 2004. Гл.2.
  4. Перспективы цивилизации. Философские проблемы. – М.: Изд. МГИМО (У) МИД России. – 2009. – С.588.
  5. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.1.Античность,- СПб., 1997.
  6. Спиркин А. Г. Философия: Учебник, -2-е изд. – М.: Гардарика, 2005. Гл., 1.
  7. Чанышев А.Н. История философии древнего мира. – М.: - Изд. «Академический проект». - Серия «Gaudeamus». – 2005. – С.608.

Методические указания:

Происхождение и значение термина «философия» (Пифагор, Гераклит, Платон). Мудрость и любовь к мудрости. Мудрость как высший род знания, профессиональное мастерство, житейская мудрость (Конфуций, Сократ). Проблема первопричин, первоначал и первосущностей в школах древнегреческой философии (милетская, пифагорейская, перипатетическая, эпикурейская, стоиков). Софийная (Сократ, Платон) и эпистемная (Демокрит, Аристотель) традиция в античной философии. Платоновская концепция человеческой души, познания, природы и Космоса и аристотелевская концепция соотношения философии и частно-научного знания. Соотношение понятий «микрокосм» и «макрокосм». В античной философии важно уловить софийный характер философствования. Пифагор, Сократ, Платон видят в философствовании любомудрствование, где достигается удивительное единство человеческого духа, постигающего сущностное соразмерностью благу. Само благо является своеобразным синтезом истины, добра и красоты. Этим достигается единение человеческого духа, постигающего целостное бытие.

Следует обратить внимание на основные этапы развития древнегреческой философии.

Первый этап связан с деятельностью так называемых досократиков, т.е. мыслителей, творивших до Сократа. Их в большей мере занимает Космос, мироздание. Они считали, что существуют общие законы космо­са, которым подчиняется все сущее и существующее, включая человека. Эту мысль четко выразил в своем Логосе Гераклит. В этом периоде выделяют следующие школы: милетская, эфесская, пифагореизм, элейскую школу. К этому периоду относятся также Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит.

К классическому этапу относится софистика. Два направления: «старшие» софисты (Протагор, Горгий, Продик), «младшие» софисты (Ликофрон, Критий, Фразимах). А так же Сократ, Платон, Аристотель. Софисты порывают с космологической традицией и объявляют человека мерой всех вещей (Протагор). Человек берется за точку отсчета оценки всего происходящего, он задает масштаб измерения мира. Однако эта продуктивная идея была са­мими же софистами доведена до абсурда, когда мнение каждого объявлялось истинным. Гений Сократа позволил ему сохранить основную мысль софистов - человек центр Вселенной - и уйти одновременно от релятивизма и субъективизма тех же софистов. Человеческое сознание есть не только выражение субъективных устремлений человека, но и носитель знания, содержание которого не зависит от людей. Это интерсубъективное содержа­ние знания позволяет людям осуществлять познание мира и общение между ними. Однако откуда в сознании человека появляется нечто им не создан­ное, но задающее смысл всему наличному? Вот загадка, над которой мучи­тельно размышлял Сократ. Он весь в сомнениях прислушивается к внут­реннему голосу, который нашептывает от имени Божества. Однако не у каждого есть свой даймонион, да и божественное в душе слабо поддается философской рефлексии. Платон ввел понятие сверхбытия, царство идей (эйдосов). Царство идей обладает своей иерархией и пирамидальной структурой. На верху пирамиды находятся абстрактные понятия: идея «красоты», «мужества», а венчает пирамиду одна-единственная идея, «блага» или «единого». Платоновские эйдосы начинают противостоять миру вещей как образцы. Складывается система объективного идеализма, благодаря которой порознь находятся сущности и то, сущностью чего они являются. Этот разрыв четко зафиксировал Аристотель и сформулировал ряд возражений в адрес своего учителя.