Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к (стр. 3 из 14)

Стагирит пытается соединить два мира. Он не хочет смириться с тем, что сущность предмета отрывается от самого предмета. Так возникает поня­тие формы (минимально общее, которое почти сливается с единичным, но все же не сливается с ним до неразличимости). Однако в конечном итоге форма Аристотеля стала поразительно похожа на эйдосы Платона и тому есть веская причина: оба они под сущностью понимали нечто вечное, неиз­менное, равное самому себе. Для них предметом философии являлись сверхчувственные, неподвижные и вечные сущности, отличные от предмета естествознания (физики) и математики. Мир сверхчувственного отнес к об­ласти теологии. И хотя Аристотель отнес три из четырех своих основоположений (причин) к божественному учению, одновременно они сохранились в качестве предмета философии. Аристотель стремится придать филосо­фии научный характер, но не отказывается от предельных притязаний своей метафизики, включая в неё помимо материальной причины, также действующую и целевую. Тем самым Стагирит сохраняет в своей философии софийную направленность.

Эллинистический период античной философии охватывает промежуток времени с сер.IV в до н.э. (т.е. с возникновения «мира эллинизма») и до конца античной эпохи, т.е. до падения Рима в 476 г., захваченного варварами-германцами. В эллинистический период получили развитие сократические школы, платонизм (Академия), аристотелизм (перипатетики – «гуляющие»). Наиболее яркие представители данного периода: Пиррон, Секст Эмпирик (Рим.) (скептики); Зенон из Китиона, Сенека (Рим.), Марк Аврелий (Рим.) (стоики); Эпикур (эпикуреизм); Филолай, Ликон (пифагореизм); Теофраст (аристотелизм), Аркесилай, Плутарх Афинский (платонизм); Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл (неоплатонизм).

Контрольные вопросы:

1. Что такое апейрон Анаксимандра?

2. Что такое Логос Гераклита?

3. Какой вклад сделал Гераклит в становление диалектики?

4. Что понимали под числом пифагорейцы?

5. Какой вклад в развитие философии внесли элеаты?

6. Какие Вы знаете апории Зенона и в чем их смысл?

9. Какой вклад в развитие философии внесли софисты?

7. Какими характеристиками о6ладает атом Демокрита?

8. Какие виды эйдосов выделяет Платон?

9. Как Платон трактует учение о душе и познании?

10. Что такое форма Аристотеля?

11. Какие возражения выдвигал Аристотель в адрес Платона?

12. Преодолел ли Аристотель «недостатки» философии Платона?

2.3. Средневековая философия.

1. Социальные, духовные и философские предпосылки возникнове­ния средневековой философии.

2. Основные черты средневековой философии.

3. Патристика. Философско-теологическое учение Ав. Блаженного.

4. Схоластика. Философия Фомы Аквинского – вершина средневековой схоластики.

Ключевые понятия: теоцентризм, Библия, «Завет», триптих: Тело-Душа-Дух, Бог, Абсолют, перипатетики, гностики, схоластики, вера, догма, подлунный и надлунный мир, исповедь, апологеты, озарение, Божественное предопределение и благодать, «Буриданов осел».

Литература

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2000-2001.

2. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.

4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 (глава 1. – глава 31).

5. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

  1. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии, - М.,1979.
  2. Мареев С.Н., Мареева Е.В., История философии (Общий курс). Учебное пособие: - М.: Академический Проект, 2004. Гл. 3.
  3. История философии/ Колл. авт. Лекции, - М., 2000. Лекция №2.
  4. Спиркин А. Г. Философия: Учебник.- 2-е изд. -М.: Гардарика, 2005. Гл. 2.
  5. Рассел Б. История западной философии. –Новосибирск, 1999-Кн.II.
  6. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 2. Средневековье. – СПб., 1995.

Методические рекомендации:

Студенту нужно обратить внимание на различные школы средневековой философии и её теоцентристский тип мышления. Концепция Бога в христианской патристике (Августин, Ареопагитики). Человек и природа в системе монотеистических представлений христианства, иудаизма, мусульманства. Проблема соотношения веры и знания, души и тела, проблема спасения, триединства Бога, проблема человеческой свободы и фатума как главные проблемы данного этапа. Знаменитый христианский триптих представления человека: «дух-душа-тело». Расцвет средневековой схоластики (Фома Аквинский и другие), проблемы логики, проблема общего и единичного; схоластический реализм и номинализм. Уильям Оккам (1288-1349), проблема знания и веры. «Верую и понимаю». Особый вариант номинализма – «терминизм». Тезис Оккама «Не следует умножать сущности сверх необходимого», получивший название «бритва Оккама». Жан Буридан (1290-1358), последователь Оккама. Проблема свободы воли. «Буриданов осел» как наглядный пример свободы воли.

Постепенно схоластика стала терять былое влияние, так как наступает эпоха Возрождения, которая несет собой новую парадигму социальной и духовной жизни (новые духовные координаты).

Контрольные вопросы:

  1. Какие духовные и социальные предпосылки лежат в основе возникновения средневековой философии?
  2. Что такое патристика?
  3. Каким образом Ав. Блаженный доказывает первенство веры над разумом?
  4. Какую роль Бог играет в философии Ав. Блаженного?
  5. Какие идеи Платона христианизирует Ав. Блаженный?
  6. Как представляет себе Ав. Блаженный исторический процесс?
  7. В чем суть полемики между средневековыми реалистами и номиналистами?
  8. В чем различие между патристикой и схоластикой?
  9. Каким образом Фона Аквинский отделял предмет теологии от пред­мета философии?
  10. Назовите доказательства бытия Божия Фомы Аквинского.
  11. Почему столь велико влияние томизма на современный католицизм?

2.4. Философия Нового времени

1. Научная революция и философия ХVII века

2. Эмпиризм и рационализм - основные направления философии Нового времени.

3 Философия французского Просвещения XVIII века.

Ключевые понятия: наукоцентризм, солипсизм, эпистема, деизм, пантеизм, гуманизм, антропоцентризм, детерминизм, геоцентризм, гелиоцентризм, трансцендентный, механицизм.

Литература:

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2000-2001.

2. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.

4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 (глава 1. – глава 31).

5. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

  1. Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М.: - Изд. «Высшая школа». – 2005. – С.784.
  2. История философии/ Колл. авт. Лекции, - М., 2000. Лекция №3.
  3. Кузнецов В.Н. Европейская философия XVIII века. – М.: - Изд. «Академический проект». - Серия «Gaudeamus». – 2006. – С.544.
  4. Кузнецов В. Н., Мееровский Б. В., Грязнов А.Ф. Западноевропейсая философия XVIII века. -М., 1986г..
  5. Мареев С.Н., Мареева Е.В., История философии (Общий курс). Учебное пособие: - М.: Академический Проект, 2004. Гл. 5.
  6. Спиркин А. Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. – М.: Гардарика. 2005. Гл. 4.5.
  7. Соколов В. В. Европейская философия XV - XVII веков. - М., 1984.
  8. Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск, 1999-Кн.III.
  9. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 3.Новое время. – СПб., 1995.

Методические указания:

Обратить внимание на наукоцентризм в философии Нового времени. В этот период проходит научная революция, начиная с выхода работы Н Коперника в 1543 году «Об обращении небесных сфер» и заканчивая «Математическими началами натуральной философии» И. Ньютона, опубликованными в 1687 году. За те сто пятьдесят лет, которые отделяют Коперника от Ньютона, меняется не только образ мира (отказ от концепции Птолемея), изменяется отношение между наукой и обществом, наукой и философией. Успехи науки (особенно астрономии) оказали своё влияние на философию - она все более начинает принимать образ науки.

Одним из первых на этот путь вступил Ф. Бэкон. Он пересмотрел всю историю науки и обнаружил очень слабое ее влияние на повседневную жизнь. «Наука должна и может изменить условия человеческой жизни», - заявляет Бэкон. «Эго - инструмент, сконструированный человеком в целях достижения всеобщего братства и прогресса» (Цит. по Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 3. – СПб., 1995.С. 161-162).